Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:55, курсовая работа
Основной целью данной работы является характеристика основных положений конституции на примере Конституции Российской Федерации и конституций субъектов РФ, а также единство и различие соотношение между ними.
Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства.
Во второй главе будет дана характеристика сущности, принципов и юридических свойств Конституции РФ.
В третьей главе будет рассмотрена конституционная характеристика, характеристика сущности конституций (уставов) субъектов РФ.
В четвертой главе будет приведен сравнительный анализ между Конституцией РФ и конституциями её субъектов.
Ведение…………………………………………………………………..………3
Глава 1.Понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства……..……………………………………………………......6
Глава 2.Конституция Российской Федерации………………………..............12
2.1 Характерные особенности Конституции РФ 1993 г........................12
2.2 Основные черты Конституции РФ…………………………………18
Глава 3. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…….
………………………………………………………………………..................20
3.1. Конституционные реформы в субъекта…………………………..20
3.2. Конституционная характеристика субъектов РФ…………...........22
Глава 4.Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации………………31
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………………………………3
В уставах некоторых субъектов тоже имеются нормы об особом порядке изменения тех или иных положений.
Так, в Уставе Смоленской области установлено, что изменение ст. 5 12, 15, определяющих основы устройства области, означает пересмотр Устава в целом и влечет принятие нового Устава. В Уставе Московской области закреплена норма о том, что положения 2 и 9 разделов (о правах и свободах человека и гражданина и об изменениях Устава) не могут быть пересмотрены областной Думой, а также о том, что положения 1, 2, 3, 4 и 9 разделов Устава не могут быть пересмотрены в течение двух лет после вступления в силу Устава, за исключением случаев, связанных с необходимостью приведения его в соответствие с Конституцией России и федеральными законами. В Саратовской области закон о внесении изменений и дополнений в Устав принимается Думой после одобрения поправок и предложений к Уставу не менее чем 2/3 выборных органов местного самоуправления.
Конституции и уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Норма об обеспечении соответствия
конституций и уставов
Так, в Конституции Республики Тыва указано, что в случае противоречия Конституции республики Конституции Российской Федерации действуют нормы последней по полномочиям, отнесенным к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Федерации и Республики.
Уставы некоторых областей устанавливают,
что при внесении изменений в
Конституцию Российской Федерации,
принятии новых федеральных законов
по предметам ведения Российской
Федерации и совместного
Соответствие конституций и
уставов федеральной
Вне этих рамок за субъектами Федерации обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных уставных норм.
Действующая Конституция Российской
Федерации значительно
Все это свидетельствует о том, что Конституция Российской Феде-ации исходит из стержневого направления осуществляемого в стране реформирования Федерации на новых началах – расширения прав субъектов Федерации Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. – с.36 – 43..
Заключение
Проблемы, связанные с федерализмом, являются одними из важнейших в современной России. По сути дела, от того, как они будут реализованы, зависит дальнейшая судьба России: сохранение единства территории, демократизация политической жизни.
Дальнейшими направлениями
совершенствования федерализма
является укрепление целостности Российской
Федерации, последовательная реализация
принципа равенства субъектов Российской
Федерации, оптимальное разграничение
полномочий Федерации и ее субъектов.
Реализация этих направлений позволит
говорить о складывании кооперативного
федерализма в нашей стране.
Важными гарантиями соответствия
конституций и уставов
верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);
высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15);
формирование субъектами
Федерации системы органов
взаимное согласие Российской Федерации и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66);
возможность проверки соответствия
конституций и уставов
Конституционный Суд рассмотрел ряд дел о конституционности отдельных положений уставов некоторых областей.
Однако на практике в обеспечении
соответствия конституций и уставов
субъектов Российской Федерации
федеральной Конституции еще
много проблем. Некоторые положения
названных актов в настоящем
их виде противоречат Конституции России.
Причиной этого явилось то, что
конституционное
Играют свою роль и наблюдающиеся в некоторых республиках и других субъектах тенденции чрезмерной суверенизации, а подчас и сепаратистские устремления.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации.
–М: Известия, 2012. –126 с.
2. Конституции и уставы субъектов РФ. –М.:
Известия, 2011.
3. Федеративное устройство. –М., 2010.
4. ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
от 27 июня 2011года.
5. Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.2001 года № 6-ФКЗ
(по состоянию на 01.03.2008в ред. фз № 7-ФКЗ от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 24.12.2005. № 52 (1 ч.). Ст.4916.
7. Федеральный закон РФ от 17.06.1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии(с изменениями на 9 февраля 2009 года)//Собрание законодательства РФ. 29.02.2009. № 25. Ст.2965.
9. Закон РФ от 25.10.1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (по состоянию на 7 июля 2009 год)//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 12.12.2009. № 50. Ст.1740.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 года № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области»//Собрание законодательства РФ. 21.07.1997. № 29. Ст.3581.
11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2007.
12. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008.
13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник (3-е издание, переработанное и дополненное). – М.: Юристъ, 2008.
14. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный)/Под ред. Л.А.Окунькова. – М.: Издательство БЕК, 2009.
15. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Юрайт-Издат, 2010.
16. Современная российская модель
разделения власти между федерацией и
ее субъектами. –М., 2009.
17. Гранкин И.Н. Приняты уставы субъектов
РФ //Российская юстиция. –2011. -№6. –С. 23-24.