Курс лекций по "Общая теория права и государства"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 01:12, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Общая теория права и государства"

Содержание

1.Понятие и признаки государства.
2.Функции государства.
3. Формы государства.
4.Правовое государство.

Работа содержит 1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ПРАВА.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Третьей составляющей формы государства является государственный (политический) режим. Под государственным режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Все политические режимы делятся на демократические и недемократические. Демократический режим характеризуется следующими основными чертами:

● Плюрализм в общественно-политической жизни. Это проявляется в деятельности различных партий, других общественных организаций и объединений, представляющих интересы самых различных социальных групп и слоев населения.

● Реализация принципа разделения властей.

● Защита личности от произвола, беззакония. Права личности находятся под защитой правосудия.

1. Демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности граждан, религиозные убеждения человека.

2. Демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти через избирательную систему.

3. Предоставление свободы личности в сфере экономической деятельности.

4. Демократический режим базируется на правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества.

Недемократические режимы характеризуются господством одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности, сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод, низкий экономический уровень народа, акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике, всеохватывающая милитаризация общественной жизни, примат государства над правом, нарушений законности, ликвидация правовых начал в общественной жизни.

Таким образом, форма государства понимается в единстве трех структурных ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Понятие формы государства охватывает организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением. Оно же включает в себя территориальную организацию государственной власти, соотношение государства, как целого с его составными частями, а также методы и способы осуществления государственной власти.

 

                            4. Правовое государство

Наиболее важные аспекты демократического правления сконцентрированы в понятии “правовое государство”, которое характеризуется такими принципами, как верховенство права, народный суверенитет, разделение властей, незыблемость прав и свобод личности. Правовое государство имеет следующие основные признаки:

1.Превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества;

2.Господство закона во всех сферах общественной жизни (полный отказ от примата государства над правом, никакие подзаконные акты – президентские, правительственные, ведомственные – не могут противоречить закону, обладающему высшей юридической силой, не могут отменять или изменять его);

3. Незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана (права и свободы личности рассматриваются не как дар государства, а как естественное состояние человека и результат социального прогресса).

4. Четкое разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона, а судебная власть независима и подчиняется только закону.

5. Обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и им сами путем референдума. В правовом государстве не должно быть законов, не соответствующих воле народа, а тем более противоречащих ей.

6. Наличие эффективных форм государственного контроля за соответствием закону всех других нормативных актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности.

7. Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения (неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние при соблюдении принципа взаимной ответственности государства и личности);

В юридической литературе называют и ряд других признаков  правового государства: четкое разграничение функций общества и государства; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; верховенство и прямое действие конституционного закона; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни определяется тем, что в законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, общую волю населения страны. Они регулируют наиболее важные стороны общественной жизни, определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. При расхождении этих актов с законом действует закон. Подзаконные акты выражают волю издавших их  органов и конкретизируют некоторые положения закона, но ни в коем случае не могут совершенствовать, подправлять, изменять закон. Уважение закона и, прежде всего конституции, есть неотъемлемая черта правового государства, атрибут сознания и поведения людей.

Основным признаком организации и деятельности правового государства является разделение властей. Осуществление этого принципа препятствует злоупотребление властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственных структур. Каждая из ветвей власти – законодательная, исполнительная и судебная – имеет свое предназначение и наделяется соответствующей компетенцией, они самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий, обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти  не может принять на себя функции другой, но действовать обособленно они также не в состоянии. Поэтому ветви единой государственной власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый “политический организм”.

Принцип разделения ветвей власти предполагает наличие системы “сдержек” и “противовесов”. Элементами такой системы в частности, являются: срочность полномочий должностных лиц, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, независимость судейского корпуса.

 

 

Тема 2. Понятие и сущность права. Система законодательства

1.      Понятие и сущность права

2.      Правовые отношения. Правонарушения и юридическая ответственность.

3.      Виды нормативно-правовых актов

4.      Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5.      Система и источники права. Понятие отрасли и института права.

 

1. Понятие и сущность права

Право является одним из самых сложных общественных явлений. Оно так или иначе затрагивает интересы каждого человека, различных социальных групп населения. Юридической науке известно множество правовых теорий, по-разному раскрывающих природу и сущность  права. Существует несколько определений права, среди которых нет ни одной общепризнанной, разделяемой всеми.

Основные черты права:

1. право – прежде всего совокупность правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством. Правовые нормы устанавливаются либо компетентными государственными органами непосредственно, либо путем передачи ими своих полномочий на издание некоторых нормативно правовых актов негосударственным организациям либо их органам, или путем санкционирования  иных социальных норм (обычаев);

2. право – систематизированная совокупность издаваемых или санкционируемых правил поведения;

3. право выражает государственную волю. Каждый отдельный нормативно-правовой акт выражает волю издавшего его государственного органа.

4. Право – это система правил поведения, имеющих общеобязательный характер, то есть подлежащих выполнению всеми субъектами права, обладающими определенными правовыми признаками (всеми гражданами, всеми военнослужащими, всеми субъектами хозяйствования и т.д.). Правовым предписаниям должны следовать все лица, на которых они распространяются, независимо от того, желают они этого или нет. Общеобязательность правовых норм в полной мере распространяются и на государство, и на те государственные органы, которые издали правовой акт. Правовое государство связывает себя, все свои органы требованиями правовых норм до тех пор, пока они не будут в установленном порядке изменены или отменены.

5. Право, составляющие его правовые нормы, всегда выступают в определенной, официально выраженной письменной форме. Это – установленные в государстве нормативно-правовые акты (законы, декреты, указы, постановления и т.д.), допускаемые законодательством нормативные договоры, санкционированные обычаи, признаваемые в некоторых странах правовые прецеденты. Официальная письменная форма придает правовым нормам необходимую формальную определенность (точность формулировок) и подтверждает их юридическую силу, то есть их место и значимость в иерархии нормативно-правовых актов.

6. Реализация права обеспечивается государством. Для этого существуют предусмотренные законодательством средства государственного воздействия: поощрения, предупреждения, принуждение, ответственность и др. Средства государственного воздействия применяются только уполномоченными на то органами и в соответствии с установленными законом процедурами.

7. Право как системная совокупность норм характеризуется динамизмом, изменчивостью, которые обусловлены развитием и изменением регулируемых правом общественных отношений.

Исходя из перечисленных признаков право – это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемых государством или компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства населения с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.

 

 

Понятие нормы права, ее структура и виды

Право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом. Нормы права бывают императивные (обязательные, от правил которой нельзя отступить) и диспозитивные (которые могут быть изменены или дополнены по усмотрению сторон).

Правовая норма является первичным элементом права. Она имеет свою структуру. Типичная правовая норма состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть нормы, предусматривающая обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться установленными ею правилами. Гипотеза указывает на условия применения нормы.

Диспозиция – часть нормы, в которой содержится указание на то, каким должно быть поведение субъекта в случае наступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиция – это правило поведения.

Санкция – часть нормы, в которой указываются юридические последствия невыполнения предписания, изложенного в диспозиции. Санкция – установление угрозы наступления неблагоприятных юридических последствий неисполнения или нарушения правовой нормы.

В зависимости от вида нормативного акта, в котором содержится норма права, правовые нормы подразделяются на законодательные (содержащиеся в законах) и подзаконные (изложенные в подзаконных актах— указах, постановлениях).

 

 

Система права и система законодательства Республики Беларусь.

Система права – это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права. Различаются следующие основные отрасли права: конституционное, административное, финансовое, международное, земельное, лесное, горное, водное и другие отрасли природоохранительного права; гражданское, трудовое, семейное, аграрное, уголовное, уголовно-исполнительное другие отрасли права.

Основным критерием деления права на отрасли права является предмет правового регулирования и метод этого регулирования, то есть способ воздействия на определенные общественные отношения. Отрасль права есть совокупность обособленных юридических норм, регулирующих определенный род общественных отношений. Например, гражданское право регулирует имущественные и тесно связанные с ними неимущественные отношения, уголовное право – отношения, связанные с совершением преступлений и установлением наказаний, семейное право регулирует личные и имущественные  отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

Институт права – это обособленная часть отрасли права, представляющая собой группу норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Например, институт наследования в гражданском праве, институт необходимой обороны в уголовном праве, институт усыновления в семейном праве и т.п.

Правовые нормы, составляющие содержание институтов и отраслей права, создаются в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов и приобретают, таким образом, внешние формы своего выражения. Такими внешними формами являются нормативные правовые акты как источники правовых норм. Нормы права объективно проявляют себя в формулировках статей законов и иных нормативно-правовых актов, то есть через законодательство, которое является продуктом деятельности государства.

Информация о работе Курс лекций по "Общая теория права и государства"