Конституция Российской Федерации и конституции (уставы) субъектов РФ: единство и различие

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является характеристика основных положений конституции на примере Конституции Российской Федерации и конституций субъектов РФ, а также единство и различие соотношение между ними.
Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства.
Во второй главе будет дана характеристика сущности, принципов и юридических свойств Конституции РФ.
В третьей главе будет рассмотрена конституционная характеристика, характеристика сущности конституций (уставов) субъектов РФ.
В четвертой главе будет приведен сравнительный анализ между Конституцией РФ и конституциями её субъектов.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………..………3
Глава 1.Понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства……..……………………………………………………......6
Глава 2.Конституция Российской Федерации………………………..............12
2.1 Характерные особенности Конституции РФ 1993 г........................12
2.2 Основные черты Конституции РФ…………………………………18
Глава 3. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…….
………………………………………………………………………..................20
3.1. Конституционные реформы в субъекта…………………………..20
3.2. Конституционная характеристика субъектов РФ…………...........22
Глава 4.Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации………………31
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………………………………3

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 74.99 Кб (Скачать)

В уставах некоторых субъектов  тоже имеются нормы об особом порядке  изменения тех или иных положений.

Так, в Уставе Смоленской области  установлено, что изменение ст. 5 12, 15, определяющих основы устройства области, означает пересмотр Устава в целом и влечет принятие нового Устава. В Уставе Московской области закреплена норма о том, что положения 2 и 9 разделов (о правах и свободах человека и гражданина и об изменениях Устава) не могут быть пересмотрены областной Думой, а также о том, что положения 1, 2, 3, 4 и 9 разделов Устава не могут быть пересмотрены в течение двух лет после вступления в силу Устава, за исключением случаев, связанных с необходимостью приведения его в соответствие с Конституцией России и федеральными законами. В Саратовской области закон о внесении изменений и дополнений в Устав принимается Думой после одобрения поправок и предложений к Уставу не менее чем 2/3 выборных органов местного самоуправления.

Конституции и уставы должны соответствовать  Конституции Российской Федерации. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции  Российской Федерации, о верховенстве Конституции России закреплена в  различных формулировках и в  конституциях ряда республик и во многих уставах.

Так, в Конституции Республики Тыва указано, что в случае противоречия Конституции республики Конституции Российской Федерации действуют нормы последней по полномочиям, отнесенным к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Федерации и Республики.

Уставы некоторых областей устанавливают, что при внесении изменений в  Конституцию Российской Федерации, принятии новых федеральных законов  по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения  положения уставов применяются  в части, не противоречащей Конституции  Российской Федерации и федеральным  законам, и указывается, что в  течение определенного срока (три  месяца, один месяц) необходимо внести поправки в уставы (Приморский край, Воронежская область, Самарская область).

Соответствие конституций и  уставов федеральной Конституции  и уровень этого соответствия обусловливаются объективными факторами. Соответствие устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы создать условия для  функционирования Российской Федерации  как целостного единого государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие Конституции Российской Федерации  и федеральных законов ва всей ее территории, претворение в жизнь основ конституционного строя России.

Вне этих рамок за субъектами Федерации  обеспечивается широкая самостоятельность  в определении содержания своих  конституционных  уставных норм.

Действующая Конституция Российской Федерации значительно расширила  пределы учредительной власти субъектов  Федерации в области правового  регулирования. Они самостоятельно решают вопросы о системе своих  органов государственной власти – представительных и исполнительных, их наименованиях, структуре, компетенции, о целесобразности института Президента, его правовом статусе, определяют систему органов местного самоуправления, конкретные взаимоотношения своих властных структур.

Все это свидетельствует о том, что Конституция Российской Феде-ации исходит из стержневого направления осуществляемого в стране реформирования Федерации на новых началах – расширения прав субъектов Федерации Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. – с.36 – 43..

 

 

 

 

 

Заключение

Проблемы, связанные с  федерализмом, являются одними из важнейших в современной России. По сути дела, от того, как они будут реализованы, зависит дальнейшая судьба России: сохранение единства территории, демократизация политической жизни.

Дальнейшими направлениями  совершенствования федерализма  является укрепление целостности Российской Федерации, последовательная реализация принципа равенства субъектов Российской Федерации, оптимальное разграничение  полномочий Федерации и ее субъектов. 
Реализация этих направлений позволит говорить о складывании кооперативного федерализма в нашей стране.

Важными гарантиями соответствия конституций и уставов субъектов  Российской Федерации федеральной  Конституции являются:

верховенство Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);

высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15); 

формирование субъектами Федерации системы органов государственной  власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77);

взаимное согласие Российской Федерации и ее субъекта для изменения  статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным  законом (ч. 5 ст. 66);

возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов  Федерации посредством конституционного судопроизводства, осуществляемого  Конституционным Судом Российской Федерации. При этом положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125).

Конституционный Суд рассмотрел ряд дел о конституционности  отдельных положений уставов  некоторых областей.

Однако на практике в обеспечении  соответствия конституций и уставов  субъектов Российской Федерации  федеральной Конституции еще  много проблем. Некоторые положения  названных актов в настоящем  их виде противоречат Конституции России. Причиной этого явилось то, что  конституционное законодательство в республиках и других субъектах  опережало конституционное строительство  в самой Федерации. Имели значение и длительный перерыв в работе Конституционного Суда Российской Федерации, отсутствие механизма, обеспечивающего  реализацию постановлений Конституционного Суда.

Играют свою роль и наблюдающиеся  в некоторых республиках и  других субъектах тенденции чрезмерной суверенизации, а подчас и сепаратистские устремления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Конституция Российской Федерации. –М: Известия, 2012. –126 с. 
2.      Конституции и уставы субъектов РФ. –М.: Известия, 2011. 
3.      Федеративное устройство. –М., 2010. 
4.      ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 27 июня 2011года.

5.       Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.2001 года № 6-ФКЗ

(по состоянию на 01.03.2008в ред. фз № 7-ФКЗ от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 24.12.2005. № 52 (1 ч.). Ст.4916.

6.     Федеральный закон РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями на 23 апреля 2012 года)//Собрание законодательства РФ.06.06.2012. № 42. Ст.5005.

7.    Федеральный закон РФ от 17.06.1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии(с изменениями на 9 февраля 2009 года)//Собрание законодательства РФ. 29.02.2009. № 25. Ст.2965.

8.    Закон РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)//Собрание законодательства РФ. 21.02.2012. № 3. Ст.150.

9.    Закон РФ от 25.10.1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (по состоянию на 7 июля 2009 год)//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 12.12.2009. № 50. Ст.1740.

10.      Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 года № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области»//Собрание законодательства РФ. 21.07.1997. № 29. Ст.3581.

11.      Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2007.

12.      Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008.

13.      Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник (3-е издание, переработанное и дополненное). – М.: Юристъ, 2008.

14.      Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный)/Под ред. Л.А.Окунькова. – М.: Издательство БЕК, 2009.

15.      Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Юрайт-Издат, 2010.

16.      Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъектами. –М., 2009. 
17.      Гранкин И.Н. Приняты уставы субъектов РФ //Российская юстиция. –2011. -№6. –С. 23-24.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конституция Российской Федерации и конституции (уставы) субъектов РФ: единство и различие