Курс лекций по "Общая теория права и государства"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 01:12, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Общая теория права и государства"

Содержание

1.Понятие и признаки государства.
2.Функции государства.
3. Формы государства.
4.Правовое государство.

Работа содержит 1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ПРАВА.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Система законодательства – совокупность нормативно правовых актов (внешних форм выражения юридических норм), расположенных в соответствии с системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма одного и того же явления. Законодатель, учитывая содержание общественных отношений, отраженное в системе права, выражает его в законодательстве, придает ему определенную форму. Системное построение права дает возможность законодателю ориентироваться в случаях, если обнаруживаются акты, противоречащие системной организации права, позволяет обнаруживать пробелы в законодательстве. Теоретические разработки проблем системы права оказывают существенное влияние на совершенствование законодательства, его систематизацию.

 

Правовые отношения. Правонарушения. Юридическая ответственность.

 

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное правовой нормой. Правоотношения возникают между людьми, гражданами-предпринимателями, государственными органами, предприятиями, фирмами, кооперативными и другими организациями. Элементами правоотношения являются субъекты, объекты и содержание. Главным элементом правоотношения являются права и обязанности участников правоотношения. Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений являются юридические факты. Юридические факты подразделяются на события и действия.

События не зависят от воли и сознания людей (наводнение, землетрясение, рождение, смерть). Юридические действия совершаются по воле людей. Юридические действия бывают правомерные и неправомерные. Наиболее распространены правомерные действия – договоры, сделки, акты государственных органов.

Неправомерные действия – это правонарушения (в том числе уголовные преступления), неисполнения договорного обязательства, причинение вреда.

Правонарушениями являются действия, нарушающие нормы права и установленные ими права и обязанности. Правонарушения представляют опасность для общества, причиняют вред общественным отношениям.

Правонарушения могут быть уголовными, административными, дисциплинарными, гражданскими, трудовыми и т.д.

За совершение правонарушения предусмотрена юридическая ответственность. Она состоит в применении мер государственного принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных правовыми нормами.

Ответственность за преступление выражается в уголовном наказании (например, лишение свободы), за административные правонарушения может быть установлен штраф, лишение определенного права (права на управление транспортом), за нарушение трудовых обязанностей может быть применено дисциплинарное взыскание, за нарушение договорных обязательств наступает гражданско-правовая ответственность в виде неустойки, возмещения убытков.

Для возложения ответственности необходимо наличие ряда условий: вина правонарушителя, противоправность его поведения, причинение вреда, причинная связь между поведением нарушителя и наступившим результатом.

 

                                          Виды нормативных правовых актов.

 

В процессе правотворческой деятельности создаются разнообразные нормативные акты. Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение (ст. 1 Закона “О нормативных правовых актах республики Беларусь”).

Основными видами нормативных правовых актов являются законы, декреты, указы, постановления, нормативные акты министерств, государственных комитетов, а также нормативные акты органов судебной власти.

Конституция – это Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу, и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция закрепляет основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, систему законодательной, исполнительной и судебной властей, основы законодательного регулирования и всей нормотворческой деятельности.

Верховенство конституции означает, что конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. В случае расхождения закона, декрета, указа с конституцией действует конституция.

Закон – это нормативный акт, принятый референдумом или высшим представительным органом государственной власти (парламентом) в особом процессуальном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Законы бывают конституционные и обыкновенные. К конституционным относится Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о толковании конституции.

Обыкновенные законы –

Подзаконные нормативные акты — это акты, принятые в соответствии с законом и ему не противоречащие. Это указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции.

Среди нормативных актов Республики Беларусь особое место занимают указы Президента Республики Беларусь. Президент издает декреты и указы. Декреты принимаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией. Указы и Декреты Президента не должны противоречить Конституции.

Совет Министров принимает постановления по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства.

Министерства, государственные комитеты принимают постановления.

К нормативным актам относятся также решения местных советов депутатов. В зависимости от вида нормативного акта, в котором содержится норма права, правовые нормы подразделяются на законодательные (содержащиеся в законах) и подзаконные (изложенные в подзаконных актах– указах, постановлениях).

 

 

 

 

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Все нормативные акты имеют определенные временные, пространственные и субъективные пределы действия, то есть действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие правовых норм во времени означает, что следует определить момент, с которого норма начинает действовать.

Время действия нормативного акта ограничивается рамками начала и окончания действия гражданско-правового акта. Момент, с которого связано начало действия нормативного акта, называется временем вступления его в силу. Общее правило о действии нормативных актов во времени состоит в том, что закон не имеет обратной силы во времени и применяется лишь к тем отношениям, которые возникли после вступления его в силу.

Законы и постановления Национального собрания Республики Беларусь публикуются не позднее 10-дневного срока после их принятия и вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования официальным органом. Время вступления законов в силу может быть оговорено в самом законе. Так, Гражданский кодекс Республики Беларусь был принят Палатой представителей 28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. Но в самом Кодексе указан момент вступления его в силу – с 1 июля 1999 г., Трудовой кодекс вступил в действие с 1 января 2000 г.

Нормативные акты, как правило, не имеют обратной силы, то есть не распространяются на отношения, которые возникли до вступления его в силу. Придание закону обратной силы допускается только в случаях, прямо предусмотренных в законе. Это допустимо в случаях, когда новый нормативный акт значительно расширяет права по сравнению с ранее изданным.

Действие нормативных актов прекращается их отменой или изменением в установленном порядке, либо истечения срока действия нормы при условии, что такой срок был установлен.

Действие нормативного акта в пространстве – это распространение его действия на определенную территорию. Законы Республики Беларусь действуют на всей территории Республики Беларусь и имеют на ней одинаковую юридическую силу. В отдельных случаях в самом законе имеются указания о сфере действия этого акта. Например, в Жилищном кодексе Республики Беларусь установлено, что норма жилой площади для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (менее минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования, ст. 81 ЖК – в пределах от 15-20 кв. м), г. Минске составляет менее 15 метров, а в других административно-территориальных единицах (областях) может быть установлена иная норма. Акты органов местного управления и самоуправления действуют в пределах административно-территориальной единицы, принявшей нормативный акт.

Действие законов по кругу лиц. По общему правилу, нормативные правовые акты распространяют свое действие на всех граждан и на все организации Республики Беларусь, если из закона не вытекает иное. Нормативно-правовые акты действуют в отношении граждан данного государства, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также всех организаций, существующих на территории государства. Некоторые нормативные акты могут распространять свое действие лишь на определенные категории лиц, органов, организаций. Так, Закон  “О милиции” действует только в отношении органов милиции. Некоторые акты действуют в отношении пенсионеров, военнослужащих, женщин и т.д.

 

 

                            Основы конституционного права

Тема 3. Общие положения конституционного права

 

1.       Понятие, предмет и источники конституционного права

2.       Конституционный строй

3.       Конституционно-правовой статус личности

4.       Понятие гражданства.

5.       Избирательная система

6.       Конституционные основы организации и деятельности государственных органов.

1.       Понятие, предмет и источники конституционного права.

Конституционное право как отрасль права в любом государстве – это составная часть его национальной правовой системы. Конституционное право – ведущая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения об устройстве государства, организации государственной власти и местного самоуправления, политической системы, взаимоотношениях между государственными органами и общественными объединениями, политическими партиями и гражданами, о правовом статусе граждан, суверенитете народа, нации, государства.

Конституционное право концентрирует основы всех отраслей права и создает для них юридическую базу, устанавливает общие, наиболее важные положения. Конституционное право возглавляет всю систему права государства, вокруг которого расположены другие отрасли права.

Конституционно-правовые нормы устанавливают систему и виды органов государственной власти и местного самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, полномочия, формы деятельности, регламентируют отношения между ними. Установленные конституционно-правовыми нормами основы взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти определяют форму правления страны, а отношения между центральными и региональными органами государственной власти определяют форму государственно-территориального устройства.

Конституционно-правовые нормы устанавливают также основополагающие принципы правового статуса личности, основные права, свободы и обязанности. Права и свободы принадлежат человеку от рождения, они не могут быть ограничены ни государством, ни его основным законом. Нормы конституционного права демократических государств закрепляют неотъемлемость прав и свобод. Провозглашают их высшей ценностью и устанавливают обязанности государства по их охране и защите.

Источниками права являются формы (правовые акты), в которых закрепляются нормы права. Источниками конституционного права являются конституция, международные договоры, законы, декреты, указы, постановления и другие правовые акты.

 

 

Основы конституционного  строя.

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, быть республикой или монархией и т.д. совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе  организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, является его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Согласно статье 1 Конституции Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

С точки зрения формы государственного устройства Республика Беларусь является унитарным государством, т.е. государством, не имеющим в своей внутренней структуре других государств. В унитарном государстве действует одна конституция, единая система законодательства и судебной системы, единое гражданство, один законодательный орган, который может быть как однопалатным, так и двухпалатным.

В соответствии с Конституцией – Республика Беларусь демократическое государство. Демократическое государство – это такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление, развиваются все формы собственности, создаются равные условия для их развития.

Республика Беларусь – социальное государство. Признаки социального государства: 1) оно ответственно за существование общества; 2) в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом; 3) государство помогает человеку, обеспечивает его достойное существование. Статья 21 Конституции предусматривает право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Информация о работе Курс лекций по "Общая теория права и государства"