Конституция Российской Федерации и конституции (уставы) субъектов РФ: единство и различие

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является характеристика основных положений конституции на примере Конституции Российской Федерации и конституций субъектов РФ, а также единство и различие соотношение между ними.
Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства.
Во второй главе будет дана характеристика сущности, принципов и юридических свойств Конституции РФ.
В третьей главе будет рассмотрена конституционная характеристика, характеристика сущности конституций (уставов) субъектов РФ.
В четвертой главе будет приведен сравнительный анализ между Конституцией РФ и конституциями её субъектов.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………..………3
Глава 1.Понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства……..……………………………………………………......6
Глава 2.Конституция Российской Федерации………………………..............12
2.1 Характерные особенности Конституции РФ 1993 г........................12
2.2 Основные черты Конституции РФ…………………………………18
Глава 3. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…….
………………………………………………………………………..................20
3.1. Конституционные реформы в субъекта…………………………..20
3.2. Конституционная характеристика субъектов РФ…………...........22
Глава 4.Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации………………31
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………………………………3

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 74.99 Кб (Скачать)

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина. 

Конституцию как нормативный  правовой акт, занимающий самостоятельное  и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты. 
Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой. Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию» Маунц Т. Государственное право М., 1959, С. 108..

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. 

Учредительная природа конституции  проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.

Важной чертой, характеризующей  конституцию является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет. 

Конституционное воздействие  отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества- политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

в верховенстве конституции

в ее высшей юридической  силе

в ее роли как ядра правовой системы государства и системы  права 

в особой охране конституции

в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок

 

Глава 2.Конституция Российской Федерации

2.1 Характерные особенности Конституции РФ 1993 г.

 

Развитие Российского государства  подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция  важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в которой нет единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с "Хабеас корпус акт" и "Билля о правах" (оба приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию. Более того, для XX столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей.

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного  и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция — это  основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., — не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская конституция 1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя Конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы.

Разумеется, Конституция 1993 года не носит  учредительного характера, она не создает  новое государство. Это государство  существовало — в разных границах и при разных формах правления  — многие столетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой  Конституции. Вместе с тем Конституция  РФ 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории “Конституция Российской Федерации. Комментарий”.Простое подразделение конституций на советские и постсоветские недостаточно для раскрытия сущности происшедших перемен.

Как известно, прежняя российская Конституция принадлежит иному  времени. Она была принята еще  в 1978 году и стала фактически слепком  с Конституции СССР 1977 года. Тогда  Конституция закрепляла руководящую  роль. КПСС, полное огосударствление экономики  и недопустимость частной собственности. Федерализм провозглашался как принцип, но реального развития так и не получил. Управление делами государства  осуществлялось через командно-административную систему, закон подменялся приказом, инструкцией, "телефонным правом", РСФСР в качестве одной из союзных  республик входила в Союз ССР.

Еще в Декларации "О государственном  суверенитете Российской Советской  Федеративной Социалистической Республики", утвержденной первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г., было заявлено, что государственный суверенитет  РСФСР провозглашается во имя  высших целей — обеспечения каждому  человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а  каждому народу — на самоопределение  в избранных им национально-государственных  и национально-культурных формах.

Принятие Декларации о государственном  суверенитете стало отправным пунктом  в работе по подготовке новой российской Конституции. На первом же Съезде народных депутатов РСФСР была создана  Конституционная комиссия во главе  с Б. Н. Ельциным, тогда Председателем  Верховного Совета РСФСР. На пятом Съезде народных депутатов РСФСР проект новой Конституции, подготовленный Конституционной комиссией, был  принят к сведению, и Комиссии было поручено доработать его с учетом замечаний и предложений народных депутатов и внести на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов.

Страна между тем продолжала жить по старой Конституции, статьи которой  все больше расходились с проводимыми  преобразованиями. Чтобы устранить  возникавшие несоответствия и прямые противоречия, в Конституцию постепенно вносились изменения и дополнения, существенно влиявшие на ее содержание. Были признаны право частной собственности  и множественность форм собственности, введен институт президента, закреплен  принцип разделения властей, изменен  облик федерализма, восприняты положения  российской Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1991 году. Общее число конституционных  поправок перешагнуло за триста. Однако таким путем решить задачи конституционной  реформы не представлялось возможным.

Трудности проистекали прежде всего из того, что массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем рассогласованность статей и противоречивость идей. Нередко неясности приобретали критические свойства. Как можно было, например, определить форму правления в России, если, с одной стороны, в Конституцию был вписан принцип разделения властей, но с другой стороны, в ней оставалась норма, согласно которой Съезд народных депутатов был правомочен принимать к своему ведению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР, а Верховный Совет по-прежнему именовался не только представительным и законодательным, но и распорядительным органом. Дублирование функций и неизбежные конфронтации порождались тем, что введение института президента не зачеркнуло статью о функциях Президиума Верховного Совета. Подобные примеры можно было бы продолжить, но вывод и без того ясен: у государства и общества в целом была весьма шаткая конституционная база для дальнейших реформ.

Шестой Съезд народных депутатов, однако, не принял новую Конституцию, а ограничился одобрением общей  концепции конституционных реформ в Российской Федерации, положенной в основу проекта, а также важнейших  его положений, одобренных Верховным  Советом Российской Федерации. Съезд, кроме того, принял решение доработать ряд глав с учетом предложений  и замечаний Президента Российской Федерации.

России все настоятельней нужна  была новая Конституция, отвечающая целям и задачам ее возрождения  закрепляющая кардинальные реформы, проводимые в стране. Следующий этап подготовительной работы был связан с Конституционным  совещанием, созванным в 1993 году Президентом  Российской Федерации. Работа Совещания  шла в основном в пяти группах, сформированных из:

1. представителей федеральных органов  государственной власти;

2. представителей органов государственной  власти республик в составе  Российской Федерации, краев,  областей, автономной области, автономных  округов, Москвы и Санкт-Петербурга;

3. представителей местного самоуправления;

4. представителей политических  партий, профсоюзных, молодежных, и  иных общественных организаций,  массовых движений и религиозных  конфессий;

5. представителей товаропроизводителей  и предпринимателей.

В июне-июле 1993 года Конституционное  совещание подготовило свой проект. Он был создан в основном на базе президентских предложений и  с учетом проекта, рассматривавшегося на шестом Съезде народных депутатов. Надо сказать, что в обеих разработках  можно было отметить идентичность или, по крайней мере, схожесть большинства  положений. В этих разработках говорилось и о том, что было уже зафиксировано  в действовавшей редакции Конституции 1978 года. Проекты предусматривали  республиканскую форму правления, приоритет прав человека, разделение властей, частную собственность, федерализм. Президентским предложениям о сильном  Президенте противостояли, однако, идеи парламентарного режима. Еще одно отличие состояло в том, что президентский  проект был более юридическим, чем другие проекты, документом и более соответствовал природе и назначению конституции как основного закона государства. Нельзя не сказать и о том, что свои проекты и предложения выдвигали многие коллективы, группы, политические партии и отдельные авторы.

В октябре-ноябре 1993 года конституционный  проект был уточнен с учетом как  предложений и замечаний, присланных главным образом субъектами Российской Федерации, так и уроков событий  октября 1993 года. Доработка велась созданной  Президентом представительной комиссией  с участием ученых и практиков. Над  проектом работали также Государственная  и Общественная палаты Конституционного совещания объединившие прежние пять групп. 12 декабря 1993 г окончательный проект был вынесен на общероссийский референдум, по результатам которого нынешняя Конституция вступила в силу.

Новая Конституция занимает верховенствующее положение в правовой системе  страны. Ее положения являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.

Информация о работе Конституция Российской Федерации и конституции (уставы) субъектов РФ: единство и различие