Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года: история создания и теоретические принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:25, дипломная работа

Описание работы

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 году, является первой писаной конституцией в истории человечества. Она была принята в то время, когда почти во всем мире господствовал монархический уклад. Основы буржуазной демократии существовали лишь в немногих европейских странах. Эта Конституция появилась на свет почти за два года до Великой французской революции. Для своего времени она, безусловно, была выдающимся документом хотя бы потому, что она оформила создание на американском континенте единой великой демократической республики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История создания Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года 7

Глава 2. Общая характеристика Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года 17

Глава 3. Теоретические принципы Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года
3.1. Принцип разделения властей 28

3.2. Принцип федерализма 37

3.3. Принцип судебного конституционного надзора 43

Выводы 48

Список использованных источников 50

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа 3.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

           15 ноября 1777 года Континентальный конгресс одобрил Статьи конфедерации и вечного союза, ратифицированные последним из штатов 1 марта 1781 года. Возникшее конфедеративное образование было квазигосударственным, слабоцентрализованным. В качестве органа конфедерации был учрежден однопалатный конгресс, в котором каждый штат имел один голос. Наиболее важные вопросы решались Конгрессом с согласия девяти из тринадцати штатов. Постоянного исполнительного органа не было. Конгресс сам осуществлял исполнительную власть. Предусматривалась должность Президента, но его роль сводилась к председательствованию на заседаниях Конгресса.

            За штатами сохранялась несколько  ограниченная самостоятельность  в таких важных сферах, как  налоговая и кредитно-денежная  политика, а также оборона и безопасность. Уже в ходе военных действий, а особенно по их окончании в 1783 году, когда, подписав Версальский мирный договор, Великобритания признала свободу, суверенность и независимость тринадцати американских колоний, проявились отрицательные черты слабого государственно-правового объединения штатов. Между штатами зачастую возникали конфликты, в частности при определении границ. Некоторые штаты установили высокие таможенные сборы, что препятствовало развитию единого экономического пространства и ущемляло интересы других штатов. В расстройство пришла и финансовая система, что поставило под угрозу возвращение займов, сделанных во время войны. В результате положение обширных слоев населения, прежде всего фермеров и рабочих, резко ухудшилось. В ряде регионов вспыхнули восстания.

          Конфедеративное объединение тринадцати  «свободных и независимых» штатов  в единых государственных границах, несомненно, явилось актом определенного  исторического значения. Созданная  на американском континенте впервые  в мировой истории буржуазная федерация прошла долгий и многосложный путь своего развития, ось которого составляет непрерывная борьба между сепаратизмом и централизмом [19,  стр.107].

          В ходе массовых выступлений  восьмидесятых годов не раз  звучал призыв выработать справедливую конституцию, отвечавшую интересам народа. Однако Джордж Вашингтон, ставший президентом конституционного конвента, и другие делегаты, представлявшие имущие классы, руководствовались отнюдь не этим призывом. Наоборот, создание конституции было рассчитано на то, чтобы  установить в стране «закон и порядок» [18,  стр.182].

         Конвент, разработавший и принявший  Конституцию, собрался в мае  1787 года в Филадельфии. Конгресс  Конфедерации в своих рекомендациях  указал, что Конвент созывается  с «единственной и ясно выраженной целью» ревизии Статей Конфедерации 1781 года. Однако Филадельфийский конвент превысил свои полномочия и принял абсолютно новый документ – Конституцию. [8,  стр.8].

        Конвент состоял из пятидесяти  пяти делегатов, избранных легислатурами двенадцати штатов (штат Род-Айленд, где возобладали антифеодалистские настроения, отказался участвовать в работе Конвента). Федеральная Конституция была призвана устранить недостатки конфедеративного устройства власти. В подготовке её проекта участвовали наиболее авторитетные граждане, в том числе Джордж Вашингтон, Бенждамин Франклин и лучшие умы из нового поколения американских политиков – Александр Гамильтон и Джеймс Мэдисон [4, стр.238]. Впоследствии американские историки, включая и наших современников, неоднократно высказывали мысль, что в Соединенных Штатах Америки невозможно было бы повторно собрать столь представительную коллегию просто за недостатком надлежащих умов. Участников Конвента сами американцы почтительно именуют «отцами-основателями». Действительно, делегатами Филадельфийского конвента были избраны выдающиеся государственные и политические деятели, ученые, философы, юристы.

        Тон Конвенту задавали восемь - десять человек, а его идейными  вдохновителями были Джеймс Мэдисон,  которого не случайно нарекли «философом   американской   конституции»,    и   Александр   Гамильтон.

         Перед «отцами – учредителями»  в условиях фактического развала  Конфедерации и угрозы гражданской  войны была поставлена троякая  задача: остановить дальнейшее развитие революции, «создать более совершенный союз», обеспечить и гарантировать права собственников. На закрытых заседаниях Конвента делегаты высказывались откровенно, не опасаясь скомпрометировать себя в глазах общественного мнения. Совершенно естественно, что их мышление и соответствующие решения были детерминированы объективной реальностью эпохи. На их поведение существенное воздействие оказал  опыт конституционного развития отдельных штатов, британская модель государственности, политические учения современного мира. Но главным фактором оставались экономические и политические интересы собственников [20,  стр.13].

        На протяжении восемнадцати недель  участники конвента обсуждали  конституционные основы государственного  устройства страны, которое призвано  было установить новый порядок, гарантирующий власть национальной американской буржуазии и плантаторов, возглавлявших восстание колоний против Англии.

        Хотя состав конвента в социальном  отношении являлся более или  менее  однородным, взгляды его  участников были неодинаковы. Александр Гамильтон, представлявший консервативную точку зрения, считал идеалом политический строй Англии с его конституционной монархией и двухпалатным парламентом, в котором верхняя палата была наделена кастовыми привилегиями. Он выступал  за сильную власть, предлагая установить пожизненный срок правления президента Соединенных Штатов Америки и членов верхней палаты конгресса, а также предоставить президенту право отклонять любые постановления конгресса, с которыми он не согласен. С другой стороны,  представитель буржуазно – демократических кругов Бенджамин Франклин являлся сторонником того, чтобы законодательная власть – конгресс – была однопалатной, и выборы в нее производились на основе пропорционального представительства. Хотя на конвенте Франклин отступил и поддержал идею организации двухпалатного конгресса [18,  стр.186].

        Конституция Соединенных Штатов Америки воплотила компромисс не только между двумя группами буржуазно – плантаторской элиты, но также и между нею и патриотическим лагерем в целом. На компромиссной основе решался в Конституции вопрос о соотношении прав штатов и федерального правительства: прерогативы последнего были перечислены, что соответствовало требованиям сторонников прав штатов, но были весьма многочисленными, что удовлетворяло поборников сильного центра. Среди новых полномочий правительства Соединенных Штатов Америки особое значение имели  введение и сбор любых, как прямых, так и косвенных федеральных налогов и регулирование торговых и коммерческих отношений между штатами. Решение Конституционного конвента о допуске к национальным выборам всех американцев, наделенных избирательным правом, в годы Войны за независимость означало признание одного из важных политических нововведений Американской революции. Компромиссом между северными и южными штатами завершилось на конвенте обсуждение вопроса о рабстве. Ради утверждения прочного государственного союза делегаты северных штатов поступились заповедью о равенстве естественных прав человека. Рабы на Конвенте были признаны собственностью, посягательство на которую объявлялось таким же кощунством, как и посягательство на недвижимость и банковские вклады. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года санкционировала институт рабства и предоставила южным штатам право расширенного политического представительства в Конгрессе с учетом трех пятых численности подневольного негритянского населения. Правда, участники филадельфийского конвента не упоминали само слово «рабство» в Конституции: во всех случаях в Основном законе Соединенных Штатов Америки о нём говорилось иносказательно [6,  стр.523].

       17 сентября того же года в  результате борьбы и взаимных  уступок между сторонниками различных  концепций текст Конституции  Соединенных Штатов Америки был  утвержден Конвентом и подписан  тридцатью девятью делегатами. Остальные делегаты отказались от участия в работе Конвента, покинув заседание. На следующий день текст был опубликован и направлен в Конгресс, который 28 сентября разослал его легислатурам штатов для ратификации. Процесс ратификации проекта отнюдь не представлял собой торжественной церемонии «народного одобрения». Он вылился в ожесточенные классовые столкновения [12,  стр.17].

           Население, составившее очень  скоро единую страну, впервые  разделилось на два противоборствующих  лагеря. Сторонники Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года (следовательно, образования единого государства) стали называться федералистами, а их противники – антифедералистами. Антифедералисты   критиковали её в основном по двум причинам: они не желали ограничения суверенитета штатов, опасаясь узурпации власти центром, и указывали на отсутствие Билля о правах.

      Борьба  за ратификацию Конституции Соединенных  Штатов Америки 1787 года  была ознаменована яркой вспышкой блестящей публицистики. Видными представителями антифедералистского ее направления были Д.Клинтон, Р.Ли, Д.Мэйсон. Публицистическое же наследие федералистов, по сей день признаваемое вершиной политической мысли Соединенных Штатов Америки, представлено знаменитым собранием из восьмидесяти пяти статей, опубликованных в период с конца октября 1787 года по конец мая 1788 года в газетах штата Нью-Йорк под псевдонимом Публик и общим названием «Федералист». Авторы статей – Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон и Джон Джей – преследовали совершенно конкретную цель: снабдить сторонников Конституции 1787 года вескими доводами в пользу ее ратификации. Однако в истории американского, да и мирового  конституционализма «Федералисту» было предназначено сыграть большую роль: базируясь на стройной системе философских представлений о человеке, собственности, сущности государства, этот труд стал основой американской государственно-правовой идеологии.

      Ратификация Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года в большинстве штатов, согласно предписаниям Конвента, осуществлялась в два этапа: сначала население избирало делегатов конвентов, а затем голосование по проекту проводилось в этих конвентах. Первым Конституцию единогласно ратифицировал Конвент штата Делавэр (7 декабря 1787 года). Девятым штатом, благодаря ратификации которым, Конституция вступила в силу (как того требовала ее седьмая статья), стал Нью-Гэмпшир (21 июня 1788 года). Остальные четыре штата ратифицировали Конституцию позднее. Самым последним был Род-Айленд, где ратификация состоялась 29 мая 1790 года. В Род-Айленде при сравнительно широких избирательных правах был проведен референдум, в котором участвовало около пятидесяти процентов взрослого мужского населения. За Конституцию было подано менее десяти процентов голосов. Род-Айленд вынужден был ратифицировать Конституцию, после того как все штаты ее одобрили, так как на основе этой Конституции уже действовало новое правительство, и оно пригрозило Род-Айленду экономическими санкциями в случае отказа подать свой голос за уже вступивший к тому времени в силу Основной закон  [18,  стр.194].

      В конце 1788 года в одиннадцати штатах, ратифицировавших к этому времени  Конституцию, состоялись выборы в палаты Конгресса Соединенных Штатов Америки, а также президентские выборы. В апреле 1789 года Конгресс первого  созыва и первый Президент, которым стал Джордж Вашингтон, приступили к исполнению своих функций.

      Джордж  Вашингтон стоит у истоков  американской национальной истории. Он в значительной степени участвовал во всех начинаниях, которые форсировали  превращение тринадцати колоний в союз суверенных республик и затем в первое современное федеральное государство. В Виржинии и в Континентальном Конгрессе он принадлежал к тем, кто решительным образом выступал против английской колониальной политики. Как главнокомандующий американскими войсками он организовал и возглавлял военное сопротивление, которое после восьми лет войны привело к независимости. Убежденный в необходимости сильного центрального правительства, участвовал в 1787 - 1788 годах в разработке и принятии новой Конституции Соединенных Штатов Америки, а на посту Президента создал основы для республиканского федерального государства, в котором американцы смогли найти свое национальное согласие.

       Принятие  Основного закона единой федеративной республикой, включавшей тринадцать небольших государств – бывших британских колоний, не было случайностью: оно было обусловлено реальными экономическими, политическими, социальными и идеологическими потребностями американского общества той эпохи. Конфедерация штатов, носившая характер, прежде всего, их военного союза в борьбе с Великобританией, оказалась совершенно не состоятельной. Общественное сознание склонялось к необходимости учреждения прочного федеративного  государства – «более совершенного Союза», как сказано в преамбуле к Конституции. [8,  стр.8].

            Новая Конституция основывалась  на трех источниках. Во-первых, на  идеях французского Просвещения  XVIII века, прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое «оформление» в теориях Гоббса и Локка. В-третьих, на собственном историческом опыте молодых американских колоний и штатов, отраженном в идеях Томаса Джефферсона, Джеймса Мэдисона, Александра Гамильтона  и других «отцов-основателей».

            Имея   столь   солидную  теоретическую   базу,   Конституция  не  явилась  «сухим» документом, понятным лишь  избранным политикам – напротив,   она   сознательно   написана   простым  и  доступным   языком,   ведь, по  мнению  ее  создателей,  Конституция  существует,  прежде  всего,  для  народа,  а уже  потом – для  правительства,  исполнителя  воли   последнего.

Информация о работе Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года: история создания и теоретические принципы