Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года: история создания и теоретические принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:25, дипломная работа

Описание работы

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 году, является первой писаной конституцией в истории человечества. Она была принята в то время, когда почти во всем мире господствовал монархический уклад. Основы буржуазной демократии существовали лишь в немногих европейских странах. Эта Конституция появилась на свет почти за два года до Великой французской революции. Для своего времени она, безусловно, была выдающимся документом хотя бы потому, что она оформила создание на американском континенте единой великой демократической республики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История создания Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года 7

Глава 2. Общая характеристика Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года 17

Глава 3. Теоретические принципы Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года
3.1. Принцип разделения властей 28

3.2. Принцип федерализма 37

3.3. Принцип судебного конституционного надзора 43

Выводы 48

Список использованных источников 50

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа 3.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

    Конституция  Соединенных Штатов Америки 1787 года   -  первая писаная  конституция,  прогрессивный  документ,  который  оказал влияние на конституции многих стран мира.  Она закрепила образование суверенного федеративного государства,  происшедшее в результате освободительной борьбы  народа  против  британской  Короны, провозгласила принцип народного суверенитета,  определила  демократические принципы организации  государственности (представительное  правление, разделение властей и др.), установила, что федеральное право  имеет приоритет  над правом  штатов. Под  влиянием этой  Конституции в  мире стала распространяться доктрина конституционализма.                        

       Вместе  с тем  Конституция  Соединенных Штатов Америки 1787  года имела  исторически ограниченный  характер [5, стр. 323],  связанный с условиями ее  времени, и реакционные черты, обусловленные интересами  правящих  кругов,  в основном плантаторов рабовладельцев  южных  штатов  и  крупных  предпринимателей  Севера. В соответствии  с представлениями  того времени  Конституция ограничивалась регулированием  отношений государственной  власти и  человека (но преимущественно  в  судебной сфере  и в  рамках некоторых  личных прав индивида),  а  также  установлением  структуры и  взаимоотношений высших органов государства. В тексте Конституции не было статей о политических   и   социально-экономических  правах   личности.  Как уже было упомянуто, политические права  были  включены  первыми  десятью  поправками - Биллем о правах,  а положения  о многих  социальных, экономических,  культурных  правах  отсутствуют в  тексте Конституции  и сейчас. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года молчаливо закрепляла  рабство негров,  позволяя голосовать за них  их хозяевам  - плантаторам,  лишала избирательных  прав женщин (последнее ограничение действовало до 1919  года). Во  многих отношениях (вопросы   непосредственной   демократии,   принципы  демократического режима  и  др.)  Конституция 1787 года была  пробельная. Иногда  ее формулировки казуистичны,  имеют  недостаточно  обобщающий  характер.  В соответствии  с  Конституцией  Соединенные Штаты Америки  являются  по форме  правления президентской республикой,  по форме  территориально-политического устройства  - относительно  централизованной  федерацией,  страной  с  демократическим государственным режимом.                                     

        Почтенный возраст американской Конституции, ее лаконичность и формальная неподатливость изменениям обусловили отсутствие в ней многих институтов, ставших в настоящее время традиционными в общемировой практике конституционализма. Это основы правового статуса политических партий; характеристика государства как правового, светского, демократического, социального; многие права социального характера и т.д. Эти пробелы восполняются актами Конгресса и Президента, конституционными обычаями, судебными прецедентами, огромное множество которых породило в американской доктрине понятие «живой конституции», соответствующей жизненным реальностям современного мира. Особенно важной является деятельность судов, прежде всего Верховного суда Соединенных Штатов Америки, по осуществлению конституционного контроля и толкованию Конституции, в процессе которой ее положения подвергаются гибкой интерпретации сообразно потребностям общественного развития. В результате, как отмечают многие американские исследователи, буквальное толкование Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года давно утратило смысл, оно попросту невозможно без учета судебных решений по конституционным вопросам. Не имея права ни принимать, ни отменять законы, а тем более, конституционные нормы, именно суды, тем не менее, играют решающую роль в определении содержания действующей Конституции. Известный французский правовед Рене Давид отмечал, что без учета судебного толкования, путем лишь одного ознакомления с текстом невозможно понять ни одного положения Конституции, в частности решить вопрос о том, соответствует ли ей тот или иной закон [16. стр.323].

       По  выражению Г.Э.Хьюза, возглавляющего Верховный суд Соединенных Штатов Америки с 1930 по 1941 год, Конституция  представляет собой не то, что говорят  о ней судьи. Толкование судьями  Конституции позволяет приспособить ее положения к изменяющимся историческим условиям, сообщает ей гибкость и эластичность. Истории известны случаи, когда такая интерпретация по прошествии некоторого временного промежутка изменялась до противоположности, что, впрочем, отражало изменение и развитие самого общества.  При этом вручение права интерпретации конституционных норм профессионалам - юристам высочайшего класса, к тому же пользующимся  в обществе большим авторитетом и независимостью, снижает до минимума опасность произвола и злоупотреблений при его осуществлении. Впрочем, огромная роль судов в формировании норм конституционного права вызывает у некоторых исследователей возражения.

       В понятие «живой конституции» доктрина также нередко включает не только формальные источники конституционного права, но и конституционное поведение, т.е. добровольное следование высшему закону, причем не только его букве, но и духу, которое предполагает, прежде всего, укоренение в общественном сознании идеи незыблемости прав человека. Без этого Конституция  Соединенных Штатов Америки 1787 года не имела бы никакой ценности и смысла.

       Конституция Соединенных Штатов Америки положила начало современному пониманию конституции, как в материальном, так и в  формальном смысле. С одной стороны, впервые конституцией стал называться юридический акт, осуществляющий целостное регулирование основ устройства государства. С другой – особая значимость данного документа обусловила наличие у него специфических формально-юридических  признаков: наивысшей юридической силы, а также усложненного порядка изменения по сравнению с иными правовыми актами, в том числе законами. Для подавляющего большинства конституций различных стран мира характерно сочетание указанных материально-правовых и формально-правовых признаков.  Поэтому всех их, в известном смысле, можно считать потомками Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года.

              Однако не только и, пожалуй,  не столько форма американской  Конституции, сколько ее содержание  способствовало распространению  доктрины и практики конституционализма во всем мире. Эта ее роль есть предмет особой гордости американцев. Признавая свою Конституцию, возможно, самой «важной статьей экспорта Соединенных Штатов Америки» [8, стр.13], американцы и внутри страны всемерно поддерживают ее высокий престиж и авторитет. Об этом красноречиво свидетельствуют многие обстоятельства политико-правовой действительности Соединенных Штатов Америки. Так, все парламентарии, должностные лица судебной и исполнительной власти, как  Федерации, так и штатов, включая Президента США, при вступлении в должность дают присягу или торжественное обещание соблюдать Конституцию [1, ст. 2, 4].

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Теоретические принципы Конституции  Соединенных Штатов Америки 1787 года

 

3.1. Принцип  разделения властей 
 

       С самого начала разделение властей провозглашалось  в Соединенных Штатах Америки, так  же как и во Франции, в качестве основного конституционного принципа.

       Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года исходит из принципа разделения властей  в его «жестком» варианте. Следует особо подчеркнуть, что учредители  конституции никогда не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей.  Согласно их взглядам, власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная – Президенту,  судебная – Верховному и другим судам [4, стр. 596.].

       Единство  власти выводится из концепции единого  суверенитета, который теоретически пребывает в народе. Таким образом,  следует говорить не о трех властях, а о трех высших органах государственной власти, наделенных относительно определенной предметной и функциональной компетенцией. Американские государственные деятели, отцы – учредители Конституции отнюдь не стремились к теоретической безупречности и логически последовательной конструкции разделения властей. Американский вариант системы разделения властей основан не столько на теоретическом наследии, сколько на опыте колониального периода и самостоятельного государственного строительства независимых штатов с 1776 по 1787 годы [17, стр. 16].

       Разделение  государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную выражается в осуществлении различных по содержанию властных функций самостоятельными, независимыми друг от друга структурными подразделениями государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение свободы, законности и предотвращения произвола. Эта цель достигается  разделением властей потому, что в такой ситуации одна власть ограничивается другой властью; различные ветви власти взаимно уравновешивают пределы властных функций соответствующих государственных органов: законодательных, исполнительно-распорядительных и судебных.

       Итак, в Соединенных Штатах Америки  за основу построения системы государственной  власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему «сдержек и противовесов» (checks and balances). В Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти – Конгрессом, Президентом и Верховным Судом, каждой из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между этими органами, как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо из названных органов, а также обеспечивает стабильность государственно – правовых институтов и непрерывность функционирования самой государственной власти [17,  стр. 20].

         В известном решении United States v. Richard Nixon, вынесенном в июле 1974 года, Верховный суд Соединенных Штатов Америки пояснил, что Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года не только рассредоточила власть для лучшего обеспечения свободы, но она также предполагает, чтобы на практике рассредоточенная власть была объединена в целое для эффективного управления. Конституция предписывает, чтобы ветви власти одновременно были отделены друг от друга и взаимозависимы, являлись автономными и взаимодействующими друг с другом.

       Принцип разделения властей проведен через  все важные положения Конституции 1787 года. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса  трех ветвей власти. Созданная система  органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти – избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием. Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; в начальный период выборщики президента редко определялись прямыми выборами; гораздо чаще их избирали законодательные собрания штатов. Сенат – верхняя палата Конгресса – до 1913 года состоял из членов, также избиравшихся законодательными собраниями штатов, а Верховный суд и поныне остается назначаемым органом. Только Палата представителей с 1789 года формируется путем прямого голосования.

       Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки  осуществляется Конгрессом США и  законодательными собраниями (легислатурами) штатов. Конгресс Соединенных Штатов Америки состоит из двух палат – сената и палаты представителей. Заседания Конгресса проходят в здании Капитолия, расположенного в центре города Вашингтона [7,  стр.56].

       Исполнительная  власть в стране осуществляется Президентом  Соединенных Штатов Америки, выполняющим возложенные на него Конституцией полномочия с помощью разветвленного аппарата исполнительной власти. На уровне штатов носителями исполнительной власти являются губернаторы, стоящие во главе административных органов своего штата. Многие функции исполнительной власти осуществляются органами самоуправления и управления на местах [7,  стр.64].

       Закон о судоустройстве 1789 года установил  трехзвенную судебную систему. Суды, включенные в эту систему, - окружные, апелляционные и Верховный суд – в правовой доктрине считаются «конституционными», поскольку они образованы в силу предписания статьи третьей Конституции [8,  стр.115].

       Фактические отношения между тремя основными  органами власти – Конгрессом, Президентом  и Верховным судом постоянно меняются, но сам принцип разделения властей остается неизменным. Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. Важной особенностью права вето является то, что Президент может одобрить или отклонить только весь билль или соответствующий документ целиком, а не отдельные его структурные подразделения [17, стр. 54].

         Законопроект возвращается Президентом  в Конгресс, который может преодолеть  вето двумя третями голосов  в каждой палате. В арсенале Президента имеется также так называемое карманное вето, процедура принятия которого состоит в том, что свое неодобрение Конгресса Президент выражает не письменным запрещением, а тем, что оставляет законопроект неподписанным до перерыва сессии Конгресса, когда такой перерыв наступает до истечения десятидневного, предусмотренного Конституцией, срока для подписания акта Президентом. В этом случае Конгресс должен снова принять законопроект на следующей сессии. Президент не обязан излагать мотивы применения «карманного вето». Практика применения вето весьма разнообразна, но только в первое столетие действия Конституции 1787 года находились у власти Президенты, не пользовавшиеся своим правом. Таких президентов было семь: Дж. Адамс (1787-1801), Т. Джефферсон (1801-1809), Дж. К. Адамс (1825-1829), У. Л. Гаррисон (март-апрель 1841 ), З. Тейлор (1849-1850),М. Филмор (1850-1853)  и Дж. А. Гарфилд (март-июль 1881 ). После Дж. А. Гарфилда   ни один Президент Соединенных Штатов Америки не отказал себе в удовольствии воспользоваться своим конституционным правом, причем некоторые из них этим правом пользовались довольно часто: так, получивший кличку «президент-вето» С. Г. Кливленд за два срока нахождения у власти (1885-1889 и 1893-1897) триста сорок шесть раз применил отлагательное вето и двести тридцать восемь раз – «карманное». Ф. Д. Рузвельт (1933-1945) – триста семьдесят два раза отлагательное и двести шестьдесят три раза «карманное», у Г. Трумэна (1945-1953) «показатели» были соответственно сто восемьдесят и семьдесят, у Д. Д. Эйзенхауэра (1953-1961) – семьдесят три и сто восемь. В целом же использование права вето становится более частным. Вето распространяется на весь законопроект, даже если глава государства не согласен с его отдельными положениями. Другими словами, если он не хочет промульгировать (опубликовать принятый и утвержденный закон в официальном печатном органе) какую-либо часть законопроекта, то должен отвергнуть весь акт. Вето может быть применено к любому законопроекту, кроме вносящего изменения в Конституцию Соединенных Штатов Америки 1787 года. Для принятия Конгрессом поправок (точнее - предложения поправок) к Конституции требуется две трети голосов в палатах; именно столько необходимо для преодоления вето Президента.

Информация о работе Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года: история создания и теоретические принципы