Конституционный суд в государственно-правовом механизме России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ.

Содержание

Введение............................................................................…………………. 3
Глава I. Понятие конституционного контроля, его задачи и место в государственно-правовом механизме ………………………………………………………………………….. 6
1.1. История возникновения и становления конституционной юстиции……………….… 6
1.2. Государственно-правовой механизм - понятие и содержание ………………………. 10
Глава II. Конституционный Суд как структурный элемент государственно-правового механизма России………………………………………………….…………………… 14
2.1 Полномочия Конституционного Суда РФ и его место в российской судебной системе. Функции Конституционного Суда по осуществлению государственной власти…………………………………………………………………………………………....14
2.2. Решения Конституционного Суда в правовой системе России ………………….…. 20
Заключение ......................................................................…………………25
Библиография ………………………………………….……..………………….. 28

Работа содержит 1 файл

конституционный суд.DOC

— 210.50 Кб (Скачать)

    Рассмотрим  становление и эволюцию конституционного правосудия на различных этапах истории России.

    Конституция РСФСР 1918 г. относила функцию конституционного контроля непосредственно к ведению ВЦИК (статья 32). Конституционной обязанностью Совета Народных Комиссаров было «немедленное сообщение» ВЦИК о всех своих постановлениях и решениях. ВЦИК был вправе отменить или приостановить действие любого из этих актов СНК.

    Более активно конституционно-контрольная  функция стала реализовываться  с образованием СССР. В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. контрольная функция и в этот период закреплялась за верховными государственными органами — Съездом Советов СССР, ЦИК

    СССР  и его Президиумом. Своеобразие  конституционного контроля в период с 1923 по 1933 гг. заключалась в том, что в его осуществлении непосредственное участие принимал Верховный Суд СССР, наделенный конкретными надзорными полномочиями. Но он не был независимым органом, а состоял «при Центральном Исполнительном Комитете Союза СССР», не имел права осуществлять надзор за конституционностью актов высших органов власти, включая Правительство СССР, не выносил окончательных решений, а только вносил свои заключения и представления в органы государственной власти СССР и союзных республик по поводу нарушений и Конституции СССР, и законов.

    В Конституции СССР 1936 г. наблюдается тенденция к понижению роли конституционного контроля. Отражая приоритет союзного законодательства над республиканским, Конституция 1936 г. уже не содержала положений, имевшихся в Основном Законе 1924 г. - о праве республиканских органов опротестовывать акты союзных органов.

    Основной  Закон 1977 г. предусматривал, что главенствующее положение в системе органов конституционного контроля вновь принадлежит Верховному Совету СССР. Право осуществлять конституционный контроль сохранил и Президиум Верховного Совета СССР.

    Статьей 121 Конституции СССР было предусмотрено, что Президиум Верховного Совета СССР: «осуществляет контроль за соблюдением  Конституции СССР и обеспечивает соответствие конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР»; «...дает толкование законов СССР»; «...отменяет постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их закону».

    В 1988 г. Президиум ВС СССР дважды обсуждал вопросы о конституционности актов нижестоящих Советов: в июле - решений Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области, Верховных Советов Азербайджана и Армении по карабахскому вопросу; в декабре - Декларации о государственном суверенитете Эстонской ССР. В обоих случаях Президиум ВС СССР, признав некоторые акты неконституционными, предложил отменить эти акты самим органам, их издавшим.

    Предшественником  Конституционного Суда можно считать  Комитет конституционного надзора (ККН)3 СССР, который просуществовал с 1989 по 1991 год4.  Идея   создания специального органа, контролирующего соблюдение Конституции, была выдвинута М.С.Горбачевым на XIX Всесоюзной конференции КПСС в  июне 1988 г. в рамках программы реорганизации системы органов государственной власти СССР и республик, запланированной на 1989-1990 гг.

    Комитет конституционного надзора СССР был  избран на втором Съезде народных депутатов СССР осенью 1989 г. в составе 27 человек во главе с председателем С.С. Алексеевым. В доперестроечный в период в Советском Союзе и в РСФСР подобного рода институтов не существовало. Советская юридическая наука дружно критиковала западную  конституционную юстицию за охрану интересов буржуазии и вторжение в прерогативы законодательных органов5.

    Нарастающий кризис во взаимоотношениях союзного центра и республик, ущербность конституционно-законодательной модели ККН СССР не позволили ему играть серьезную роль в механизме правовой защиты союзной Конституции. С одной стороны, круг актов, которые он мог проверять, был чрезвычайно широким. С другой стороны, решения, которые был вправе принимать ККН по результатам рассмотрения дел, обладали весьма слабой юридической силой. Они имели статус заключений и влекли за собой три варианта правовых последствий в зависимости от органа, издавшего оспоренный акт, и предмета акта. Лишь применительно к актам, нарушающим основные права и свободы человека, закрепленные в союзной Конституции и международных договорах, в которых участвовал СССР, заключение ККН влекло утрату ими силы. Однако граждане не были наделены правом непосредственно обращаться в ККН СССР. Существование ККН СССР прекратилось в декабре 1991 г. Предусмотренные союзным законом о ККН и законами некоторых республик аналогичные ККН союзных и автономных республик не были созданы.

    Первый  период российского Конституционного Суда, который внес определенный вклад в становление нового конституционализма, закончился в октябре 1993 года. Конституционный Суд в этот период имел право проверять конституционность не только нормативных актов, но и действий должностных лиц, что постоянно втягивало его в политическую борьбу между законодательной и исполнительной властью. Деятельность Суда, ставшего в конце концов прямым участником бурных политических событий того времени, была приостановлена Указом Президента РФ6. Вскоре после принятия новой Конституции Российской Федерации на её основе был принят  новый    Федеральный    конституционный    закон "О Конституционном Суде Российской  Федерации"7, в связи с чем утратил силу прежний Закон РСФСР   "О  Конституционном  Суде РСФСР".

   Как уже отмечалось выше, в основу концепции  Конституционного Суда Российской Федерации была положена европейская модель. Ее преимущество заключается в том, что орган, предназначенный для защиты и толкования Основного закона государства, независим, стоит «над» политическими схватками, неизбежными в период перехода государства и общества к качественно новому состоянию, к новой политической системе.

 

1.2. Государственно-правовой механизм - понятие и содержание

 
 

      Раскрытие темы курсовой работы не возможно без определения понятия государственно-правового механизма.

      Право и государство консолидированы и взаимно связаны на уровне понятий. Методологическая ценность «государственно-правового механизма» в том, что данное измерение всей социальной реальности позволяет увидеть механизм функционирования и взаимодействия - собственно правовых норм, их легализацию, сущность и реализацию легализованной государственной власти.

     Особенностью правового государства является то, что оно осуществляет свои действия в правовой форме, а право, в свою очередь, издается и обеспечивается государством. Правовое государство предполагает взаимообусловливающее и взаимодополняющее единство господства права и правовой формы организации государственной власти, в условиях которого признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а так же умеренность и связанность всего исполнения публичной власти8.

      Характерно, что для правового государства необходимы не только господство права и правовых законов, но и соответствующая организация механизма государства. А именно, учреждение органов государственной власти четким определением их компетенции, характера отношений между собой, способов формирования, форм деятельности. Без надлежащей правовой организации государственной власти, должного разграничения задач, функций и полномочий различных ветвей и органов государственной власти, определенного порядка их взаимоотношений не может быть ни господства права, ни правовых законов.

    Поэтому нельзя говорить о механизме государства без права, так как право – это обязательный признак государства. Право конституирует государство.

     В праве государство находит для себя ту надежную и эффективную основу, которая позволяет достигать реализацию своих функций, стоящих на данном этапе развития целей и задач, проводить его внутреннюю и внешнюю политику, закрепляет общественный строй, положение личности в обществе.

      А для права государство – не только средство совершенствования и развития законодательства, но и – гарант успешной реализации юридических предписаний. Можно сказать, что «государственно-правовой механизм» - это та среда, в которой берет свое начало и право, и государство. Каждое из двух явлений, конечно, по-своему возникает и развивается, взаимно влияя друг на друга. Важны и нужны оба эти института: один – как «организация силы», другой – как форма выражения воли. Они гарантируют права личности, баланс общих и индивидуальных интересов, выступают средствами социальной регуляции.

     «Государственно-правовой механизм» обеспечивает в равной степени, как функционирование государства, так и функционирование права и его развитие, в нем проявляется высшая форма их единства. Право стимулирует государство к реальным, оперативным, не выходящим за рамки юридических предписаний усилиям, которые несут благо личности и гражданскому обществу. Право – первично, государство – вторично. Право представляет собой цель государственной деятельности, государство обязано обеспечить право. Эта задача присуща государству при реализации любой функции9.

     Понятие «государственно-правовой механизм» позволяет рассматривать процесс реализации государственной власти, процесс функционирования органов государственной власти, его эффективность, соответствие органов, их полномочий, форм деятельности целям и задачам государства.

     Данная категория наиболее полно отражает всю правовую систему современной России и механизм многогранного функционирования государства и права, которые находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Это проявляется, во-первых, в своеобразной зависимости права от государства. Именно в этом качестве право предстает как государственно-официальное, публичное явление. Во-вторых, - в зависимости государства от права, это означает, что правовое государство не в состоянии с пользой для общества и личности осуществлять свои функции без опоры на правовые законы и юридические нормы.

      Государственно-правовой механизм - это функционирование и взаимодействие органов государственной власти, основанных на Конституции и нормативно-правовых актах Российской Федерации, где система государственных органов осуществляется по принципу разделения властей и их действия направлены на достижение верховенства права и осуществление реальных гарантий прав и свобод личности.

      Государственный орган является организационно обособленным юридически оформленным элементом государственно-правового механизма, создаванным для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенный государственно-властными полномочиями.10

    При всем разнообразии действующих в России государственных органов, являющихся элементами государственно-правового механизма, принципы их функционирования подчиняются определенной законам. Каждый государственный орган имеет определенное название, создается по воле определенного субъекта, действует в какой-то определенной сфере; для осуществления деятельности у каждого такого органа имеются права и обязанности; каждый функционирует посредством совершения действий живыми людьми. Все перечисленное и составляет правовой статус государственного органа.

    Для реализации своих функций государственный  орган в государственно- правовом механизме наделяется соответствующими полномочиями, которые особо выделяются в правоустанавливающем нормативном правовом акте.

    Общим принципом функционирования органов государственной власти является строгое соответствие их действий законодательству и недопустимость превышения предоставленных им полномочий. К признакам органа государственной власти как составного элемента государственно-правового механизма можно отнести также субъектный состав должностных лиц, выполняющих его функции.

    К признакам органа государственной  власти в государственно-правовом механизме относятся: самостоятельность, т.е. выступление в правоотношениях от своего имени; обладание в силу закона властными полномочиями (в том числе по изданию нормативных правовых актов), осуществляемыми в пределах компетенции; возможность в силу закона представлять Российскую Федерацию в отношениях, регулируемых законодательством.

    Этот  признак - своеобразное ядро государственного органа, являющегося элементом государственно-правового механизма – позволяет достаточно отчетливо отграничить его от государственных организаций (предприятий и учреждений). Орган государства есть самостоятельное подразделение государственно-правового механизма, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наделенной определенной компетенцией. Органы государства разнообразны по нормам образования, по своей структуре, сфере властвования, направлениям деятельности.

    Органы  государства, будучи составными частями  государственно-правового механизма, различаются порядком образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, формами и методами осуществления ими государственных функций11.

Информация о работе Конституционный суд в государственно-правовом механизме России