Конституционный суд в государственно-правовом механизме России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ.

Содержание

Введение............................................................................…………………. 3
Глава I. Понятие конституционного контроля, его задачи и место в государственно-правовом механизме ………………………………………………………………………….. 6
1.1. История возникновения и становления конституционной юстиции……………….… 6
1.2. Государственно-правовой механизм - понятие и содержание ………………………. 10
Глава II. Конституционный Суд как структурный элемент государственно-правового механизма России………………………………………………….…………………… 14
2.1 Полномочия Конституционного Суда РФ и его место в российской судебной системе. Функции Конституционного Суда по осуществлению государственной власти…………………………………………………………………………………………....14
2.2. Решения Конституционного Суда в правовой системе России ………………….…. 20
Заключение ......................................................................…………………25
Библиография ………………………………………….……..………………….. 28

Работа содержит 1 файл

конституционный суд.DOC

— 210.50 Кб (Скачать)
 

 

    Голицинский пограничный институт

        Федеральной службы безопасности 
 
 
 
 

    Курсовая  работа

    По  дисциплине: «Конституционное право»

тема: «КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД В  ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ РОССИИ» 
 
 

    Выполнил: курсант Бодюков Р.И.

    2 курс 1 факультета 

    Проверил: 
 
 
 
 
 

    Голицино  2008 г. 
 
 
 
 
 

                                   

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение............................................................................………………….  3

 

Глава I.  Понятие конституционного контроля, его задачи и место в государственно-правовом механизме ………………………………………………………………………….. 6

1.1. История возникновения и становления конституционной юстиции……………….… 6 1.2. Государственно-правовой механизм - понятие и содержание ………………………. 10

 

Глава II. Конституционный Суд как структурный элемент государственно-правового механизма России………………………………………………….…………………… 14

2.1 Полномочия Конституционного Суда РФ и его место в российской судебной системе. Функции Конституционного Суда по осуществлению государственной                        власти…………………………………………………………………………………………....14

2.2. Решения Конституционного Суда в правовой системе России ………………….….  20

 

 

 Заключение ......................................................................…………………25

 

 Библиография  ………………………………………….……..…………………..   28

 

                                   

ВВЕДЕНИЕ

 

         Конституционный суд РФ  -  специализированный  орган правовой  охраны  Конституции.  Его  деятельность  в  данной области имеет контрольный характер.  Это определяется прежде всего   тем,   что   он  наделен  правом  отмены  актов,  не соответствующих      Конституции      РФ.     

    В СССР  основная  роль  в  конституционном  контроле отводилась постоянно  действующему  высшему   коллегиальному органу государственной   власти   на  уровне  Союза  ССР  - Президиуму Верховного Совета СССР.  Данная система на практике показала свою несостоятельность. В мае 199О г.  в СССР  начал действовать Комитет конституционного   надзора   СССР.   По  более новаторском, перспективному пути пошла Россия. В 1991 г.  в ней  создается Конституционный  Суд.  Основные  вопросы  его  организации и деятельности были урегулированы в  Законе  РСФСР  от  6  мая 1991г.  "О  Конституционном Суде РСФСР".  Принятая в декабре 1993г. новая   Конституция   России   внесла   существенные изменения в статус Конституционного Суда,  его компетенцию и т.д.  Она более подробно,  по сравнению с прежней, закрепила организацию и деятельность данного органа.  Летом 1994г. был принят,  взамен  старому  Закону  "О  Конституционном  Суде РСФСР",     новый    Федеральный    конституционный    закон "О Конституционном Суде Российской  Федерации",  подробно  и всесторонне  урегулировавший его организацию и деятельность.       Деятельность  Конституционного Суда, его место в механизме государства и в правовой системе стала анализироваться только после принятия Конституции 1993 г.

    Актуальность  выбранной темы обуславливается, прежде всего тем, что осуществление правосудия отличается от иных сфер общественной жизни особым объектом государственного воздействия, куда входит внутренне единая система общественных отношений, обладающих повышенной ценностью для государства и общества. Четко определен статус Конституционного Суда  как  составной части   судебной   власти,  как  специализированного  органа конституционного контроля.  Статья 1   Закона  гласит: "Конституционный  Суд  Российской Федерации - судебный орган конституционного  контроля,  самостоятельно   и   независимо осуществляющий  судебную власть посредством конституционного судопроизводства".

   Конституционному Суду, в судебной  системе, отводится особая роль. Практика деятельности этого органа конституционного контроля показала, что он является весьма эффективным и крайне необходимым элементом в механизме государства. Однако данная практика выявила и целый ряд проблем, требующих научно- теоретического осмысления. Так, нуждаются во всестороннем теоретическом исследовании проблемы, связанные с определением роли и места этого судебного органа, как в деятельности государственного механизма, так и в системе правового регулирования и в правовой системе России в целом.

     Актуальность проведения исследования данных вопросов обусловлена и тем, что деятельность Конституционного Суда нельзя рассматривалась лишь только с позиций государственно-политического властвования. Подобный определение роли конституционной юстиции было неизбежно в условиях господства командно-административной системы. В условиях же формирования демократического правового государства, функционирование которого нерасторжимо связано с правом, правовым регулированием, механизм государства следует рассматривать не как только государственно-властное, а, прежде всего, как государственно-правовое явление. Следовательно, и его механизм необходимо трактовать не как государственный, а как государственно-правовой. В рамках его функционирования особенно значима роль Конституционного Суда, выступающего и в качестве органа правосудия,

и как  органа, обеспечивающего эффективное  правовое регулирование.

      Важную роль имеет изучение юридической природы актов Конституционного Суда, определение их места в системе правовых актов Российской Федерации.

   Эти и другие обстоятельства вызывают необходимость  исследования места и роли Конституционного Суда как важнейшего   элемента государственно-правового механизма в условиях обновляющейся России.

  Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с деятельностью Конституционного Суда Российской Федерации в государственно-правовом механизме.

Предметом исследования являются государственно-правовой механизм и Конституционный Суд как его элемент, а также организационные формы деятельности этого судебного органа в современных условиях.

  Целью настоящей  работы является  комплексное исследование юридической природы, содержания, сущности и признаков государственно-правового механизма, а также определение в нем места Конституционного Суда.

         Для раскрытия темы курсовой  работы я поставил перед собой  следующие задачи:

  1. Изучение истории возникновения и становления конституционной юстиции.

2. Исследовать  назначение Конституционного суда  в государственно-правовом механизме.

3. Показать  двойственную природу Конституционного  суда РФ.

4. Определить  место решений Конституционного  Суда в правовой системе России.

      Методом исследования является анализ действующих источников правового регулирования   системы конституционной юстиции, в первую очередь  Конституции Российской Федерации и федеральных     конституционных   законов,  а также изучение отдельных учебных и научных публикаций  в этой области.

    Обоснованность  выводов, содержащихся в курсовой работе, достигается за счет комплексного применения специальных юридических методов: историко-правового, формально-юридического, логико-юридического, сравнительно-правового и методов толкования права.

    Нормативную базу исследования составляют конституционные акты Российской Федерации (Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные конституционные и федеральные законы. Привлечены также постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Исследовались решения Конституционного Суда Российской Федерации.

   Теоретическую базу   исследования составляют исследования по общей теории государства и права, истории. В частности, использованы труды общепризнанных специалистов в области теории государства и права и  конституционного права, таких как: С.С.Алексеева,   В.К. Бабаева, М.В. БаглаяА.В., Н.В. Витрука, Б.Н. Габричидзе.

    Научная новизна  данной работы определяется тем, что   формирование правового государства его функционирование  нерасторжимо связано с правом, правовым регулированием и механизм государства следует рассматривать не только как государственно-властное, но и как государственно-правовое явление. И  следовательно его механизм необходимо трактовать не как государственный, а как государственно-правовой. В работе   показывается особая роль Конституционного суда в рамках функционирования государственно-правового механизма.

   Структура курсовой работы  определена целью и задачами, а также логикой исследования и состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, списка литературы.

 

Глава I.  Понятие конституционного контроля, его задачи и место в государственно-правовом механизме

 
 
  1. История возникновения и  становления конституционной  юстиции в России
 

      Конституционный   Суд  осуществляет  судебную  власть  посредством       конституционного судопроизводства. Каким бы совершенным  не был парламент, периодически  неизбежно принятие им законов, которые не соответствуют или противоречат конституции страны. Во-первых потому, что  законов и других нормативных правовых актов принимается много и разрабатываются они  парламентариями и специалистами с неодинаковой степенью квалифицированности. Во-вторых, на принятие законов оказывают влияние различные политические силы, часто ставящие свои партийные или конъюнктурные интересы выше всех других. Наконец столь сложному делу, как разработка и принятие законов, свойственны элементарные человеческие ошибки. Однако вред от неконституционных законов,  а тем более от антиконституционных, весьма велик, ибо от таких законов размывается конституционный порядок и страдают права и свободы граждан1.

    Поэтому в западных странах уже на ранних стадиях строительства правового  государства была осознана необходимость придать судебной власти функцию контроля за конституционностью законов, а также нормативных правовых актов, исходящих от исполнительной власти. Первым эту функцию принял на себя Верховный Суд США (1803 г.), который в рамках полномочий суда общей юрисдикции общей юрисдикции объявил один из законов неконституционным, то есть  недействительным. Позже уже в XX веке в Европе возникли конституционные суды, ставшие специальными судебными органами конституционного контроля (т. н. конституционная юстиция). Ныне такие суды действуют в большинстве стран Европы.

    Возникновение специализированных  органов  конституционного контроля можно отнести к началу 2О-х годов  прошлого столетия.  Именно  в 192О году первый конституционный суд был создан в Австрии. В связи с этим при определении такой  модели  правовой  охраны конституции   используются   термины:  "западноевропейская", "европейская",  "австрийская" (Австрия, ФРГ, Венгрия, Испания, Италия и др.). Европейская модель отличается тем, что специальные конституционные суды рассматривают вопрос о конституционности закона вне зависимости от наличия конкретного судебного дела. Следует заметить, что второй, наиболее  распространенной,  моделью в данной сфере является "американская" (США, Канада, Япония, Австралия, Индия, скандинавские страны, Швейцария и др.). Главный ее  признак -  выполнение  основной функции по   обеспечению конституционного  контроля  судами  общей юрисдикции.   Американская модель основанная на опыте США, предоставляет право выносить решения о неконституционности законов Верховному Суду страны. Первая модель предусматривает конкретный контроль, а вторая абстрактный. Особняком стоит Франция, где конституционный совет обладает правом предварительного контроля, то есть проверки закона до его вступления в силу.2

    Правовое  государство непременно наделяет судебную власть функцией  конституционного контроля, хотя организационные формы осуществления этой функции могут быть разными. Конституционная юстиция в Российской Федерации восприняла основные черты европейской модели, главным образом из практики деятельности Федерального конституционного суда ФРГ. Конституционный Суд Российской Федерации весьма схож по своим задачам с такими же судами других  государств (Венгрия, Словакия, Хорватия, Белоруссия и др.).

Информация о работе Конституционный суд в государственно-правовом механизме России