Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:25, дипломная работа
Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 году, является первой писаной конституцией в истории человечества. Она была принята в то время, когда почти во всем мире господствовал монархический уклад. Основы буржуазной демократии существовали лишь в немногих европейских странах. Эта Конституция появилась на свет почти за два года до Великой французской революции. Для своего времени она, безусловно, была выдающимся документом хотя бы потому, что она оформила создание на американском континенте единой великой демократической республики.
Введение 3
Глава 1. История создания Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года 7
Глава 2. Общая характеристика Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года 17
Глава 3. Теоретические принципы Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года
3.1. Принцип разделения властей 28
3.2. Принцип федерализма 37
3.3. Принцип судебного конституционного надзора 43
Выводы 48
Список использованных источников 50
Вторым важным средством воздействия на Конгресс являются послания Президента. Они содержат изложение политических целей главы исполнительной власти; послания рассматриваются как программа законодательной деятельности Конгресса. Из других полномочий Президента в отношении Конгресса можно выделить право главы государства созывать Конгресс на специальные сессии; в настоящее время оно почти не используется из-за большой продолжительности обычных сессий (часто более трехсот дней в году).
Президент Соединенных Штатов Америки имеет право отстранять высших федеральных должностных лиц от должности, что неоднократно являлось яблоком раздора между исполнительной и законодательной ветвями власти, так как Конституция не содержит по этому предмету сколь – нибудь конкретных и не допускающих кривотолков постановлений [17, стр. 63]. Относительно же процедуры и оснований досрочного отстранения от должности Конституция 1787 года содержит лишь одно положение ( статья вторая, раздел четвертый), согласно которому все гражданские должностные лица Соединенных Штатов Америки могут быть привлечены к ответственности в порядке импичмента за совершение измены, взяточничества и другого тяжкого преступления, и в случае признания их виновными отстраняются от должности. Поскольку процедура импичмента применялась крайне редко и только в отношении президентов и федеральных судей, можно заключить, что Конституция фактически оставила вопрос о досрочном отстранении от должности всех высших федеральных лиц открытым [17, стр.64].
Полномочия конгресса в конституции изложены «в значительной мере прагматично, а иногда казуистично» [5, стр.336]. В то же время Конгресс Соединенных Штатов Америки по праву считается высшим органом власти страны. Большая часть полномочий, перечисленных в Конституции, передана в ведение Конгресса (статья первая, раздел восьмой), тогда как компетенция Президента республики освещена в гораздо меньшей степени. Законодательство – монополия Конгресса. Он принимает законы, обладает исключительным правом принятия бюджета, установления налогов; палаты Конгресса обладают широкими контрольными полномочиями, могут учреждать специальные расследовательские комитеты. Конгресс вправе отклонить законопредложения Президента, вносимые им через свои креатуры в палатах [20, стр. 78].
Кроме того, Сенат утверждает высших должностных лиц страны, назначаемых Президентом, в том числе министров и судей Верховного суда. Конгресс может предать суду (Палата представителей) и судить (Сенат) Президента, Вице-президента и других должностных лиц США в порядке импичмента.
Конгресс обладает широчайшими полномочиями в области национальной экономики и политической безопасности. Он может чеканить монету, брать деньги в долг, регулировать торговлю с иностранными государствами, между штатами; создавать почтовые службы и почтовые пути, предусматривать меры по организации милиции для обеспечения исполнения законов Федерации, подавления восстаний и отражения нападений.
Конгресс играет большую роль в международных делах, так как имеет право объявлять войну, ратифицировать международные договоры, формировать и обеспечивать армии, содержать и создавать военно – морской флот, издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил [21, стр. 37].
Чтобы управлять страной, Президент должен сотрудничать с Конгрессом, которому в случае разногласий принадлежит последнее слово. Конгресс по праву персонифицирует Соединенные Штаты. При принятии Верховным судом решений, в которых Конгресс является стороной, эта сторона определяется термином «Соединенные Штаты». Кроме того (и это очень важно), Президент не обладает правом досрочного роспуска Конгресса. Другими словами, Президент не безоружен (право вето), но и Конгресс весьма могуществен, обладая кардинальными средствами воздействия на исполнительную ветвь власти. Механизм, при котором осуществление власти основано на том, что ее законодательная и исполнительная ветви могут воздействовать друг на друга, заставляя их приспосабливаться друг к другу, искать взаимоприемлемые решения, в зарубежной литературе иногда именуется демократией компромисса.
В
Соединенных Штатах Америки существуют
две судебные системы: федеральная
система и судебная система штатов.
Обе они возглавляются
Верховный суд - единственный федеральный судебный орган, создание которого предусматривается непосредственно Конституцией Соединенных Штатов Америки 1787 года. Статья третья, посвященная судебной власти федерации, лишь в самой общей форме предписывает создание «одного Верховного суда». Предельный лаконизм статьи третьей Конституции объясняется тем, что многие члены конституционного конвента 1787 года сознательно препятствовали появлению разработанной и эффективной судебной системы, ибо видели в ней угрозу для судебных органов отдельных штатов, которые уже успели зарекомендовать себя как надежный оплот собственнических и иных жизненно важных интересов имущих слоев американского общества [22, стр. 7].
Судебная система Соединенных
Штатов в соответствии с
Дела по первой инстанции с применением федеральных законов рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам). Их несколько, а иногда один в каждом штате. В округах существуют также специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные по искам к федеральным властям и др. Апелляционные суды ( один на три - восемь штатов) рассматривают жалобы на решения окружных судов, налоговых и претензионных судов, но для окружных таможенных судов существует специальный апелляционный суд.
Такая специальная категория судов, как апелляционные суды штатов, существует лишь в тридцати восьми штатах. Эти суды часто именуют промежуточными апелляционными судами, так как в остальных двадцати двух штатах роль апелляционного органа выполняет Верховный Суд штата.
В
тех штатах, где существуют промежуточные
апелляционные суды, их решения по
жалобам фактически являются окончательными,
так как Верховные Суды штатов
(как и Верховный Суд
Промежуточные апелляционные суды были введены для разгрузки Верховных Судов штатов, которые когда – то были единственными органами правосудия [21, стр. 107].
Главную роль в судебной системе Соединенных Штатов Америки играет Верховный Суд США. Он состоит из девяти членов, включая Председателя, которые назначаются Президентом Соединенных штатов с согласия Сената. Кворум, необходимый для принятия решения, - шесть членов суда [9, стр. 610].
Верховный
суд толкует Конституцию США,
проверяет конституционность
Однако Верховный Суд вправе, если последует просьба апелляционного суда, разъяснить какой – либо вопрос права, возникающий по гражданскому или уголовному делу, дать по нему обязательное толкование. При этом каждый судья высказывает свое мнение, после чего обычно один из судей формулирует позицию большинства, то есть решение суда, а остальные либо полностью соглашаются с ним либо присоединяются к выводу, но расходятся в мотивировке решения, либо, наконец, излагают свое мнение, противоположное позиции большинства (все мнения судей публикуются) [9, стр. 610].
Толкуя конституционные нормы, судьи Верховного Суда, как и других судов, осуществляющих такой контроль в Соединенных Штатах Америки, определяют судьбу правовых актов.
Американский
опыт доказывает, что теория разделения
властей отнюдь не плод досужей фантазии
юристов; она итог многовекового
развития государственности неустанного
поиска действенных механизмов, способных
обуздывать наиболее вопиющие злоупотребления
властью, когда она сосредотачивается
в одном органе, становясь бесконтрольной
и деспотичной.
2.2.
Принцип федерализма
Федеративная форма государственного устройства, закрепленная Конституцией, - результат классового компромисса буржуа и рабовладельцев, напуганных народными волнениями и конфедеративной неурядицей. Потребность в сильной централизованной государственной машине была весьма настоятельной, поскольку только с ее помощью правящие классы надеялись упрочить свое положение и обуздать народ.
Объединение тринадцати штатов в государственных рамках «более совершенного Союза» - акт большого исторического значения. Это была первая в мировой истории буржуазная федерация. Ее демократизм проявился хотя бы в том, что за штатами были сохранены достаточно широкие права. «Отцы – основатели» стремились обеспечить одновременно целостность и эффективность государства. Федеральному правительству в Союзе были изначально делегированы штатами важнейшие внутри- и внешнеполитические полномочия. Поэтому при наличии всех черт федерального устройства американское буржуазное государство едино [20, стр. 74].
Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года установила систему дуалистического (двойственного) федерализма, в основе которой лежит жесткое разграничение сфер компетенции Союза и субъектов федерации – штатов. Принятие федеративной формы государственного устройства с сильной центральной властью означало победу консерва-тивно настроенных собственников над демократической массой – значительная часть прав «суверенных» штатов была делегирована федеральному правительству. Образование первой в мировой истории буржуазной федерации было актом огромного значения. Американский федерализм проделал долгий и сложный путь развития, суть которого состояла в продолжающейся до сих пор борьбе между сепаратизмом и централизмом. Причем лозунг «суверенных прав» штатов, с которым в ранний период истории американского государства выступали демократические деятели, противившиеся сильной централизованной власти федерации, на более поздних этапах развития Соединенных Штатов Америки нередко брался на вооружение реакционными элементами в штатах в их сопротивлении буржуазно – либеральным начинаниям федерального правительства. В целом развитие федерализма определяет тенденция к централизации [8, стр.11].
В Основном законе говорится, что Конституция и законы Соединенных Штатов, принимаемые во исполнение ее, и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, становятся верховным правом страны. Предусмотрено, что судьи в каждом из штатов обязаны следовать этому праву, какими бы ни были положения Конституции или законов любого из штатов. Следовательно, в случае противоречия конституции или законов любого из штатов федеральным правовым нормам действуют последние. Все должностные лица государства – как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов – обязаны поддерживать федеральную Конституцию. Этим положением закрепляется верховенство Конституции Соединенных Штатов Америки, чем в значительной степени оправдывается постоянное расширение предметной компетенции федеральной законодательной и исполнительной властей, а также непререкаемый авторитет Верховного Суда Соединенных Штатов Америки. Федеральные законы и решения Верховного Суда США включаются в свод действующего законодательства каждого штата как его интегральная часть [11, стр. 391].