Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:55, курсовая работа
Основной целью данной работы является характеристика основных положений конституции на примере Конституции Российской Федерации и конституций субъектов РФ, а также единство и различие соотношение между ними.
Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства.
Во второй главе будет дана характеристика сущности, принципов и юридических свойств Конституции РФ.
В третьей главе будет рассмотрена конституционная характеристика, характеристика сущности конституций (уставов) субъектов РФ.
В четвертой главе будет приведен сравнительный анализ между Конституцией РФ и конституциями её субъектов.
Ведение…………………………………………………………………..………3
Глава 1.Понятие, сущность и основные черты Конституции, как Основного Закона государства……..……………………………………………………......6
Глава 2.Конституция Российской Федерации………………………..............12
2.1 Характерные особенности Конституции РФ 1993 г........................12
2.2 Основные черты Конституции РФ…………………………………18
Глава 3. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…….
………………………………………………………………………..................20
3.1. Конституционные реформы в субъекта…………………………..20
3.2. Конституционная характеристика субъектов РФ…………...........22
Глава 4.Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации………………31
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………………………………3
В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.
Конституцию как нормативный
правовой акт, занимающий самостоятельное
и особое место в системе современного
демократического государства, от всех
других правовых актов отличают следующие
черты.
Прежде всего, необходимо отметить, что
Конституция в современном значении этого
понятия является актом, который принимается
народом или от имени народа. Характерно,
что возникновение в XVII веке самой идеи
о необходимости такого акта, как конституция
было связано именно с этой ее чертой.
Эта сущностная черта конституции и поныне
признается доминирующей в конституционной
теории и практике. Не случайно конституции
большинства демократических государств
мира начинаются словами: «Мы, народ принимаем
(провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую
конституцию» Маунц Т. Государственное
право М., 1959, С. 108..
Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.
Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.
Важной чертой, характеризующей конституцию является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества- политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.
Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:
в верховенстве конституции
в ее высшей юридической силе
в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права
в особой охране конституции
в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок
Глава 2.Конституция Российской Федерации
2.1 Характерные особенности Конституции РФ 1993 г.
Развитие Российского
Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция — это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.
Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., — не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская конституция 1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя Конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы.
Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает новое государство. Это государство существовало — в разных границах и при разных формах правления — многие столетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой Конституции. Вместе с тем Конституция РФ 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории “Конституция Российской Федерации. Комментарий”.Простое подразделение конституций на советские и постсоветские недостаточно для раскрытия сущности происшедших перемен.
Как известно, прежняя российская
Конституция принадлежит иному
времени. Она была принята еще
в 1978 году и стала фактически слепком
с Конституции СССР 1977 года. Тогда
Конституция закрепляла руководящую
роль. КПСС, полное огосударствление экономики
и недопустимость частной собственности.
Федерализм провозглашался как принцип,
но реального развития так и не
получил. Управление делами государства
осуществлялось через командно-
Еще в Декларации "О государственном
суверенитете Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики",
утвержденной первым Съездом народных
депутатов РСФСР 12 июня 1990 г., было заявлено,
что государственный
Принятие Декларации о государственном
суверенитете стало отправным пунктом
в работе по подготовке новой российской
Конституции. На первом же Съезде народных
депутатов РСФСР была создана
Конституционная комиссия во главе
с Б. Н. Ельциным, тогда Председателем
Верховного Совета РСФСР. На пятом Съезде
народных депутатов РСФСР проект
новой Конституции, подготовленный
Конституционной комиссией, был
принят к сведению, и Комиссии было
поручено доработать его с учетом
замечаний и предложений
Страна между тем продолжала
жить по старой Конституции, статьи которой
все больше расходились с проводимыми
преобразованиями. Чтобы устранить
возникавшие несоответствия и прямые
противоречия, в Конституцию постепенно
вносились изменения и
Трудности проистекали прежде всего из того, что массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем рассогласованность статей и противоречивость идей. Нередко неясности приобретали критические свойства. Как можно было, например, определить форму правления в России, если, с одной стороны, в Конституцию был вписан принцип разделения властей, но с другой стороны, в ней оставалась норма, согласно которой Съезд народных депутатов был правомочен принимать к своему ведению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР, а Верховный Совет по-прежнему именовался не только представительным и законодательным, но и распорядительным органом. Дублирование функций и неизбежные конфронтации порождались тем, что введение института президента не зачеркнуло статью о функциях Президиума Верховного Совета. Подобные примеры можно было бы продолжить, но вывод и без того ясен: у государства и общества в целом была весьма шаткая конституционная база для дальнейших реформ.
Шестой Съезд народных депутатов,
однако, не принял новую Конституцию,
а ограничился одобрением общей
концепции конституционных
России все настоятельней
1. представителей федеральных
2. представителей органов
3. представителей местного
4. представителей политических
партий, профсоюзных, молодежных, и
иных общественных организаций,
5. представителей
В июне-июле 1993 года Конституционное
совещание подготовило свой проект.
Он был создан в основном на базе
президентских предложений и
с учетом проекта, рассматривавшегося
на шестом Съезде народных депутатов.
Надо сказать, что в обеих разработках
можно было отметить идентичность или,
по крайней мере, схожесть большинства
положений. В этих разработках говорилось
и о том, что было уже зафиксировано
в действовавшей редакции Конституции
1978 года. Проекты предусматривали
республиканскую форму
В октябре-ноябре 1993 года конституционный проект был уточнен с учетом как предложений и замечаний, присланных главным образом субъектами Российской Федерации, так и уроков событий октября 1993 года. Доработка велась созданной Президентом представительной комиссией с участием ученых и практиков. Над проектом работали также Государственная и Общественная палаты Конституционного совещания объединившие прежние пять групп. 12 декабря 1993 г окончательный проект был вынесен на общероссийский референдум, по результатам которого нынешняя Конституция вступила в силу.
Новая Конституция занимает верховенствующее положение в правовой системе страны. Ее положения являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.