Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года: история создания и теоретические принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:25, дипломная работа

Описание работы

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 году, является первой писаной конституцией в истории человечества. Она была принята в то время, когда почти во всем мире господствовал монархический уклад. Основы буржуазной демократии существовали лишь в немногих европейских странах. Эта Конституция появилась на свет почти за два года до Великой французской революции. Для своего времени она, безусловно, была выдающимся документом хотя бы потому, что она оформила создание на американском континенте единой великой демократической республики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История создания Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года 7

Глава 2. Общая характеристика Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года 17

Глава 3. Теоретические принципы Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года
3.1. Принцип разделения властей 28

3.2. Принцип федерализма 37

3.3. Принцип судебного конституционного надзора 43

Выводы 48

Список использованных источников 50

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа 3.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

      Честь    авторства   идеи  конституционализма   и роль  первопроходца на 

сложном пути ее реализации исторически принадлежит Великобритании и ее мыслителям и, прежде всего, Джону Локку. Однако заслуга Соединенных Штатов Америки в утверждении, развитии и распространении теории и практики конституционализма является ничуть не меньшей. Именно здесь Конституция приобрела совершенную юридическую форму, которая по сей день используется большинством стран мира. Североамериканский континент явился родиной писаных конституций.

           Конституция Соединенных Штатов  Америки 1787 года  знаменовала  собой образование в мире нового  государства - Соединенных Штатов Америки. С двадцатью семью последующими поправками эта Конституция действует поныне. Её принятие, как уже отмечалось, явилось результатом объективной потребности в объединении штатов, проявившейся в ходе их борьбы за независимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Общая характеристика Соединенных Штатов Америки

       1787 года    

       Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года – сравнительно краткий документ. В ней содержится приблизительно семь тысяч слов. Она состоит из Преамбулы, а также из семи статей, обозначенных римскими цифрами (некоторые из статей занимают несколько страниц). Большинство статей делятся на разделы.

       Преамбула - это вводная часть Конституции, которая представляет собой вступительное  торжественное заявление с изложением причин и целей принятия Конституции. В отличие от предписаний основного текста Конституции и последующих поправок, преамбула носит декларативный характер и не имеет юридической силы. Хотя содержащиеся в преамбуле формулы  прочно   вошли  в  политико-правовой  лексикон  Соединенных Штатов  Америки,  их  интерпретация далеко  не всегда оставалась одинаковой. Эти формулы отнюдь не являются плодом внезапно возникшего вдохновения их творцов: к моменту закрепления в преамбуле Конституции каждая из них имела свою собственную историю и определенное для своего времени значение. [8,  стр.16].

         В преамбуле говорится, о том,  что народ Соединенных Штатов  Америки принимает эту  Конституцию  в целях образования более  совершенного Союза, утверждения  правосудия и обеспечения  внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и свободе.

      Именно  с целью обеспечения благ, свободы  «отцы-основатели»  стремились организовать власть в новом государстве таким  образом, чтобы в максимально возможной степени оградить человека от ее произвола, поставить преграду деспотическому правлению. В качестве основного средства достижения указанных целей Конституция признала принцип разделения властей, причем действующий как «по горизонтали», так и «по вертикали». Особая заслуга «отцов-основателей» состоит в том, что они существенно развили содержание упомянутого конституционного принципа по сравнению со считавшейся в то время классической трактовкой французского просветителя Шарля Л.Монтескье, дополнив ее доктриной, получившей название системы «сдержек и противовесов». Система «сдержек и противовесов» должна была обеспечить стабильность государственных и правовых институтов, непрерывность функционирования самой государственной власти, которая находилась в руках имущих классов – буржуазии и рабовладельцев. Чисто конституционный механизм системы «сдержек и противовесов» в последующие столетия был существенным образом дополнен и даже изменен в процессе реального существования государственной власти. В нее были интегрированы многочисленные институты и учреждения, которые либо вовсе не существовали к моменту принятия Конституции, либо находились в зачаточном состоянии и поэтому были игнорированы учредителями Основного закона США [20,  стр.79]. Юридической моделью реализации  идеи разделения властей с использованием системы «сдержек и противовесов» явилась президентская республика установленная впервые в истории Конституцией Соединенных Штатов Америки.

      Наряду  с разделением властей ключевыми  концептуальными идеями Конституции 1787 года явились федерализм и судебный контроль, включивший вскоре и проверку конституционности правовых актов. Как утверждают американские исследователи, эти принципы представлялись «отцам-основателям» настолько самоочевидными и бесспорными, что они не получили прямого словесного закрепления в тексте Конституции, пронизывая, однако, все ее содержание.

             Первые три статьи определяют  статус федеральных органов государственной  власти: Конгресса (статья первая), Президента (статья вторая) и Верховного суда (статья третья). Вопросы федерализма урегулированы в основном статьей четвертой. Наконец, три заключительные статьи посвящены по большей части самой Конституции. Статья пятая регламентирует процедуру принятия поправок к Конституции, статья шестая содержит гарантии верховенства и высокого политического авторитета Конституции (необходимость принесения присяги и ее соблюдения всеми парламентариями, а также должностными лицами исполнительной и судебной власти страны). Что же касается статьи седьмой, то она представляет сегодня лишь исторический интерес, устанавливая порядок ратификации Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года штатами, а также удостоверяя ее юридическую легитимность.

       В отличие от «Статей конфедерации»  новая Конституция предоставляла федеральному правительству обширные полномочия. Законодательный орган – Конгресс получал право налогообложения, право распоряжения национализированным на Северо – Западе земельным фондом, право содержания армии и флота, регулирования торговли, чеканки монеты, внешних займов. Президенту, избираемому не прямыми выборами, а коллегией выборщиков, предоставлены были полномочия английского короля. Он обладал правом вето по отношению к законодательным постановлениям, являлся главнокомандующим армией и флотом, назначал пожизненно, с последующим утверждением сената, членов Верховного Суда, а также министров и послов [6,              стр.534].

             В Конституции  Соединенных  Штатов Америки 1787 года наряду  с организацией власти, регулируются вопросы обеспечения стабильности и верховенства  самой  Конституции,  а  также  фрагментально  некоторые вопросы  правового  статуса  человека  и  содержатся  переходные  положения.    

               Изменение Конституции Соединенных  Штатов Америки осуществляется в отличие от конституций многих других стран путем добавления к ней поправок, не инкорпорируемых в ее текст. Каждая публикация текста статей Конституции и поправок к ней  включает все, в том числе не действующие (измененные или отмененные) ее положения.  Поправки публикуются отдельно – после статей первоначального текста, в хронологическом порядке – каждая под соответствующим порядковым номером.

         Принятие поправок – это способ  изменения и дополнения юридической  Конституции, то есть самого  текста Основного закона. К поправкам прибегают в случае крайней необходимости, при резком обострении классовых противоречий. В иные же, более спокойные периоды, которые могут длиться десятилетиями, к этой процедуре не обращаются. Конституция изменяется постепенно, медленно, различными способами [12,  стр.20].

       Принятые  соответствующим образом поправки становятся органической  частью Конституции. Процедура принятия поправок весьма громоздка: проект поправки должен быть одобрен двумя третями  членов обеих палат Конгресса или общенациональным Конвентом, созванным по ходатайству законодательных собраний двух третей штатов, затем ратифицирован тремя четвертями штатов ( в настоящее время -  тридцать восемь штатов). Штаты могут ратифицировать поправки также в двух формах, аналогичных используемым на федеральном уровне: либо легислатурами, либо конвентами. Таким образом, процедура внесения поправок в Конституцию Соединенных Штатов Америки 1787 года включает две основные стадии: принятие на федеральном уровне и ратификацию штатами. Поправки могут вноситься посредством одной из четырех возможных процедур. Схематично их можно обозначить следующим образом:

  1. Конгресс – легислатуры;
  2. Конгресс -  конвенты;
  3. Конвент – легислатуры;
  4. Конвент – конвенты.

       До  сих пор на практике все поправки, кроме одной, вносились по первой из этих процедур. Исключение составила двадцать первая поправка, отменившая «сухой закон», введенный восемнадцатой поправкой, - она была принята Конгрессом и ратифицирована конвентами штатов.

      Впервые Конституция Соединенных Штатов Америки  была дополнена Биллем о правах (первые десять поправок). Эти поправки были приняты единовременно. Проект Билля о правах был внесен в Конгресс в 1789 году, ратифицирован необходимым числом штатов к 15 декабря 1791 года [7,  стр.52].

      Идеи  неотъемлемых прав личности, построенные  на признании  достоинства и ценности человека как такового, нашли правовое закрепление в  Билле о правах. Возможно, самым непопулярным решением, принятым основателями американской Конституции 1787 года, было решение не включать Билль о правах в окончательный текст. Им пришлось долго уверять ратификаторов в том, что такое перечисление прав, как в Билле, будет достигнуто принятием поправки сразу же после ратификации Конституции. Ее защитники полагали, что особой необходимости во включении Билля о правах в Основной закон нет – правительство остается правительством ограниченных полномочий, и гражданам не будет отказано в их традиционных правах. Александр Гамильтон утверждал, что Конституция сама является Биллем о правах. Противники включения свода прав и свобод в федеральную Конституцию ссылались также на то, что  необходимые права и свободы уже гарантируются гражданам соответствующими нормами конституций отдельных штатов [8,  стр.172].

        Однако народ требовал гарантий, и он их получил в лице первых десяти поправок к основному тексту Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года, обобщенных под единым названием «Bill of Rights», или «Билль о правах». Это сравнительно короткий документ. Всего он состоит из двадцати девяти прав. Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные свободы [13,  стр.8].

        Принципиальное значение имеют  три послевоенные поправки, принятые  после Гражданской войны 1861-1865 годов.  Это тринадцатая поправка (1865 года) - о признании бывших рабов-негров гражданами Соединенных Штатов Америки и о равенстве прав граждан; четырнадцатая поправка (принята в 1866 году,  ратифицирована в 1868 году) - о расовом и национальном равноправии граждан,  о  запрещении  лишения   жизни, свободы, собственности без должной  судебной  процедуры,  о  лишении  прав  определенных  должностных  лиц  за участие в мятеже, о некоторых вопросах государственного долга; и пятнадцатая поправка (принята в 1869 году, ратифицирована в 1870 году)  о  равенстве избирательных прав граждан-мужчин [12,  стр.21].

      «Отцы – основатели» хотели, чтобы принятый ими Основной закон был прочным  сооружением, не подверженным влиянию  конъюнктурных политических ситуаций. Наделяя Конституцию жесткостью, они не предполагали, что это качество в последующие годы станет образцом практически для всех писаных буржуазных конституций [20,  стр.76]. Сверхжесткий порядок изменения Конституции Соединенных Штатов Америки 1787года, установленный для придания ей стабильности, в сочетании с проведением политики воспитания у населения уважения к своему высшему закону, несомненно, достиг своей цели. Более чем за двухсотлетнюю историю Соединенных Штатов Америки в Конгресс было внесено около пяти тысяч поправок к Конституции 1787 года. Из них палатами одобрены тридцать три, а были ратифицированы, как известно, двадцать семь, из которых двадцать шесть действуют. Как видно, наиболее сильной «фильтрации» проекты поправок подвергаются Конгрессом. Однако и ратификация штатами представляет собой весьма серьезный барьер на пути внесения поправок. Истории развития американской Конституции известны примеры, когда ратификация поправки затягивалась на десятилетия и даже века. Своеобразный рекорд здесь принадлежит двадцать седьмой поправке, запрещающей парламентариям увеличивать собственное жалованье. Поправка была принята Конгрессом по предложению Джеймса Мэдисона в 1789 году, а ратифицирована необходимым числом штатов лишь 7 мая 1992 года. Таким образом, процесс ратификации занял двести три года. Так, штаты Массачусетс, Джорджия и Коннектикут ратифицировали Билль о правах лишь к сто пятидесятой годовщине его одобрения Конгрессом – в 1939 году.

       Чтобы исключить подобную практику, Конгресс с 1917 года стал  устанавливать сроки  для ратификации. Если требуемое  число штатов за отведенное время не одобрит поправку, она считается отклоненной ими. Так произошло, например, с принятыми Конгрессом в 1972  и 1978 годах, соответственно, поправками о равноправии мужчин и женщин и о придании федеральному округу Колумбия статуса штата.

           В действующих ныне поправках регулируются вопросы правового положения человека, в том числе вопросы избирательного права, некоторые вопросы формирования и организации деятельности  государственных органов, сферы полномочий федерации и штатов.         

      Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования, исходит из идеи об естественных и неотчуждаемых правах. Конституция  Соединенных Штатов Америки 1787 года (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в общей, сколько  конкретизированной форме. Она предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя [13,  стр.28].

Информация о работе Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года: история создания и теоретические принципы