Двойственная
природа Конституционного Суда в
государственно-правовом механизме Российской
Федерации характеризуется следующим:
1.
По правовому статусу – это судебный орган;
2.
По функциональному предназначению - это
суд, осуществляющий конституционный
контроль;
3.
По основным принципам деятельности
— это орган, самостоятельно и
независимо осуществляющие судебную власть;
4.
По форме деятельности - это судебный
орган, осуществляющий конституционное
судопроизводство.
Другая
сторона двойственной природы Конституционного
суда Российской Федерации связана с тем,
что российская правовая система состоит
их двух уровней – федерального и уровня
субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской
Федерации - один из высших
федеральных органов судебной
власти. Полномочия, порядок
образования и деятельности Конституционного
Суда, согласно ст. 128 Конституции,
устанавливаются федеральным конституционным
законом.
Положение
Конституционного Суда Российской Федерации
в системе органов государственной
власти таково: с одной стороны, это судебный
орган, что подтверждается включением
статей, посвященных Конституционному
Суду, в главу 7 Конституции («Судебная
власть») и в Федеральный конституционный
закон о судебной системе РФ. Будучи судебным
органом, конституционный суд в то же время
выступает в качестве одного из высших
органов государственной власти, контрольного
(надзорного) органа государства, что вытекает
из имеющихся у него полномочий: указывать
другим высшим органам государства (Президенту,
Федеральному Собранию, Правительству)
на конституционно-правовые рамки их деятельности,
конкретизировать их права и полномочия,
а также выносить общеобязательные решения
о признании принятых этими органами нормативных
актов не имеющими юридической силы, которые
являются окончательными, не подлежат
обжалованию, вступают в силу немедленно
после провозглашения, действуют непосредственно
и не требуют подтверждения другими органами
и должностными лицами.
Главная особенность Конституционного
Суда РФ, что это не только судебный орган,
но и такой конституционный орган, которому
предоставлено право в установленных
Конституцией и законом форме и пределах
осуществлять контроль над органами законодательной
и исполнительной власти, а в опосредованном
виде - и над иными судебными органами,
и в данном смысле он сам представляет
высшую государственную власть. Этим качеством
обусловлена интегрирующая роль Конституционного
Суда как гаранта политического мира в
обществе и государстве и хранителя долгосрочных
конституционных ценностей.
Библиография.
- Нормативные
документы.
- Конституция
Российской Федерации от12.12.1993// Российская
газета. - №237- от 25.12.93.
- Федеральный
конституционный закон "О
Конституционном Суде Российской
Федерации"(с изменениями на 15 декабря
2001 года) // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
- Закон
СССР от 23.12.1989
N 972-1 О конституционном надзоре в СССР//
Ведомости Съезда народных депутатов
СССР и Верховного Совета СССР, N 29, 27.12.89,
Ст.572.
- Закон
РФ от 12.7.1991
N 1599-1 «О Конституционном Суде РСФСР»//
Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ N 30, 25.07.91
- Постановление
Съезда народных депутатов РФ от 12.7.1991 N 1598-1 «Об утверждении
Закона РСФСР «О Конституционном Суде
РСФСР» »// Ведомости Съезда НД РФ и ВС
РФ N 30, 25.07.91
- Постановление
Совета Федерации Федерального
Собрания от 25 октября
1994 г. "О порядке
приведения к присяге судей
Конституционного Суда Российской Федерации"//
СЗ РФ. 1994. N 28. Ст. 2930.
- Указ
Президента РФ
от 7.10.1993 N 1612 «О Конституционном Суде Российской
Федерации» // Российская газета от 09.10.93.
- Указ Президента
Российской Федерации "О замещении
вакантных должностей федеральных
судей"// СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1646.
- Указ Президента
Российской Федерации от 15 сентября
1995 г. "Об обеспечении
деятельности Конституционного
Суда Российской
Федерации"// СЗ РФ. 1995. N 38. Ст. 3670.
- Определение
Конституционного Суда РФ от 20 ноября
1995 года № 11 об отказе в принятии к рассмотрению
запроса группы депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания и запроса
Верховного Суда РФ о проверке конституционности
положений Федерального закона от 21 июня
1995 года «О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации» // Собрание законодательства
РФ. -1995. -№ 49.
- Учебная
и научная литература.
- Баглай
М.В. Конституционное право Российской
Федерации, М.: НОРМА, 2000 г.
- Батяев А.А.
Комментарий к Федеральному конституционному
закону от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном
Суде Российской Федерации". - Система
ГАРАНТ, 2006 г.
- Ершов В.В.
Суд в системе органов государственной
власти// Государство и право. 1995.
- Захаров
В.В. Решения
Конституционного Суда РФ в системе источников
российского права// "Журнал российского
права", N 11, ноябрь 2006 г.
- Керимов
Д.А. Проблемы общей теории права и государства
– М: Соврем. гуманитар. ун-т, 2002г.
- Ковешников
Е.М. Российское конституционное право
– М: ИФА-М, 2002г.
- Козлова
Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право
России. М. Юрист, 1999.
- Комментарии
к Конституции РФ под редакцией Ю.В.Кудрявцева,
М.1999 г.
- Конституция
Российской Федерации: Комментарий Под
редакцией В.Лазарева. - М.: Издательство
«Спарк», 1997г.
- Кутафин
О.Е. Источники конституционного права
Российской Федерации – М.: Юристъ, 2002г.
- Овсепян
Ж.И. Судебный конституционный контроль
в Российской Федерации// Государство
и право. 2003 N 1
- Хропанюк
В. П. Теория государства и права-М.: Издательство
«Отечество»,1993г.
- Чиркин В.
Е. Конституционное право зарубежных стран.
Учебник. – М.: Юристъ. – 1999
- Шульженко
Ю.Л. Закон о Конституционном Суде Российской
Федерации 1994г.// Государство и право. 1995.
N 7.