Конституционный суд в государственно-правовом механизме России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ.

Содержание

Введение............................................................................…………………. 3
Глава I. Понятие конституционного контроля, его задачи и место в государственно-правовом механизме ………………………………………………………………………….. 6
1.1. История возникновения и становления конституционной юстиции……………….… 6
1.2. Государственно-правовой механизм - понятие и содержание ………………………. 10
Глава II. Конституционный Суд как структурный элемент государственно-правового механизма России………………………………………………….…………………… 14
2.1 Полномочия Конституционного Суда РФ и его место в российской судебной системе. Функции Конституционного Суда по осуществлению государственной власти…………………………………………………………………………………………....14
2.2. Решения Конституционного Суда в правовой системе России ………………….…. 20
Заключение ......................................................................…………………25
Библиография ………………………………………….……..………………….. 28

Работа содержит 1 файл

конституционный суд.DOC

— 210.50 Кб (Скачать)

   Это выражается в следующем. Судебная власть является одной из ветвей единой государственной власти. Конституционный Суд РФ как орган судебной власти, входящий в государственно-правовой механизм Российской Федерации осуществляет конституционный контроль в виде самостоятельного направления государственной деятельности.

   В системе разделения властей Конституционный  Суд РФ является важным звеном механизма  сдержек и противовесов, поскольку  при его непосредственном участии, как арбитра, разрешаются правовые коллизии, конфликты, возникающие между ветвями государственной власти, федерацией и ее субъектами, властью и личностью. Разрешая конфликты, споры между ветвями государственной власти, Конституционный Суд РФ выступает как орган компромисса, примирения, как гарант стабильности в государстве.

   Двойственная  природа Конституционного Суда в  государственно-правовом механизме Российской Федерации определяется целым комплексом черт:

   1. По правовому статусу – это судебный орган;

   2. По функциональному предназначению - это суд, осуществляющий конституционный контроль;

   3. По основным принципам деятельности  — это орган, самостоятельно  и независимо осуществляющие судебную власть;

  4. По форме деятельности - это судебный орган, осуществляющий конституционное судопроизводство.

   Другая  сторона двойственной природы Конституционного суда Российской Федерации связана с тем, что российская правовая система состоит их двух уровней – федерального и уровня субъектов Российской Федерации.

   Конституционный Суд Российской Федерации – специализированный орган конституционного контроля обеспечивает правовую охрану Конституции РФ, ее высшую юридическую силу по отношению к другим нормативно-правовым актам18

     Положение Конституционного Суда  Российской Федерации в системе  органов государственной власти таково: с одной стороны, это судебный орган, что подтверждается включением статей, посвященных Конституционному Суду, в главу 7 Конституции («Судебная власть») и в Федеральный конституционный закон о судебной системе РФ. Будучи судебным органом, конституционный суд в то же время выступает в качестве одного из высших органов государственной власти, контрольного (надзорного) органа государства, что вытекает из имеющихся у него полномочий: указывать другим высшим органам государства (Президенту, Федеральному Собранию, Правительству) на конституционно-правовые рамки их деятельности, конкретизировать их права и полномочия, а также выносить общеобязательные решения о признании принятых этими органами нормативных актов не имеющими юридической силы, которые являются окончательными, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

 

2.2. Решения Конституционного Суда в правовой системе России

 

    В отечественной науке до сих пор (за исключением нескольких работ)19 отсутствует разработанная и целостная концепция исследования места и роли решений Конституционного Суда РФ в правовой системе. Между тем данный вопрос носит принципиальный характер, ибо "фактическое соотношение между источниками права в стране имеет большое значение для господствующих представлений о том, что следует считать собственно правом"20

    В содержательном плане наибольший интерес  для деятельности государственно-правового механизма представляют итоговые решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в пленарных заседаниях или в заседаниях палат, и, прежде всего, его постановления.

          Коллегиальность  конституционного  судопроизводства отличается     от    коллегиальности    правосудия:    к   рассмотрению   дел   в       Конституционном Суде не привлекаются представители народа, так как разрешаемые им дела требуют глубоких юридических знаний и высокого   профессионализма.  Вместе с тем рассмотрение дел, подведомственных    Конституционному  Суду,  и принятие по ним решений могут проходить   лишь в коллегиальном составе: в пленарном заседании или заседаниях    палат.

     Структура   и    организационные   формы  внутренней    организации    деятельности     Конституционного  Суда с  учетом  объема и сложности разрешаемых задач обеспечивают эффективности его работы.  В этих  целях наряду с     пленарными  заседаниями как традиционной формой конституционного судопроизводства  в Конституционном Суде проводятся заседания двух палат, включающих соответственно десять и девять судей.

          В   пленарных   заседаниях   должны   участвовать   все   судьи       Конституционного   Суда.   Отсутствие  судьи  на  таком  заседании     возможно   лишь   по  уважительной  причине.   Неучастие  судьи  в  заседаниях  Конституционного  Суда  или  уклонение  от голосования     свыше  двух раз подряд без уважительных причин является основанием  для  прекращения  его  полномочий.  Пленарное заседание полномочно принимать  решения  по рассматриваемым делам или иным вопросам при    наличии не менее 2/3 от общего числа назначенных судей.  Руководит   его работой Председатель Конституционного Суда.

          На  пленарном заседании,  в  отличие от заседаний палат,  могут    быть   рассмотрены   любые   вопросы,    входящие   в  компетенцию       Конституционного Суда.  Вместе с тем в ст. 21 Закона исчерпывающим   образом  определен  перечень  вопросов,   которые  рассматриваются       исключительно на пленарных заседаниях. Эти вопросы можно разделить    на две группы.

К первой относятся вопросы, связанные с  реализацией    основной    функции    Конституционного   Суда   -  осуществлением       конституционного контроля: о соответствии конституций республик и   уставов  субъектов  Российской  Федерации  Конституции  Российской     Федерации; о  толковании Конституции России;  о даче заключения о  соблюдении  установленного порядка выдвижения обвинения Президента      Российской Федерации в государственной измене или совершении иного    тяжкого   преступления;  о послании  Конституционного  Суда;   о     выступлении с законодательной инициативой.

          Остальные вопросы рассматриваются  палатами суда,  формируемыми       только  из числа судей Конституционного  Суда.  Председатель Суда и   его   заместитель   не   могут   входить в состав  одной палаты21.

         В итоговых решениях Конституционного Суда Российской Федерации и, прежде всего, его постановлениях на основе логического анализа соответствующих норм права, установления их связи с другими правовыми нормами, изучения документов и материалов по делу, разъяснений и доказательств сторон на основе принципа большинства формулируется коллективная позиция судей Конституционного Суда по вопросу, ставшему предметом его рассмотрения22.

    Решение Конституционного Суда - это всегда результат познавательного процесса, в ходе которого исследуется содержание нормативных актов, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров в аспекте их соответствия нормам Конституции Российской Федерации. Такие свойства решений Конституционного суда РФ, как общеобязательность, окончательность, непосредственность действия, непреодолимость, немедленное вступление в силу после его провозглашения вытекают из особого положения, занимаемого этим судом в системе органов государственной власти Российской Федерации, и принципа разделения властей, куда Конституционный суд РФ входят в качестве самостоятельной и независимой ветви власти. Кроме того, Конституционный суд является высшим судебным органом конституционного контроля Российской Федерации. Это предопределяет обязательность его решений, принятых в пределах его компетенции на всей территории РФ, для всех органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

    Перечисленные свойства решений Конституционного суда РФ указывают на такие их качества, которые присущи нормативным правовым актам. Свойства решений Конституционного Суда РФ позволяют не только устанавливать, но и изменять, отменять правовые нормы. Решение Конституционного Суда РФ, в результате которого акт или его отдельные положения утрачивают юридическую силу, приводит к их устранению из правовой системы Российской Федерации, фактической его отмене, тем самым к изменениям в нормативно-правовом массиве.

    Юридическая сила решений Конституционного суда РФ в законодательстве определяется указанием на то, что они являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу после его провозглашения. Решение этого суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами23.

    Юридическая сила постановления Конституционного суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных законом случаях.

О преюдициальном характере решений Конституционного Суда Российской Федерации говорит часть третья статьи третьей Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Для размежевания компетенции Конституционного Суда РФ с другими судами Конституция РФ не сохранила его прежнее полномочие проверять по индивидуальным жалобам конституционность правоприменительной практики. В то же время граждане впервые получили право вступать в спор с государством в лице законодателя.

        Это обуславливается самой компетенцией  Конституционного Суда РФ, заключающейся в решении вопросов права, а не факта. Этим принципом и руководствуется Конституционный Суд РФ, принимая свои решения. Так, в своем определении от 21 декабря 2006 г. N 549-О " Конституционный Суд РФ, при отказе в принятии к рассмотрению жалобы, указал, что проверка   законности и обоснованности судебных решений, в том числе правильности выбора правовой нормы при разрешении конкретного дела, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.24

    Все законы России о Конституционном  Суде РФ устанавливают, что решения этого суда являются окончательными. Это означает, что им присуща правовая сила закона, хотя они не являются нормативно-правовыми актами и не могут рассматриваться в качестве юридических прецедентов.

    Помимо  этого решения Конституционного Суда РФ дают толкования конституционных и иных правовых норм. Таким образом, вопрос о юридической силе решений Конституционного Суда Российской Федерации имеет большое значение как для определения места самого Суда в правовой системе государства, так и правовой природы и места его решений в правовой системе. Юридическим регулятором общественных отношений выступают не решения Конституционного Суда, а Конституция и нормативные акты, принятые законодателем, Президентом, Правительством; значение решений Конституционного Суда РФ проявляется не в создании, а в защите конституционных норм, обеспечении прямого действия Конституции РФ.

    Заключение

       

     На  основании  анализа  Конституции  РФ, Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном  Суде  Российской Федерации"  и   других законодательных актов,  касающихся Конституционного Суда Российской Федерации,   проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации можно сделать ряд выводов.

"Конституционный   Суд  Российской Федерации  - судебный орган конституционного  контроля,  самостоятельно   и   независимо осуществляющий  судебную  власть посредством конституционного судопроизводства". На современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан России.

   Конституционный контроль состоит    в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также в принятии    мер  по  устранению этих отклонений.  В случае признания правового     акта    неконституционным    он   утрачивает   юридическую   силу.

   Отличительной особенностью Конституционного Суда РФ, как элемента государственно-правового механизма, является его двойственность. С одной стороны, Конституционный Суд Российской Федерации – это судебный орган, с другой стороны, - это контрольный орган.

Это выражается в следующем. Судебная власть является одной из ветвей единой государственной  власти. Конституционный Суд представляет собой одну из ветвей судебной     власти  и как орган судебной власти, входящий в государственно-правовой механизм Российской Федерации, осуществляет свои функции в установленных законом формах       конституционного     судопроизводства  являющейся самостоятельным направлением государственной деятельности.

В системе  разделения властей Конституционный Суд РФ является важным звеном механизма сдержек и противовесов, поскольку при его непосредственном участии, как арбитра, разрешаются правовые коллизии, конфликты, возникающие между ветвями государственной власти, федерацией и ее субъектами, властью и личностью. Разрешая конфликты, споры между ветвями государственной власти, Конституционный Суд РФ выступает как орган компромисса, примирения, как гарант стабильности в государстве.

Информация о работе Конституционный суд в государственно-правовом механизме России