Конституция Российской Федерации и конституции (уставы) субъектов РФ: единство и различие

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является характеристика основных положений конституции на примере Конституции Российской Федерации и конституций субъектов РФ, а также единство и различие соотношение между ними.
Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства.
Во второй главе будет дана характеристика сущности, принципов и юридических свойств Конституции РФ.
В третьей главе будет рассмотрена конституционная характеристика, характеристика сущности конституций (уставов) субъектов РФ.
В четвертой главе будет приведен сравнительный анализ между Конституцией РФ и конституциями её субъектов.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………..………3
Глава 1.Понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства……..……………………………………………………......6
Глава 2.Конституция Российской Федерации………………………..............12
2.1 Характерные особенности Конституции РФ 1993 г........................12
2.2 Основные черты Конституции РФ…………………………………18
Глава 3. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…….
………………………………………………………………………..................20
3.1. Конституционные реформы в субъекта…………………………..20
3.2. Конституционная характеристика субъектов РФ…………...........22
Глава 4.Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации………………31
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………………………………3

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 74.99 Кб (Скачать)

Конституция выступает как юридическая  база для развития всех. отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Кодексы, другие федеральные законы, как правило, содержат ссылки на действующую Конституцию, что иной раз делается после приведения ранее принятых актов в соответствие с ней. Тем самым обеспечиваются единство и взаимная согласованность отраслей права, общность их исходных принципов.

Верховенство Конституции не ослабляется  сделанной в ее же тексте записью  о примате международного права  по отношению к внутригосударственному праву, о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы, т. е. имеют  прямое действие в стране. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это установление имеет важное значение при разрешении споров, в деятельности государственных органов, а также для граждан в случаях выявления противоречий между нормами международного и внутригосударственного права.

Конституция разрабатывалась и  утверждалась с тем, чтобы воплотить  достижения цивилизации, в том числе  общепризнанные принципы права, фундаментальные права и свободы человека. Россия рассматривает себя как часть мирового сообщества, в котором все его члены добровольно берут на себя обязательство закрепить в праве, в первую очередь в конституциях, эти принципы и их последовательно реализовать. Причем речь идет не о любых принципах, а только о тех, которые официально признаны Россией. Что же касается международных договоров, то они могут быть подписаны от имени Российской Федерации только в строгом соответствии с конституционными положениями, которые определяют характер государства, его основы.

Данное положение соответствует  статье 17 Конституции предусматривающей, что права и свободы человека и гражданина в РФ признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам, и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией; тем самым в отношении, статуса личности особо подчеркивается связь международного и внутреннего права, имплементация принципов и норм международного права в самом тексте Конституции.

 

2.2 Основные черты Конституции РФ

Относясь к числу правовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами  Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. –С.382.. Основные черты характеризуют конституцию как специфический документ, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь обобщенным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах. 

Характерной чертой Конституции  РФ 1993 г. является ее отражение складывающихся в обществе общественных отношений. Она отражает переходный характер российского  общества, противоречивый способ его  существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления, принцип разделения властей и т.д. 

К характерной черте Конституции  РФ 1993 г. относится наличие в ней  основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой  для текущего законодательства. Поэтому  по своему содержанию они обобщены, ибо имеют своей целью закрепление  самого главного в общественных отношениях. 

Характерной чертой Конституции  России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного  закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения. 

Наконец, для Конституции  Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в  том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст.2). При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы  являются высшей ценностью". В Конституции  закрепляются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права (статья 17).  

 

 

Глава 3. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации

3.1. Конституционные реформы в субъектах РФ

В субъектах Федерации  усиленно идут конституционные реформы. По состоянию на 1 марта 1996 года принято 36 уставов и конституций. Основа разработки уставов – нормы ч.2 ст.66 Конституции РФ.

На структуру Устава определяющее влияние оказывает принцип разделения властей. Объем уставов так же неравнозначен6 от 42 статей (Пермская область) до 142 (Свердловская область). Нормы Конституции при этом, как правило, не воспроизводятся. Ст. 77 Конституции РФ предоставляет и субъектам право самостоятельно устанавливать систему соответствующих органов государственной власти. В большинстве республик приоритеты отданы коллегиальным органам власти. Они не имеют общего названия. К примеру, в  Ставропольском крае действует Государственная Дума в качестве органа законодательной власти, а в Иркутской области – Законодательное Собрание, в Курганской области – областная Дума, а в Липецкой – областное Собрание депутатов. К числу законодательных органов с четко определенной компетенцией относится Тюменская областная Дума. Согласно ст. 28 Устава Тюменской области,  Тюменская областная Дума вправе воздействовать на все важные сферы жизнедеятельности: вопросы экономики, контроля, руководства государственными структурами. Все субъекты Федерации располагают единоличными главами администраций или Президентами республик. Уставами и конституциями они определяются как высшие должностные лица. Согласно Уставу Курганской области ее глава (губернатор) является должностным лицом, олицетворяющим единство всех ветвей власти. Он избирается всем населением области и наделен существенными полномочиями. Губернатор назначает и освобождает с согласия Думы руководителя правительства, подписывает основные областные законы. Все основные законы субъектов Федерации содержат разделы (главы), посвященные полномочиям исполнительной власти. В Свердловской области исполнительную власть осуществляет губернатор, правительство, другие органы власти. В Пермской – исполнительная власть сосредоточена в руках губернатора, а в Уставе Ленинградской области записано, что губернатор – это глава области, а правительство – исполнительный орган власти.

В функции правительств субъектов  РФ входят определение основ финансово-экономической  политики и государственного управления. 
Во всех основных законах имеются главы или статьи, фиксирующие, что в систему органов правосудия входят суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

Уставы краев и областей, например, стали правовой основой  для принятия судами общей юрисдикции жалоб граждан, органов государственной  власти и управления на правовые акты губернаторов, законодательной власти и правительств.

Так, соответствующая запись имеется в Уставе Ленинградской  области. Ст. 55 Устава предоставляет  такие полномочия Ленинградскому областному суду.Уставы и Конституции субъектов Федерации уделяют большое внимание и деятельности правоохранительных органов. Согласно Уставу Курганской области, проблемы обеспечения законности и правопорядка, помимо прокуратуры, призваны решать федеральные и муниципальные органы внутренних дел.

Таким образом, проведенные  в последнем десятилетии реформы  по созданию конституций и уставов  в субъектах Федерации, существенно  изменили облик нашего государства. Теперь принцип конституционности  реализован при организации государственной власти внутри страны [http://www.kabeza.ru/content/view/952/].

 

 

 

 

3.2. Конституционная характеристика субъектов РФ.

В ст. 5 Конституции РФ установлено, что республика "имеет свою конституцию  и законодательство", а другие субъекты "имеют свой устав и законодательство".

Наличие у республики конституции  напрямую вытекает из ее статуса как  государства, обязательным атрибутом  которого является наличие высшего  на своем уровне основного закона - конституции.

Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.

Конституция и устав по своему назначению и сущности равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций  республик, именуются (в скобках) основными  законами. 
Особое место конституций и уставов в системе законодательства субъектов прямо вытекает из положений ст. 5 федеральной Конституции, где конституция и устав не охвачены общим понятием "законодательство". 
В ст. 66 Конституции РФ закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации - федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта. Эти положения свидетельствуют об учредительном характере конституций и уставов субъектов и вместе с тем о его неразрывной связи с учредительной природой федеральной Конституции. 
Именно совокупным действием учредительной власти Федерации и ее субъектов в полной мере определяется статус субъекта, основы его устройства, организация системы власти, полномочия субъекта. 
Принятие Конституции и устава отнесено к исключительным предметам ведения самого субъекта, но с условием соответствия их положений Конституции РФ, основам ее конституционного строя, Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и другим федеральным законам. Поэтому вполне правомерно, что в конституциях и уставах субъектов воспроизводятся основные принципы основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства, закрепленные в федеральной Конституции. 
Естественно, включение в конституцию и устав этих общефедеральных начал устройства государства и общества каждым конкретным субъектом не означает, что он их самостоятельно учреждает. В силу прямого действия Конституции РФ на всей территории страны ее принципы и начала реализуются непосредственно в каждом субъекте. Однако их отражение в конституциях и уставах субъектов имеет важное значение для целостной правовой характеристики статуса субъекта, основных начал его устройства, положения человека и гражданина. Таким путем обеспечивается правовая форма распространения основных начал федеральной Конституции на уровень субъектов, что необходимо для сохранения единства правовой системы государства.

Отражение принципов федеральной  Конституции в учредительных  актах субъектов выступает непосредственной юридической основой обязанности  всех органов государственной власти каждого конкретного субъекта их соблюдать, включать в их охрану не только федеральные механизмы защиты, но и те, которые есть на уровне субъектов  Федерации. Имеет значение и то обстоятельство, что через конституции и уставы субъектов положения федеральной  Конституции, реализуемые на региональном уровне, становятся более близкими и понятными населению субъекта.

В одних конституциях и  уставах такое воспроизведение  положений федеральной Конституции  дается более полно, в других менее  полно. Это разнообразие не является неправомерным. Указанное воспроизведение  не должно быть зеркальным, как было в прошлом конституционном законодательстве советского периода, когда конституции республик практически полностью воспроизводили текст Конституции СССР. Однако если то или иное принципиальное положение федеральной Конституции не отражено в конституции или уставе субъекта, это не означает, что в данном субъекте оно не применяется. В силу верховенства и прямого действия Конституции РФ оно обязательно для субъекта.

Так, например, в Уставе Костромской  области права и свободы человека и гражданина не перечисляются, а  отмечается, что на территории области  человек и гражданин обладают правами и свободами, несут равные обязанности, определенные Конституцией РФ, федеральными и областными законами, а также нормами международного права. В других конституциях и уставах права и свободы, закрепленные в федеральной Конституции, перечисляются подробно. Однако такая различная форма закрепления ни в какой мере не отражается на реальном статусе личности.

Более высокий уровень  учредительной власти субъектов  при принятии своих конституций  и уставов характерен для закрепления  тех правоположений, которые отнесены к их исключительному ведению и по которым они вправе осуществлять собственное правовое регулирование (т.е. в рамках ст. 73 Конституции РФ). В этих пределах субъект самостоятельно разрабатывает свою конституцию (устав): ее структуру, содержание, систему органов, их наименования, полномочия, конкретное выражение принципа разделения властей, избирательную систему, административно-территориальное устройство, организацию местного самоуправления и решает другие вопросы, входящие в сферу его исключительной компетенции, определяет характер и полноту правового отражения начал, лежащих в основе федеральной Конституции.

По отношению ко всем другим нормативным правовым актам субъекта Федерации конституция, как и  устав, обладает высшей юридической  силой. 
Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

В некоторых республиках  и областях имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов  субъектов Федерации их конституциям и уставам.

По своей структуре  конституции и уставы имеют как  общие черты, так и различия. Во всех указанных актах имеются, как  правило, небольшие преамбулы, не одинаковые по своему содержанию. Большинство  конституций и уставов делятся  на разделы, разделы - на главы, главы - на статьи. Некоторые акты содержат по два раздела, подобно тому, как  это сделано в федеральной  Конституции. (Например, Республики Северная Осетия - Алания, Ингушетия.) Однако в  некоторых конституциях и уставах  насчитывается большее количество разделов. Так, в конституции Республики Карелия 7 разделов, Башкортостан - 6, Татарстан - 8, Саха (Якутия) - 9, в Уставах Воронежской  и Калининградской областей - по 8. Подавляющее большинство уставов  и некоторые конституции делятся  только на главы, а Степное Уложение Республики Калмыкия - только на статьи.

 В Республике Калмыкия  такого рода акт называется  Степное Уложение (основной закон).

Различна и последовательность глав. Так, обычно в качестве первого  раздела, главы закрепляются нормы  об основах конституционного строя (государственного и общественного  строя; общие положения). Однако в  некоторых уставах на первое место  ставится глава о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (например, уставы Курской и Воронежской  областей). Некоторые конституции  и уставы имеют главы, не типичные для большинства такого рода актов. Так, в конституции Республики Саха (Якутия) есть главы "Внешние связи республики", "Экономическая основа республики", в уставе Приморского края - "Избирательная система", в уставе Саратовской области - "Финансы области", "Социальная сфера", "Обеспечение порядка и безопасности" и проч.

Установлен и особый порядок  принятия конституций и уставов  субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок.

1. Принятие конституции  и устава отнесено к предметам  ведения законодательного (представительного)  органа субъекта, причем по решению,  принятому не менее чем 2/3 от  общего числа депутатов, т.е.  квалифицированным большинством. Конституции  многих республик приняты, как  отмечается в их преамбулах, народом  данной республики. В Конституции  Республики Ингушетия прямо предусмотрено,  что новая Конституция принимается  на основе всенародного референдума. 
В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на территории данного субъекта.

Информация о работе Конституция Российской Федерации и конституции (уставы) субъектов РФ: единство и различие