Конституционный суд в государственно-правовом механизме России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ.

Содержание

Введение............................................................................…………………. 3
Глава I. Понятие конституционного контроля, его задачи и место в государственно-правовом механизме ………………………………………………………………………….. 6
1.1. История возникновения и становления конституционной юстиции……………….… 6
1.2. Государственно-правовой механизм - понятие и содержание ………………………. 10
Глава II. Конституционный Суд как структурный элемент государственно-правового механизма России………………………………………………….…………………… 14
2.1 Полномочия Конституционного Суда РФ и его место в российской судебной системе. Функции Конституционного Суда по осуществлению государственной власти…………………………………………………………………………………………....14
2.2. Решения Конституционного Суда в правовой системе России ………………….…. 20
Заключение ......................................................................…………………25
Библиография ………………………………………….……..………………….. 28

Работа содержит 1 файл

конституционный суд.DOC

— 210.50 Кб (Скачать)

    Система государственных органов как  элементов государственно- правового механизма функционирует на строго определенной основе, отражающей ее сущностные черты, форму государственного устройства и политический режим. Эти основные начала организации и деятельности объединяются понятием принципов организации и деятельности государственно-правового механизма.

    В следующей главе рассмотрим Конституционный Суд Российской Федерации как один из элементов государственно- правового механизма.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Конституционный Суд как структурный элемент государственно-правового механизма России

   

2.1. Полномочия Конституционного Суда РФ и его место в российской судебной системе. Функции Конституционного Суда по осуществлению государственной власти

     

    Конституция РФ (ст. 125)    учреждает Конституционный  Суд  Российской  Федерации в системе судебной власти, четко определяя (в отличие от других высших судов) его состав, компетенцию, юридическую силу решений. Полномочия Конституционного   Суда регламентируются в ряде других статей Конституции РФ: статья 100 (о послании Конституционного   Суда Федеральному Собранию) 12, статья 104 (о праве законодательной инициативы),    ч. 2 статьи 82 (о присутствии судей Конституционного   Суда при принесении присяги Президентом РФ).

   Помимо  этих специальных норм, организация  и деятельность Суда регламентируется в статьях 118 – 124 общими для все судебных органов конституционными положениями.

    Конституционный Суд не наделяется в Конституции  эпитетом «верховный » или  «высший», поскольку он учреждается как федеральный суд в единственном числе, а не возглавляет федеральную систему органов конституционной юстиции.  Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства. Полномочия придаются в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Российской Федерации. 

     Одна из наиболее важных черт  статуса Конституционного   Суда  РФ состоит в том, что он  призван решать исключительно  вопросы права, что является  своеобразной преградой для вторжения в политику. Суд ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм. При осуществлении конституционного производства Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.  Это  существенно суживает правомочия Суда, но создает четкий водораздел с другими судами.

        Конституционный   Суд  Российской  Федерации  по  запросам    Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной       Думы,  одной   пятой  членов   Совета  Федерации   или   депутатов       Государственной   Думы,    Правительства   Российской   Федерации,   Верховного Суда  Российской Федерации  и Высшего Арбитражного Суда      Российской Федерации,  органов  законодательной  и  исполнительной  власти   субъектов   Российской   Федерации   разрешает   дела   о     соответствии Конституции Российской Федерации:

  а)   Федеральных   законов,   нормативных   актов   Президента       Российской  Федерации,  Совета  Федерации,  Государственной  Думы,    Правительства Российской Федерации;

  б)  Конституций  республик, уставов,  а также  законов  и   иных нормативных актов  субъектов   Российской  Федерации,  изданных  по вопросам, относящимся  к  ведению  органов  государственной  власти  Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти  Российской  Федерации  и  органов  государственной  власти  субъектов Российской Федерации;

   в) договоров  между органами  государственной власти Российской  Федерации и  органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров   между  органами   государственной   власти       субъектов Российской Федерации;

          г) не  вступивших в силу международных договоров Российской       Федерации.

      Конституционный  Суд Российской  Федерации разрешает споры о       компетенции: 

       а) между федеральными органами  государственной власти;

       б) между  органами государственной власти Российской Федерации       и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

       в)   между   высшими   государственными   органами   субъектов       Российской Федерации.

          Конституционный  Суд Российской  Федерации  по  жалобам  на       нарушение конституционных  прав и  свобод граждан  и  по  запросам      судов  проверяет   конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

       Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства  Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов  Российской Федерации дает толкование Конституции  Российской Федерации.

            Акты или  их    отдельные    положения,    признанные       неконституционными,   утрачивают    силу,    не    соответствующие       Конституции Российской Федерации  международные договоры Российской       Федерации не подлежат введению в действие и применению.

          Конституционный  Суд Российской  Федерации по запросу Совета  Федерации дает  заключение  о   соблюдении  установленного  порядка       выдвижения   обвинения    Президента   Российской    Федерации   в       государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

       Действующая   Конституция   изменила   и расширила  полномочия       Конституционного  Суда.  Конституционному  Суду  принадлежит право       законодательной инициативы по вопросам его ведения (ч.  1 ст.  104 Конституции).

          Для  устранения политизации  деятельности Конституционного  Суда       более  четко  обозначены основные его функции  и определены пределы конституционного  контроля. Конституция и Закон  "О Конституционном Суде" указывают   исчерпывающий   перечень  актов,   подлежащих       рассмотрению  Конституционным Судом с точки зрения их соответствия  Конституции.  К первой группе относятся акты федерального уровня: федеральные   законы,  нормативные   акты  Президента  Российской  Федерации,   Совета Федерации,   Государственной Думы,  Правительства       России13

   Вторая  группа  состоит  из: актов  субъектов  Российской   Федерации,  конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных   актов   субъектов  Российской  Федерации.  

   Проверка  конституционности   законов и иных  нормативных актов субъектов    Российской Федерации осуществляется Конституционным Судом только по тем из них, которые приняты по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению   федеральных органов государственной власти  и органов государственной власти субъектов Федерации. Конституционный Суд не имеет права осуществлять  конституционный контроль  в отношении    актов,   относящихся   к ведению органов  государственной  власти    субъектов  Федерации.

   К  третьей  группе относятся: договоры между  органами  государственной  власти  Российской Федерации и  органами  государственной   власти   субъектов  Федерации, договоры  между  органами  государственной  власти  субъектов Федерации. 

Четвертую       группу  актов в этой классификации  составляют: не вступившие в силу      международные договоры Российской Федерации.

    В  ведение  Конституционного  Суда  отнесено  также разрешение  споров  о компетенции  между  органами  государственной  власти на       федеральном   уровне   и  на  уровне  субъектов  Федерации  (между       федеральными  органами,   между  органами  государственной  власти       Федерации  и органами  государственной власти субъектов Федерации,       между   высшими   государственными  органами  различных  субъектов       Федерации).

    Признание   нормативных   актов   или   отдельных   их   положений   неконституционными  лишает  их  юридической  силы.  Признанные  не       соответствующими  Конституции  международные  договоры  Российской       Федерации не подлежат введению в действие и применению.  Признание       нормативного  акта  или  договора  либо  отдельных их положений не       соответствующими   Конституции   является   основанием   отмены  в       установленном   порядке   положений   других   нормативных  актов,       основанных   на   нормативном   акте   или  договоре,   признанном       неконституционным.        Одним  из  основных  полномочий Конституционного Суда является  реализация  права  граждан  на  судебную  защиту  от посягательств       государственных  органов  и должностных лиц на их права и свободы14.

      Конституционный  Суд рассматривает  индивидуальные или коллективные       жалобы  граждан  на  нарушение их конституционных прав и свобод и   проверяет конституционность  закона,   примененного  в конкретном  деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению  в конкретном деле,  объединения граждан,  а также иные органы и лица, указанные в ст. 96 Закона "О Конституционном Суде"15.

      Рассмотрение  этих дел Конституционным  Судом является одной из  самых   существенных  гарантий  соблюдения  прав  и свобод граждан,       осуществляемых судебной властью.

          Предоставление  судам права обращаться  в Конституционный Суд с   запросом  о конституционности  законов предоставляет им возможность  в  известной   мере   влиять   на   будущее   изменение   закона,    несовершенство  которого  выявлено в судебной практике.  Это право  судов   и  обязанность  Конституционного  Суда  рассматривать  эти вопросы   должны   явиться   фактором   обеспечения   верховенства   Конституции,   соподчиненности   нормативных   актов,   укрепления    правопорядка.

          Конституционный   Суд   как   орган  конституционного  контроля       является  единственным  государственным   органом,  который  вправе      давать  толкование  положений Конституции.  Закон четко определяет  круг  должностных лиц и государственных органов,  имеющих право на     обращение   в  Конституционный   Суд   с  запросом   о  толковании     Конституции. 

     Этим  правом  обладают: Президент,  Совет Федерации,  Государственная  Дума,  Правительство Российской  Федерации,  органы    законодательной  власти  субъектов  Российской  Федерации.   Таким   образом, по своей инициативе толковать Конституцию Конституционный   Суд не вправе.

   Толкование  Конституции, проведенное  в установленном  законом порядке,  является  официальным и обязательным для всех органов государственной власти    (представительных, исполнительных, судебных),  органов   местного   самоуправления,    предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.16     

   Необходимо  отметить, что Конституционный Суд РФ является не только особым судебным органом. Он, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции РФ, баланса властей, выступает одновременно и как важнейший федеральный орган государственной власти одного уровня с такими государственными институтами, как Федеральное собрание, Президент, Правительство. В процессе осуществления конституционного контроля он может оказывать значительное влияние на их деятельность, признавая недействительными противоречащие Конституции РФ законы, другие нормативные акты, их отдельные положения, пользуясь правом законодательной инициативы, толкуя конституционные нормы при разрешении конкретных дел и давая официальное толкование Конституции РФ, обязательное для всех субъектов права.

       Конституционное правосудие как особый вид конституционного контроля, осуществляемого посредством конституционного судопроизводства является новым институтом в российской государственности. Место Конституционного Суда Российской Федерации в государственно-правовом механизме Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой он реализует свои полномочия в качестве судебного органа конституционного контроля17.

     Отличительной особенностью Конституционного Суда РФ, как элемента государственно-правового механизма, является его двойственность. С одной стороны, Конституционный Суд Российской Федерации – это судебный орган, с другой стороны, - это контрольный орган.

Информация о работе Конституционный суд в государственно-правовом механизме России