Курс лекций по "Общая теория права и государства"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 01:12, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Общая теория права и государства"

Содержание

1.Понятие и признаки государства.
2.Функции государства.
3. Формы государства.
4.Правовое государство.

Работа содержит 1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ПРАВА.doc

— 1.15 Мб (Скачать)


8

 

              Общая теория права и государства.

              Тема 1. Понятие и сущность государства

1.Понятие и признаки государства.

2.Функции государства.

3. Формы государства.

4.Правовое государство.

 

1. Понятие и признаки государства.

С развитием общества изменяются взгляды на понятие государства, его предназначение и роль в общественной жизни. До настоящего времени наука не сумела дать всеобъемлющего определения государства. В принципе, невозможно определить общее понятие государства, которое отражало бы все без исключения его признаки и свойства, характерные для всех исторических периодов. Это связано с тем, что разнообразие условий, в которых существовали, существуют, и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.

Все исследователи включают в качестве специфических признаков государства такие его атрибуты, как народ, публичную власть, и территорию. И юристы, и экономисты, и историки и представители других общественных наук определяют государство как общность, в основе структуры которой лежит территория, народ и государственная власть.

Основными признаками государства являются следующие:

1) государственная власть. Государство характеризуется наличием особого аппарата, при помощи которых выполняются политические функции  управления и принуждения. Государственная власть располагает армией, полицией, жандармерией, разведкой, судом, прокуратурой, чиновничьи аппаратом.

2) Население. Государственная власть объединяет людей по признаку территории.

3) Государственный суверенитет. Он означает самостоятельность, независимость государства, которая выражается в его возможности свободно, по собственному усмотрению, решать свои внешние и внутренние дела без нарушения прав других государств и без вмешательства других государств.

4) Сбор налогов, необходимых для содержания аппарата публичной власти и социальной поддержки малоимущих слоев населения.

5) Законотворчество. Только государство, выступая официальным представителем общества, может издавать законы и иные правовые положения, обязательные для всего населения страны.

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий – осуществляющая на правовой основе все более широкие общесоциальные функции (Кучинский В.А., Горбаток Н.А. Вишневский А.Ф.).

Государство – это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию (под ред. Лазарева В.В.)

Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. (Основы права под ред. З.Г. Крыловой)

Тип государства представляет собой систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых теми или другими историческими условиями. Исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, черт, характеризующих государство определенной общественно-экономической формации или этапа развития  человеческой цивилизации.

Исторический тип государства определяется на основании того, на каком экономическом базисе основывается это государство, интересам какого господствующего класса оно служит. В связи с этим выделяется три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное и буржуазное. Выделяется также социалистический тип государства.

Мировая политико-правовая мысль разработала и другие концепции типов государственности. Так, немецкий ученый правовед Еллинек Г. делит все государства на 5 исторических типов: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное государство. Русский историк Н.И. Карев выделяет 6 типов государства: государство-город, восточная деспотия, феодальное поместье-государство, сословная монархия, западно-европейская абсолютная монархия и конституционное государство.

 

 

                                                        2.Функции государства

Функции государства – это основные направления его деятельности, осуществляемые в установленном в законе порядке. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности иного порядка. Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функций государства так или иначе участвуют все его органы.

Функции государства классифицируются по сферам государственной деятельности, способам ее реализации, видам государственной политики и по другим основаниям. По сферам  деятельности государства его функции подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся:

экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны;

социальная, направленная обеспечение всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;

культурно-воспитательная, в основе которой развитие демократии, науки, образования, обеспечения всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;

охрана правопорядка, общественной безопасности, заключающаяся в проведении в жизнь гарантий законности, охране прав собственности, прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;

экологическая, направленная на защиту окружающей среды.

В зависимости от способа осуществления государственной власти к внутренним функциям относятся законодательная (правотворческая) функция, исполнительно-распорядительная, контрольно-надзорная.

              К внешним функциям государства относятся:

● представительство государства в мировом сообществе,

● оборона страны от нападения извне, борьба за мир,

● взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами в решении глобальных мировых проблем (экологических, энергетических, сырьевых, продовольственных и других);

● межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество, отвечающее национальным интересам;

Выполнение функций обеспечивается государственным механизмом, т.е. системой органов и учреждений государства, подразделяемых на органы государственной власти, органы государственного управления, суды. Важной составной частью государственного механизма являются вооруженные силы, милиция (полиция), налоговая полиция, органы государственной безопасности, исправительные учреждения.

В систему государственного механизма входят:

а) законодательные органы – парламенты (в Республики Беларусь — Национальное собрание, в РФ – Федеральное собрание, в США – Конгресс, в Польше – Сейм и т.д.)

б) исполнительные органы – президент, правительство, министерства, комитеты и др.

в) судебные органы в соответствии с судебной системой государства .

г) правоохранительные органы государства – прокуратура, министерство внутренних дел, полиция, милиция, таможенные органы.

Каждый орган наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, организационными и материальными средствами

 

                            3. Форма государства

Форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленная его сущностью и социальным назначением и отражающая исторические, экономические, национальные особенности, уровень развития демократии и культуры соответствующего общества. Форма государства включает в себя три связанных между собой института – форму правления, форму государственного устройства и государственный режим.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением. По формам правления государства разделяются на монархии и республики.

При монархической форме правления верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. При республиканской форме правления верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Современные республики делятся на два вида: парламентарные и президентские.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. В такой республике парламент формирует правительство, члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом. Главной функцией парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики. В парламентарных республиках глава государства – президент избирается парламентом либо специально  cv vc v v vqa9i образуемой парламентской коллегией.

Второй разновидностью республиканской формы правления является президентская республика. Здесь президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерными юридическими признаками президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства, формирование правительства президентом, зачастую с согласия парламента; правительство ответственно перед президентом, а не парламентом, президент лишен права роспуска парламента; парламент в случае грубого нарушения конституции, злоупотребления властью, совершения преступления может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент).

Кроме парламентарной и президентской республики в реальной жизни существуют смешанная (полупрезидентская) республика. Она характеризуется  сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых черт. Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между парламентом и президентом. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделенным от руководства исполнительной властью, которая возлагается на правительство. Признаком такого вида республики является закрепленная в конституциях страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (Россия, Беларусь, Франция).

Президентская форма правления стала характерной для большинства постсоциалистических государств.

Вторым институтом формы государства является форма государственного устройства. Под формой государственного устройства понимают национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между центральными органами власти и управления с местными органами власти, управления и самоуправления.

Существуют две основные разновидности форм государственного устройства: унитарные государства и федерации. Унитарное государство – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладающими государственным суверенитетом. В унитарном государстве действует единая система высших органов власти и управления, одна конституция и единая система законодательства, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика, одно гражданство и единые вооруженные силы. Унитарное государство может быть как многонациональным, так и однонациональным.

Федерация – государство, имеющее в своем составе административно-территориальные или национальные образования – члены (субъекты) федерации, обладающие достаточной степенью самостоятельности (штаты в США, земли в Германии, области и края в России) или даже суверенитетом (кантоны в Швейцарии, республики в России). В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти, решения которых являются обязательными для субъектов федерации. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти субъектов федерации (республик, земель, штатов, кантонов и т.п.). Территория федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Для федерации характерны федеральные вооруженные силы, единая финансовая, налоговая, денежная система.

Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора (образование СССР в 1922 году) либо принятия конституции (США в 1787 году). Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

Формой государственного устройства является также конфедерация. Она представляет собой объединение либо союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие органы власти, управления, правосудия. Для координации совместных действий государства-члены конфедерации создают объединенные органы, которые функционируют лишь в строго определенных целях. Конфедерация, как правило, носит временный характер и нередко является промежуточным звеном при образовании федерации.

Информация о работе Курс лекций по "Общая теория права и государства"