Конфликты в системе государственно-административного управления и механизм их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 07:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: показать место и роль правительства в системе государственно-административного управления.
В связи с указанной целью нами были выделены такие задачи исследования, как:
Изучить и проанализировать юридическую и специальную литературу по теме исследования.
Рассмотреть место и роль конфликтов в системе государственно-административного управления; пути совершенствования, разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций в системе.
Показать роль и место Совета Министров Республики Беларусь в системе исполнительной власти, пути совершенствования деятельности Совета Министров с учетом международного опыта.
Выявить специфику конфликтов в системе государственно-административного управления.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………….….………6
Общая характеристика конфликтов в системе государственно-административного управления: определение, виды……………………………………………………………..……6
Специфика конфликтов в системе государственно-административного управления Республики Беларусь…….……16

ГЛАВА 2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СИСТЕМЕ………………………………………………………...20
2.1 Анализ поведения в конфликте…………………………...…..20
2.2 Значение конфликтов в системе государственно-административного управления Республики Беларусь……….....26
2.3 Пути совершенствования деятельности Совета Министров РБ с учетом международного опыта………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..38

Работа содержит 1 файл

!!!Курсовая работа.docx

— 77.60 Кб (Скачать)

     Также важным с точки зрения оптимизации  деятельности правительства, разрешения конфликтов между политическими и государственно-административными структурами и субъектами,между государственно-административными структурами является структура и численный состав правительства.

     В ряде государств Восточной Европы на протяжении всего периода реформ состав правительства постоянно изменялся. Как правило, в правительство входят Председатель правительства, его заместители и министры.

     В России сейчас 18 министертв: 5 министров подчинены президенту Дмитрию Медведеву (внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, иностранных дел, обороны и юстиции), 13 – премьеру Владимиру Путину.

     В Украине структуру правительства составляют 16 министров. Причем все вице-премьеры в отличие от белорусских коллег имеют портфели и несут дополнительно ответственность за определенные сектора экономики. В основном структура украинского кабинета министров совпадает со структурой белорусского правительства.

     В Польше – 17 министров. Как и в Беларуси, они курируют образование, финансы, экономику, культуру и национальное наследие, оборону, труд и социальную политику, сельское хозяйство и развитие села, государственное имущество, спорт и туризм, юстицию, охрану окружающей среды, здравоохранение, инфраструктуру, внутренние дела и дела иностранные.

     В Литве сейчас 14 министерств, в Латвии - 13, в Эстонии – 12. В финском кабинете министров - 11 министров, вчешском сегодня 14 министров, в румынском – 15.

     Вопрос  оптимизации структуры правительства  рассматривался и в Беларуси (на данный момент – 24 министерства). В  феврале 2011 года на повестке стоял вопрос слияния министерств архитектуры и строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также министерства природных ресурсов и окружающей среды с министерством лесного хозяйства, но слияние министерств не произошло. Вместе с тем, от того насколько оптимально выстроена структура правительства, насколько четко и обоснованно распределены сферы ответственности и полномочий между входящими в состав правительства министерствами и комитетами зависит эффективность деятельности правительства.

     Также необходимо отметить, что в зарубежной практике давно сложился принцип солидарной ответственности, в соответствии с которым отдельные министры несут ответственность за проводимый курс правительством и принимаемые им решения даже в случае, если они не голосовали за такое решение или были против. Принято считать, что министр, не согласный с решением правительства, должен уйти в отставку, либо его исполнять. Для деятельности члена правительства недопустимо пребывание в его составе и публичная критика работы правительства [9, с. 191].

     Значительная  роль в современном реформировании государственного управления в Беларуси (совершенствованию деятельности правительства) принадлежит децентрализации государственной власти и развитию местного управления и самоуправления. На решение этой задачи направлен Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 10 января 2000 г. N 362-З.

     Децентрализация – по сути своей, политическая идея, которая означает, что субнациональные органы власти получают некоторую политическую автономию, вместе с новыми функциями и ресурсами.

     В отличие от децентрализации, деконцентрация власти - это преимущественно административный концепт, который означает деволюцию административных функций на более низкие уровни. В своей наиболее четкой форме это происходит в виде создания специальных органов центральной власти на местном уровне. Создание, например, подразделений министерств на местах, которые в определенной степени независимы, но подчиняются министерству, представляют собой типичную деконцентрацию, а не децентрализацию власти.

     Еще одним важным типом деконцентрации является т.н. ограниченная муниципализация, когда местным властям передаются некоторые государственные задачи. Выполнение таких задач отличается от того, что обычно делают местные власти. Во-первых, местные советы обычно некомпетентны в решении таких вопросов. Во-вторых, надсмотр и контроль над их выполнением со стороны государства доходит до прямого вмешательства. В результате местные администрации и их руководители действуют практически как местные агенты центральной власти и практически включаются в государственную администрацию.

     Реформы местного самоуправления, направленные на передачу части полномочий от высших государственных органов местным проводились в Великобритании, Швеции, Франции, Германии и мн. др.

     Подводя итог всему выше сказанному, необходимо отметить, что в Республике Беларусь сложилась определенная система работы правительства, которая способствует выполнению возложенных на правительство задач, реализации его функций. Вместе с тем, для повышения эффективности деятельности Совета Министров Республики Беларусь необходимо оптимизировать структуру и численность Совета Министров, рассмотреть вопрос установления отчетности правительства перед Национальным Собранием Республики Беларусь, провести реформирование государственного управления по его децентрализации и деконцентрации, передачи части полномочий и функций на местный уровень. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В ходе написания курсовой работы на тему «Конфликты в системе государственно-административного управления и механизм их разрешения» была выполнена поставленная цель: рассмотрено место и роль правительства в системе государственно-административного управления. Так, была изучена и проанализирована юридическая и специальная литература по теме исследования; также рассмотрено место и роль конфликтов в системе государственно-административного управления, пути совершенствования, разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций в системе. Кроме того, была выявлена специфика конфликтов в системе государственно-административного управления.

     Таким образом, по результатам написания  курсовой работы можно сделать следующие  выводы: 

  1. Государственная власть призвана согласовывать, координировать различные интересы людей, определять четкие стратегические и тактические цели, распределять дефицитные ценности и блага. Конфликты в системе государственного управления играют чрезвычайно важную роль. Они сигнализируют власти и обществу о существующих противоречиях, требующих своего разрешения, о несовпадении позиций граждан, о существующих разногласиях; заставляют власти пересматривать свои цели, решения, курс в целом; стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть определенное возбуждение и трудности в управленческом процессе. Они также способствуют поиску новых средств и сил, обновляющих саму государственно-административную систему, «выбраковывая» старое и отжившее и, тем самым, обеспечивая механизм ее развития и адаптации к новым, изменившимся условиям.
  2. Среди видов конфликтов выделяют:  конфликты между политическими и государственно-административными структурами и субъектами управления; между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов; между государственными органами и другими организационно оформленными звеньями управления проистекают из такой практики управления, как «секторизация»; между государственными органами центрального, регионального и местного уровней; внутриорганизационные конфликты в государственных учреждениях; между государством и населением (проблема легитимности); между чиновниками и гражданами.
  3. Государственно-административной сфере Республики Беларусь присуща структурная упорядоченность звеньев системы управления, их иерархичность, определенность процедур деятельности и ответственности участников служебных отношений. При анализе способов урегулирования государственно-административных конфликтов в Республике Беларусь следует помнить, что институциональной, юридической процедуре отводится решающее значение.
  4. Важную роль в разрешении юридических конфликтов в государственно-административном управлении принадлежит Конституционному Суду.Конституционный Суд разрешает конфликты, возникающие между законодательными и исполнительными органами, между государственными органами, между государственными органами и гражданами, обеспечивает верховенство Конституции Республики Беларусь.
  5. Значение конфликтов в государственно-административной системе управления Республики Беларусь заключается в следующем: развертывание конфликта неизбежно влияет на эволюцию ценностных структур сознания субъекта; конфронтация одних субъектов управления неизбежно предполагает их параллельное сотрудничество и кооперацию с другими участниками управленческих отношений, что благотворно влияет на структуризацию и рационализацию таких отношений; сигнализируют власти и обществу о существующих противоречиях, требующих своего разрешения, о несовпадении позиций граждан, о существующих разногласиях; заставляют власти пересматривать свои цели, решения, курс в целом; стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть определенное возбуждение и трудности в управленческом процессе.
  6. Также значительнуюрольв предотвращении и урегулировании конфликтов в государственно-административном управлении играет Совет Министров Республики Беларусь как центральный орган управления государством. Совершенствование его деятельности через проведение оптимизации структуры Правительства, реформировании государственного управления посредством его децентрализации и деконцентрации способно не только предотвратить возможные конфликты между различными субъектами государственного управления, но и улучшить эффективность деятельности Правительства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Административное  право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2002. – 361 с.
  2. Административно-правовые основы государственного управления. Учебное пособие / Под ред. А.Н. Крамника. – Мн.: Высшая школа, 2004. – 289 с.
  3. Антонова, Н.Б. Теория и методология государственного управления: Курс лекций / Н.Б. Антонова [и др.]. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 191 с.
  4. Атаманчук, Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления / Г.В. Атаманчук. – М.: Юридическая литература, 1990. – 145 с.
  5. Атаманчук, Г.В. Управление: социальная ценность и эффективность / Г.В. Атаманчук. – М.: РАГС, 1995. – 260 с.
  6. Базилевич, Л.А. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления / Л.А. Базилевич [и др.]. – Л.: ЛФЭИ, 1991. – 118 с.
  7. Блейк, Р.Р. Научные методы управления / Р.Р. Блейк, Д.С. Моутон. – Киев: Наукова думка, 1990. – 82 с.
  8. Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М.: Юрист, 1994. – 394 с.
  9. Административное право: Практикум: Учебное пособие. / Сост. В.Н. Гирев. – М.: Инфра-М, 2002. – 277 с.
  10. Еншбарян, Р.В. Теория государства и права. Учебное пособие / Р.В. Еншбарян, Ю.К.Краснов.– М.: Юрист, 1999. – 412 с
  11. Забелов, С.М. Правовое регулирование государственного управления: Учебное пособие / С.М. Забелов, П.С. Забелов. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 195 с.
  12. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – 3-е изд. – Мн.: Новое знание, 2000. – 336 с.
  13. Кобзаненко, В.А. Государственное управление / В.А. Кобзаненко. – СПб.: Гамма, 2004. – 253 с.
  14. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для ВУЗов / Р.Т. Мухаев.  Политология. – М.: ПРИОР, 1998. – 368 с.
  15. Ноздрачев, А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих / А.Ф. Ноздрачев. – М.: Мысль, 2004. – 265 с.
  16. Овсянко, Д.М. Административное право / Д.М. Овсянко. – М.: ПРИОР, 1995. – 533 с.
  17. Пикулькин, А.Б. Система государственного управления / А.Б. Пикулькин. – М.: Инфра-М, 1997. – 211 с.
  18. Подготовка научных кадров высшей квалификации с целью обеспечения инновационного развития экономики. Материалы конференции / Под ред. И.В. Войтова. – Мн.: ГУ «БелИСА», 2006. – 146 с.
  19. Политология: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.И. Аверьянова. – М.: ИМКУ, 1993. – 376 с.
  20. Правоведение: Учебник / Под ред. З.Г. Крыловой. – М.: Высшая школа, 2002. – 318 с.
  21. Решетников, С.В.Государственная политика и управление в Республике Беларусь: Учебное пособие / С.В.. Решетников, Н.А. Антанович. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. – 84с.
  22. Россинский, Б.В. Административное право: Учебное пособие / Б.В. Россинский. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 462 с.
  23. Система государственного управления: Учебник / Под ред. Н.И. Глазуновой. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 217 с.
  24. Словарь административного права. – М.: Фонд «Правовая культура», 1999. – 132 с.
  25. Советское административное право / Под ред. Л.А. Базилевич. – М.: Высшая школа, 1990. – 197 с.
  26. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. А.И. Косарева. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 366 с.
  27. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.М. Корельского. – М.: Норма, 2003. – 415 с.
  28. Теслинов, А.Г. Развитие систем управления: методология и концептуальные структуры / А.Г. Теслинов.–М.:Глобус,1998.– 204 с.
  29. Эффективность государственного управления. Пер. с англ. / Под ред. Н.И. Глазуновой. – М.: Консалт-банкир,1998. – 417 с.
  30. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь»

Информация о работе Конфликты в системе государственно-административного управления и механизм их разрешения