Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:25, дипломная работа
Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 году, является первой писаной конституцией в истории человечества. Она была принята в то время, когда почти во всем мире господствовал монархический уклад. Основы буржуазной демократии существовали лишь в немногих европейских странах. Эта Конституция появилась на свет почти за два года до Великой французской революции. Для своего времени она, безусловно, была выдающимся документом хотя бы потому, что она оформила создание на американском континенте единой великой демократической республики.
Введение 3
Глава 1. История создания Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года 7
Глава 2. Общая характеристика Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года 17
Глава 3. Теоретические принципы Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года
3.1. Принцип разделения властей 28
3.2. Принцип федерализма 37
3.3. Принцип судебного конституционного надзора 43
Выводы 48
Список использованных источников 50
Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года - первая писаная конституция, прогрессивный документ, который оказал влияние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование суверенного федеративного государства, происшедшее в результате освободительной борьбы народа против британской Короны, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности (представительное правление, разделение властей и др.), установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этой Конституции в мире стала распространяться доктрина конституционализма.
Вместе с тем Конституция
Соединенных Штатов Америки
Почтенный возраст американской Конституции, ее лаконичность и формальная неподатливость изменениям обусловили отсутствие в ней многих институтов, ставших в настоящее время традиционными в общемировой практике конституционализма. Это основы правового статуса политических партий; характеристика государства как правового, светского, демократического, социального; многие права социального характера и т.д. Эти пробелы восполняются актами Конгресса и Президента, конституционными обычаями, судебными прецедентами, огромное множество которых породило в американской доктрине понятие «живой конституции», соответствующей жизненным реальностям современного мира. Особенно важной является деятельность судов, прежде всего Верховного суда Соединенных Штатов Америки, по осуществлению конституционного контроля и толкованию Конституции, в процессе которой ее положения подвергаются гибкой интерпретации сообразно потребностям общественного развития. В результате, как отмечают многие американские исследователи, буквальное толкование Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года давно утратило смысл, оно попросту невозможно без учета судебных решений по конституционным вопросам. Не имея права ни принимать, ни отменять законы, а тем более, конституционные нормы, именно суды, тем не менее, играют решающую роль в определении содержания действующей Конституции. Известный французский правовед Рене Давид отмечал, что без учета судебного толкования, путем лишь одного ознакомления с текстом невозможно понять ни одного положения Конституции, в частности решить вопрос о том, соответствует ли ей тот или иной закон [16. стр.323].
По
выражению Г.Э.Хьюза, возглавляющего
Верховный суд Соединенных
В понятие «живой конституции» доктрина также нередко включает не только формальные источники конституционного права, но и конституционное поведение, т.е. добровольное следование высшему закону, причем не только его букве, но и духу, которое предполагает, прежде всего, укоренение в общественном сознании идеи незыблемости прав человека. Без этого Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года не имела бы никакой ценности и смысла.
Конституция Соединенных Штатов Америки положила начало современному пониманию конституции, как в материальном, так и в формальном смысле. С одной стороны, впервые конституцией стал называться юридический акт, осуществляющий целостное регулирование основ устройства государства. С другой – особая значимость данного документа обусловила наличие у него специфических формально-юридических признаков: наивысшей юридической силы, а также усложненного порядка изменения по сравнению с иными правовыми актами, в том числе законами. Для подавляющего большинства конституций различных стран мира характерно сочетание указанных материально-правовых и формально-правовых признаков. Поэтому всех их, в известном смысле, можно считать потомками Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года.
Однако не только и, пожалуй,
не столько форма американской
Конституции, сколько ее
3.1. Принцип
разделения властей
С самого начала разделение властей провозглашалось в Соединенных Штатах Америки, так же как и во Франции, в качестве основного конституционного принципа.
Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года исходит из принципа разделения властей в его «жестком» варианте. Следует особо подчеркнуть, что учредители конституции никогда не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей. Согласно их взглядам, власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная – Президенту, судебная – Верховному и другим судам [4, стр. 596.].
Единство власти выводится из концепции единого суверенитета, который теоретически пребывает в народе. Таким образом, следует говорить не о трех властях, а о трех высших органах государственной власти, наделенных относительно определенной предметной и функциональной компетенцией. Американские государственные деятели, отцы – учредители Конституции отнюдь не стремились к теоретической безупречности и логически последовательной конструкции разделения властей. Американский вариант системы разделения властей основан не столько на теоретическом наследии, сколько на опыте колониального периода и самостоятельного государственного строительства независимых штатов с 1776 по 1787 годы [17, стр. 16].
Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную выражается в осуществлении различных по содержанию властных функций самостоятельными, независимыми друг от друга структурными подразделениями государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение свободы, законности и предотвращения произвола. Эта цель достигается разделением властей потому, что в такой ситуации одна власть ограничивается другой властью; различные ветви власти взаимно уравновешивают пределы властных функций соответствующих государственных органов: законодательных, исполнительно-распорядительных и судебных.
Итак, в Соединенных Штатах Америки за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему «сдержек и противовесов» (checks and balances). В Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти – Конгрессом, Президентом и Верховным Судом, каждой из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между этими органами, как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо из названных органов, а также обеспечивает стабильность государственно – правовых институтов и непрерывность функционирования самой государственной власти [17, стр. 20].
В известном решении United States v. Richard Nixon, вынесенном в июле 1974 года, Верховный суд Соединенных Штатов Америки пояснил, что Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года не только рассредоточила власть для лучшего обеспечения свободы, но она также предполагает, чтобы на практике рассредоточенная власть была объединена в целое для эффективного управления. Конституция предписывает, чтобы ветви власти одновременно были отделены друг от друга и взаимозависимы, являлись автономными и взаимодействующими друг с другом.
Принцип разделения властей проведен через все важные положения Конституции 1787 года. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти. Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти – избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием. Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; в начальный период выборщики президента редко определялись прямыми выборами; гораздо чаще их избирали законодательные собрания штатов. Сенат – верхняя палата Конгресса – до 1913 года состоял из членов, также избиравшихся законодательными собраниями штатов, а Верховный суд и поныне остается назначаемым органом. Только Палата представителей с 1789 года формируется путем прямого голосования.
Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки осуществляется Конгрессом США и законодательными собраниями (легислатурами) штатов. Конгресс Соединенных Штатов Америки состоит из двух палат – сената и палаты представителей. Заседания Конгресса проходят в здании Капитолия, расположенного в центре города Вашингтона [7, стр.56].
Исполнительная власть в стране осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки, выполняющим возложенные на него Конституцией полномочия с помощью разветвленного аппарата исполнительной власти. На уровне штатов носителями исполнительной власти являются губернаторы, стоящие во главе административных органов своего штата. Многие функции исполнительной власти осуществляются органами самоуправления и управления на местах [7, стр.64].
Закон о судоустройстве 1789 года установил трехзвенную судебную систему. Суды, включенные в эту систему, - окружные, апелляционные и Верховный суд – в правовой доктрине считаются «конституционными», поскольку они образованы в силу предписания статьи третьей Конституции [8, стр.115].
Фактические
отношения между тремя
Законопроект возвращается