Также
важным с точки зрения оптимизации
деятельности правительства, разрешения
конфликтов между политическими и государственно-административными
структурами и субъектами,между государственно-административными
структурами является структура и численный
состав правительства.
В
ряде государств Восточной Европы на протяжении
всего периода реформ состав правительства
постоянно изменялся. Как правило, в правительство
входят Председатель правительства, его
заместители и министры.
В
России сейчас 18 министертв: 5 министров
подчинены президенту Дмитрию Медведеву
(внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям,
иностранных дел, обороны и юстиции), 13
– премьеру Владимиру Путину.
В
Украине структуру правительства составляют
16 министров. Причем все вице-премьеры
в отличие от белорусских коллег имеют
портфели и несут дополнительно ответственность
за определенные сектора экономики. В
основном структура украинского кабинета
министров совпадает со структурой белорусского
правительства.
В
Польше – 17 министров. Как и в Беларуси,
они курируют образование, финансы, экономику,
культуру и национальное наследие, оборону,
труд и социальную политику, сельское
хозяйство и развитие села, государственное
имущество, спорт и туризм, юстицию, охрану
окружающей среды, здравоохранение, инфраструктуру,
внутренние дела и дела иностранные.
В
Литве сейчас 14 министерств, в Латвии -
13, в Эстонии – 12. В финском кабинете министров
- 11 министров, вчешском сегодня 14 министров,
в румынском – 15.
Вопрос
оптимизации структуры правительства
рассматривался и в Беларуси (на
данный момент – 24 министерства). В
феврале 2011 года на повестке стоял вопрос
слияния министерств архитектуры и строительства
и жилищно-коммунального хозяйства, а
также министерства природных ресурсов
и окружающей среды с министерством лесного
хозяйства, но слияние министерств не
произошло. Вместе с тем, от того насколько
оптимально выстроена структура правительства,
насколько четко и обоснованно распределены
сферы ответственности и полномочий между
входящими в состав правительства министерствами
и комитетами зависит эффективность деятельности
правительства.
Также
необходимо отметить, что в зарубежной
практике давно сложился принцип солидарной
ответственности, в соответствии с которым
отдельные министры несут ответственность
за проводимый курс правительством и принимаемые
им решения даже в случае, если они не голосовали
за такое решение или были против. Принято
считать, что министр, не согласный с решением
правительства, должен уйти в отставку,
либо его исполнять. Для деятельности
члена правительства недопустимо пребывание
в его составе и публичная критика работы
правительства [9, с. 191].
Значительная
роль в современном реформировании
государственного управления в Беларуси
(совершенствованию деятельности правительства)
принадлежит децентрализации государственной
власти и развитию местного управления
и самоуправления. На решение этой задачи
направлен Закон «О местном управлении
и самоуправлении в Республике Беларусь»
от 10 января 2000 г. N 362-З.
Децентрализация
– по сути своей, политическая идея,
которая означает, что субнациональные
органы власти получают некоторую политическую
автономию, вместе с новыми функциями
и ресурсами.
В
отличие от децентрализации, деконцентрация
власти - это преимущественно административный
концепт, который означает деволюцию административных
функций на более низкие уровни. В своей
наиболее четкой форме это происходит
в виде создания специальных органов центральной
власти на местном уровне. Создание, например,
подразделений министерств на местах,
которые в определенной степени независимы,
но подчиняются министерству, представляют
собой типичную деконцентрацию, а не децентрализацию
власти.
Еще
одним важным типом деконцентрации
является т.н. ограниченная муниципализация,
когда местным властям передаются некоторые
государственные задачи. Выполнение таких
задач отличается от того, что обычно делают
местные власти. Во-первых, местные советы
обычно некомпетентны в решении таких
вопросов. Во-вторых, надсмотр и контроль
над их выполнением со стороны государства
доходит до прямого вмешательства. В результате
местные администрации и их руководители
действуют практически как местные агенты
центральной власти и практически включаются
в государственную администрацию.
Реформы
местного самоуправления, направленные
на передачу части полномочий от высших
государственных органов местным проводились
в Великобритании, Швеции, Франции, Германии
и мн. др.
Подводя
итог всему выше сказанному, необходимо
отметить, что в Республике Беларусь
сложилась определенная система работы
правительства, которая способствует
выполнению возложенных на правительство
задач, реализации его функций. Вместе
с тем, для повышения эффективности деятельности
Совета Министров Республики Беларусь
необходимо оптимизировать структуру
и численность Совета Министров, рассмотреть
вопрос установления отчетности правительства
перед Национальным Собранием Республики
Беларусь, провести реформирование государственного
управления по его децентрализации и деконцентрации,
передачи части полномочий и функций на
местный уровень.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
ходе написания курсовой работы на тему
«Конфликты в системе государственно-административного
управления и механизм их разрешения»
была выполнена поставленная цель: рассмотрено
место и роль правительства в системе
государственно-административного управления.
Так, была изучена и проанализирована
юридическая и специальная литература
по теме исследования; также рассмотрено
место и роль конфликтов в системе государственно-административного
управления, пути совершенствования, разрешения
и предотвращения конфликтных ситуаций
в системе. Кроме того, была выявлена специфика
конфликтов в системе государственно-административного
управления.
Таким
образом, по результатам написания
курсовой работы можно сделать следующие
выводы:
- Государственная
власть призвана согласовывать, координировать
различные интересы людей, определять
четкие стратегические и тактические
цели, распределять дефицитные ценности
и блага. Конфликты в системе государственного
управления играют чрезвычайно важную
роль. Они сигнализируют власти и обществу
о существующих противоречиях, требующих
своего разрешения, о несовпадении позиций
граждан, о существующих разногласиях;
заставляют власти пересматривать свои
цели, решения, курс в целом; стимулируют
действия, способные поставить ситуацию
под контроль, преодолеть определенное
возбуждение и трудности в управленческом
процессе. Они также способствуют поиску
новых средств и сил, обновляющих саму
государственно-административную систему,
«выбраковывая» старое и отжившее и, тем
самым, обеспечивая механизм ее развития
и адаптации к новым, изменившимся условиям.
- Среди видов
конфликтов выделяют: конфликты между
политическими и государственно-административными
структурами и субъектами управления;
между государственно-административными
структурами и организациями государственного
и частного секторов; между государственными
органами и другими организационно оформленными
звеньями управления проистекают из такой
практики управления, как «секторизация»;
между государственными органами центрального,
регионального и местного уровней; внутриорганизационные
конфликты в государственных учреждениях;
между государством и населением (проблема
легитимности); между чиновниками и гражданами.
- Государственно-административной
сфере Республики Беларусь присуща структурная
упорядоченность звеньев системы управления,
их иерархичность, определенность процедур
деятельности и ответственности участников
служебных отношений. При анализе способов
урегулирования государственно-административных
конфликтов в Республике Беларусь следует
помнить, что институциональной, юридической
процедуре отводится решающее значение.
- Важную роль
в разрешении юридических конфликтов
в государственно-административном управлении
принадлежит Конституционному Суду.Конституционный
Суд разрешает конфликты, возникающие
между законодательными и исполнительными
органами, между государственными органами,
между государственными органами и гражданами,
обеспечивает верховенство Конституции
Республики Беларусь.
- Значение
конфликтов в государственно-административной
системе управления Республики Беларусь
заключается в следующем: развертывание
конфликта неизбежно влияет на эволюцию
ценностных структур сознания субъекта;
конфронтация одних субъектов управления
неизбежно предполагает их параллельное
сотрудничество и кооперацию с другими
участниками управленческих отношений,
что благотворно влияет на структуризацию
и рационализацию таких отношений; сигнализируют
власти и обществу о существующих противоречиях,
требующих своего разрешения, о несовпадении
позиций граждан, о существующих разногласиях;
заставляют власти пересматривать свои
цели, решения, курс в целом; стимулируют
действия, способные поставить ситуацию
под контроль, преодолеть определенное
возбуждение и трудности в управленческом
процессе.
- Также значительнуюрольв
предотвращении и урегулировании конфликтов
в государственно-административном
управлении играет Совет Министров Республики
Беларусь как центральный орган управления
государством. Совершенствование его
деятельности через проведение оптимизации
структуры Правительства, реформировании
государственного управления посредством
его децентрализации и деконцентрации
способно не только предотвратить возможные
конфликты между различными субъектами
государственного управления, но и улучшить
эффективность деятельности Правительства.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Административное
право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. –
М.: Юристъ, 2002. – 361 с.
- Административно-правовые
основы государственного управления.
Учебное пособие / Под ред. А.Н. Крамника.
– Мн.: Высшая школа, 2004. – 289 с.
- Антонова,
Н.Б. Теория и методология государственного
управления: Курс лекций / Н.Б. Антонова
[и др.]. – Мн.: Академия управления при
Президенте Республики Беларусь, 2004. –
191 с.
- Атаманчук,
Г.В. Обеспечение рациональности государственного
управления / Г.В. Атаманчук. – М.: Юридическая
литература, 1990. – 145 с.
- Атаманчук,
Г.В. Управление: социальная ценность и
эффективность / Г.В. Атаманчук. – М.: РАГС,
1995. – 260 с.
- Базилевич,
Л.А. Модели и методы рационализации и
проектирования организационных структур
управления / Л.А. Базилевич [и др.]. – Л.:
ЛФЭИ, 1991. – 118 с.
- Блейк, Р.Р.
Научные методы управления / Р.Р. Блейк,
Д.С. Моутон. – Киев: Наукова думка, 1990.
– 82 с.
- Венгеров,
А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров.
– М.: Юрист, 1994. – 394 с.
- Административное
право: Практикум: Учебное пособие. / Сост.
В.Н. Гирев. – М.: Инфра-М, 2002. – 277 с.
- Еншбарян,
Р.В. Теория государства и права. Учебное
пособие / Р.В. Еншбарян, Ю.К.Краснов.– М.:
Юрист, 1999. – 412 с
- Забелов,
С.М. Правовое регулирование государственного
управления: Учебное пособие / С.М. Забелов,
П.С. Забелов. – Мн.: Академия управления
при Президенте Республики Беларусь, 2004.
– 195 с.
- Кабушкин,
Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие
/ Н.И. Кабушкин. – 3-е изд. – Мн.: Новое знание,
2000. – 336 с.
- Кобзаненко,
В.А. Государственное управление / В.А.
Кобзаненко. – СПб.: Гамма, 2004. – 253 с.
- Мухаев, Р.Т.
Политология: учебник для ВУЗов / Р.Т. Мухаев.
Политология. – М.: ПРИОР, 1998. – 368 с.
- Ноздрачев,
А.Ф. Государственная служба: Учебник для
подготовки государственных служащих
/ А.Ф. Ноздрачев. – М.: Мысль, 2004. – 265 с.
- Овсянко,
Д.М. Административное право / Д.М. Овсянко.
– М.: ПРИОР, 1995. – 533 с.
- Пикулькин,
А.Б. Система государственного управления
/ А.Б. Пикулькин. – М.: Инфра-М, 1997. – 211 с.
- Подготовка
научных кадров высшей квалификации с
целью обеспечения инновационного развития
экономики. Материалы конференции / Под
ред. И.В. Войтова. – Мн.: ГУ «БелИСА», 2006.
– 146 с.
- Политология:
Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.И.
Аверьянова. – М.: ИМКУ, 1993. – 376 с.
- Правоведение:
Учебник / Под ред. З.Г. Крыловой. – М.: Высшая
школа, 2002. – 318 с.
- Решетников,
С.В.Государственная политика и управление
в Республике Беларусь: Учебное пособие
/ С.В.. Решетников, Н.А. Антанович. – Мн.:
Академия управления при Президенте Республики
Беларусь, 2001. – 84с.
- Россинский,
Б.В. Административное право: Учебное пособие
/ Б.В. Россинский. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 462 с.
- Система
государственного управления: Учебник
/ Под ред. Н.И. Глазуновой. – М.: ЮНИТИ, 2002.
– 217 с.
- Словарь
административного права. – М.: Фонд «Правовая
культура», 1999. – 132 с.
- Советское
административное право / Под ред. Л.А.
Базилевич. – М.: Высшая школа, 1990. – 197
с.
- Теория государства
и права: Учебное пособие / Под ред. А.И.
Косарева. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 366 с.
- Теория государства
и права: Учебник для вузов/ Под ред. проф.
В.М. Корельского. – М.: Норма, 2003. – 415 с.
- Теслинов,
А.Г. Развитие систем управления: методология
и концептуальные структуры / А.Г. Теслинов.–М.:Глобус,1998.–
204 с.
- Эффективность
государственного управления. Пер. с англ.
/ Под ред. Н.И. Глазуновой. – М.: Консалт-банкир,1998.
– 417 с.
- Закон Республики
Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете
Министров Республики Беларусь»