Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:55, курсовая работа
Основной целью данной работы является характеристика основных положений конституции на примере Конституции Российской Федерации и конституций субъектов РФ, а также единство и различие соотношение между ними.
Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства.
Во второй главе будет дана характеристика сущности, принципов и юридических свойств Конституции РФ.
В третьей главе будет рассмотрена конституционная характеристика, характеристика сущности конституций (уставов) субъектов РФ.
В четвертой главе будет приведен сравнительный анализ между Конституцией РФ и конституциями её субъектов.
Ведение…………………………………………………………………..………3
Глава 1.Понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства……..……………………………………………………......6
Глава 2.Конституция Российской Федерации………………………..............12
2.1 Характерные особенности Конституции РФ 1993 г........................12
2.2 Основные черты Конституции РФ…………………………………18
Глава 3. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…….
………………………………………………………………………..................20
3.1. Конституционные реформы в субъекта…………………………..20
3.2. Конституционная характеристика субъектов РФ…………...........22
Глава 4.Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации………………31
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………………………………3
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский государственный социальный университет
Филиал в г. Чебоксары.
Кафедра теории, истории государства и права
Предмет "Конституционное (государственное) право России"
Курсовая работа
Тема:
«Конституция Российской Федерации и конституции (уставы) субъектов РФ: единство и различие».
Рег. №________
Дата__________
Выполнила: Николаева Яна Олеговна, студент 2 курса
юридического факультета,
гр. ДЮ-21-10.
Проверила: к.ю.н., доцент,
Евсеева Л.А.
г. Чебоксары, 2012 год.
Содержание
Ведение……………………………………………………………
Глава 1.Понятие, сущность и основные
черты Конституции, как Основного Закона
государства……..………………………………………
Глава 2.Конституция Российской Федерации………………………............
2.1 Характерные особенности Конституции РФ 1993 г........................12
2.2 Основные черты Конституции РФ…………………………………18
Глава 3. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…….
………………………………………………………………………...
3.1. Конституционные реформы в субъекта…………………………..20
3.2. Конституционная характеристика субъектов РФ…………...........22
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Конституция — основной закон практически любого современного государства.
Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан. Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.
Проблемы федеративного
объединяемых каждым из них этнических,
религиозных и языковых сообществ.
Несмотря на факт принятия новой
Конституции Российской Федерации,
на тот факт, что в ней закреплены принципиально
новые, незнакомые предыдущим Конституциям положения
о федеративном устройстве, это далеко
не всё, что необходимо сделать на пути
строительства подлинно федеративного
государства. Еще не сложились традиции
взаимоотношения центра и регионов на
том уровне, на котором в
конструктивном ключе решались бы как
проблемы федерального центра, так и регионов.
Совместная деятельность регионов и центра
на сегодняшний день пока ещё не до конца
освободилась от идеологических пут советской
государственности. В своей деятельности
как региональные, так и федеральные органы
государственной власти руководствуются
подчас не законодательными нормами, а
некоей «целесообразностью» , «полезностью»,
которая противоречит закону. Таким образом, следует
констатировать, что на пути построения
гармоничных взаимоотношений между центром
и регионами обеим сторонам придется решить
ряд непростых задач. И
одной из таких задач является более четкое
определение границ компетенции обеих сторон,
уточнение и корректировка правового
статуса.
Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции в рамках данной курсовой работы.
Основной целью данной работы является характеристика основных положений конституции на примере Конституции Российской Федерации и конституций субъектов РФ, а также единство и различие соотношение между ними.
Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства.
Во второй главе будет дана характеристика сущности, принципов и юридических свойств Конституции РФ.
В третьей главе будет рассмотрена конституционная характеристика, характеристика сущности конституций (уставов) субъектов РФ.
В четвертой главе будет приведен сравнительный анализ между Конституцией РФ и конституциями её субъектов.
Цель данной работы - выявить
и проанализировать в ходе исследования
общие и различные признаки Конституции
РФ и уставов субъектов РФ, рассмотреть
особенности конституционно-
Глава 1.Понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства.
Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.
Термин "конституция" ( с лат. - установление) употреблялся в древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка «основной закон», которая теперь часто используется как синоним слова «конституция». Термин «конституция» употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права)Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права.
Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. – М.: Юрист, 2008. – С.34..
Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.
Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.
Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.
В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции – их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.
В мировой конституционно-
внеконституционного законодательного
регулирования или вообще лишним.
Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает. По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.
Некоторые представители
школы естественного права
Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то , чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.
Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.
Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев. По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов. По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными как раз таки являются Конституция России, конституции республик в составе России.