Конфликты в системе государственно-административного управления и механизм их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 07:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: показать место и роль правительства в системе государственно-административного управления.
В связи с указанной целью нами были выделены такие задачи исследования, как:
Изучить и проанализировать юридическую и специальную литературу по теме исследования.
Рассмотреть место и роль конфликтов в системе государственно-административного управления; пути совершенствования, разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций в системе.
Показать роль и место Совета Министров Республики Беларусь в системе исполнительной власти, пути совершенствования деятельности Совета Министров с учетом международного опыта.
Выявить специфику конфликтов в системе государственно-административного управления.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………….….………6
Общая характеристика конфликтов в системе государственно-административного управления: определение, виды……………………………………………………………..……6
Специфика конфликтов в системе государственно-административного управления Республики Беларусь…….……16

ГЛАВА 2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СИСТЕМЕ………………………………………………………...20
2.1 Анализ поведения в конфликте…………………………...…..20
2.2 Значение конфликтов в системе государственно-административного управления Республики Беларусь……….....26
2.3 Пути совершенствования деятельности Совета Министров РБ с учетом международного опыта………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..38

Работа содержит 1 файл

!!!Курсовая работа.docx

— 77.60 Кб (Скачать)

     - включить в состав управленческого воздействия меры, снижающие вероятность возникновения как внешних, так и внутренних конфликтов;

     - предусмотреть возможные методы для разрешения все же возникших конфликтов [4, с.126].

     Для снижения интенсивности и разрешения выявленных конфликтов рекомендуется  применять следующие меры:

     - усиливать административное давление на конфликтующих со стороны высшего руководства;

     - изменить порядок расходования или перераспределения ресурсов;

     - изменить организационную структуру;

     - осуществить более рациональное и эффективное распределение функций;

     - вводить специальное интегрированное управленческое звено: общий руководитель, куратор и др. [17, с.127].

     Основным  способом разрешения уже произошедших конфликтов являются переговоры, в  ходе которых определяется предмет  спора, выясняются позиции сторон. Успешные переговоры могут способствовать быстрому и оптимальному разрешению конфликта, неудачные существенно осложняют  ситуацию, нагнетают напряженность  в отношениях сторон.

     Кроме того, для предупреждения конфликта  можно использовать метод картографииконфликта: графическое отображение составляющих конфликта, анализ поведения участников конфликтного взаимодействия, формулирование основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту [9, с.219].

     Таким образом, урегулирование конфликтов в государственно-административной сфере имеет большое значение в силу того, что государство является символом стабильности и гарантом порядка. При выборе стратегии конкретные органы могут прибегнуть к технологиям либо контроля (превентивные меры), либо управления конфликтом (проведение определенной информационной политики). Среди имеющихся вариантов подхода к проблеме наибольшим влиянием пользуются инженерный, гуманитарный и собственно управленческий подходы. Основной способ разрешения уже произошедших конфликтов – переговоры; также для предупреждения конфликта можно использовать метод картографииконфликта.

     2.2 Значение конфликтов в системе государственно-административного управления Республики Беларусь 

     В данном параграфе рассмотрим значение возникновения, протекания и регулирования  конфликтов в системе государственно-административного  управления Республики Беларусь.

     Как конкурирующее взаимодействие конфликт - по крайней мере для открытых, выявленных противоречий - всегда воплощается в соответствующих формах поведения субъектов, чаще всего выраженных в асимметричных системах действий и контрдействий сторон, «объединенных противостоянием». В то же время выбор сторонами той или иной стратегии взаимоотношений, их готовность пойти на уступки или, напротив, предпринять наступательные действия, определение ими сроков вступления в противоборство и других важных параметров социальной активности, заставляют рассматривать конфликт как осознанное определение субъектом нужного типа поведения, совершаемого в конкретных социальных условиях. Поэтому развертывание конфликта неизбежно влияет на эволюцию ценностных структур сознания субъекта (в т.ч. связанных с оценкой собственных возможностей и намерений), будучи одновременно связано с особенностями социальной среды[11, с.42].

     Все это говорит о том, что конфликт интересов в системе государственной  службы нельзя рассматривать односторонне, как простое противоречие личных интересов государственного служащего  и государства, общества, граждан  и их объединений, социальных групп  и т.п. Это сложное социальное явление, в основе которого находятся  множество различных факторов объективного и субъективного свойства, определенных условий исполнения государственными служащими должностных обязанностей, институциональных погрешностей в  организации системы государственной  гражданской службы и др. [11, с.43]. Только запретительными и рекомендательными мерами исключить появление конфликтов интересов в системе государственной службы невозможно. Необходимо, прежде всего, обратить внимание на формирование адекватной государственным и общественным интересам внутренней и внешней среды государственной службы, профессиональной личности государственного служащего, в основе мотиваций должностного поведения которой будут находиться принципы служения российскому государству и обществу, соблюдение законности и уважение гражданских прав и свобод личности [21, с.34].

     В целом, к конфликтам в системе управления государством следует относиться скорее как к позитивному, нежели как к деструктивному явлению (не забывая при этом, что позитивный характер конфликтов целиком и полностью определяется возможностями их выявления и урегулирования, сознательного недопущения людьми разрушительных последствий)[3, с.117].

     Иными словами, было бы неверным рассматривать  конфликты как показатель «болезни» организации или института, в т.ч. органов государственного управления. Иерархичность структур государственно-административной системы, дифференциация управленческих ролей, опосредующая различия статусов и интересов служащих, а также ценностные, социокультурные и иные расхождения последних) неизбежно провоцируют конфликты, превращая их в органическую, а в известных случаях и определяющую форму человеческого поведения. Конечно, при отсутствии соответствующих навыков урегулирования разногласий подобные конфликты способны повлечь за собой разрушительные последствия. Однако, будучи взяты под контроль, они имеют и несомненные положительные стороны[2, с.50].

     Кроме того, конфронтация одних субъектов  управления неизбежно предполагает их параллельное сотрудничество и кооперацию с другими участниками управленческих отношений, что благотворно влияет на структуризацию и рационализацию таких отношений[21, с.46].

     Таким образом, конфликты в государственно-административной сфере играют чрезвычайно важную роль. Они сигнализируют власти и обществу о существующих противоречиях, требующих своего разрешения, о несовпадении позиций граждан, о существующих разногласиях; заставляют власти пересматривать свои цели, решения, курс в целом; стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть определенное возбуждение и трудности в управленческом процессе. Они также способствуют поиску новых средств и сил, обновляющих саму государственно-административную систему, «выбраковывая» старое и отжившее и, тем самым, обеспечивая механизм ее развития и адаптации к новым, изменившимся условиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Пути совершенствования  деятельности Совета  Министров РБ с  учетом международного  опыта 

     Совет Министров Республики Беларусь –  Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным  органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских  органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

     Совет Министров Республики Беларусь в  соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в области внутренней и внешней  политики Республики Беларусь:

    • разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;
    • осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с иностранными государствами и международными организациями;
    • принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;
    • заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции;
    • принимает меры по обеспечению исполнения международных договоров Республики Беларусь.

     На заседаниях Совета Министров Республики Беларусь рассматриваются:

    • проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;
    • основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

     Функции Совета Министров глобальны и  обширны, их реализация определяет состояние  экономики, образования, здравоохранения  и других важнейших сфер жизни  людей, поэтому от эффективности его деятельности зависит динамика развития государства, уровень благосостояния его населения. В этой связи важным является оптимизация и совершенствование деятельности Правительства.

     «Мы создадим необходимые мотивационные  механизмы и постараемся раскрепостить  инициативу и предприимчивость белорусских  граждан», – обещает премьер-министр Михаил Мясникович. Правительство намерено серьезно изменить стиль и методы работы. По его словам, главе государства уже внесены конкретные предложения по кардинальному улучшению налогового декларирования, совершенствованию механизмов приватизации.

     Для определения путей совершенствования  деятельности правительства обратимся  к зарубежной практике.

     В зарубежной практике проведения реформ в области государственного управления наибольшее внимание уделялось следующим направлениям:

     - снижению государственных расходов;

     - проведению эффективной кадровой политики государства;

     - повышению качества предоставляемых государством услуг и укрепление доверия к власти.

     Государственному  бюджету пытались и пытаются придать общую ориентацию на результаты деятельности, но жесткой зависимости между бюджетными ассигнованиями и показателями эффективности государственной деятельности практически нет, ни в одной стране. В некоторых странах приняты законы, в которых закрепляются показатели и результаты органов государственной власти (1993 год – США). В Великобритании между казначейством и министрами с портфелями закреплены соглашения о предоставлении услуг, в котором определяются общие цели министерства, критерии оценки деятельности, срок деятельности соглашения. Одним из результатов такой практики стала децентрализация управления и появление автономных и полуавтономных органов. Видимым результатом этого направления реформ стало некоторое сокращение государственных расходов (Новая Зеландия) или в большинстве случаев снижение темпов роста государственных расходов.

     Важным  с точки зрения совершенствования  деятельности правительства является вопрос формирования правительства, его подчиненности и подотчетности.

     В государствах Восточной Европы ведущую  роль в процессе формирования правительства  играет парламент, хотя инициатива в  этом вопросе принадлежит президенту. Фактически президент либо поручает формирование правительства лидеру победившей партии (Болгария), либо назначает  главу правительства и министров (Чехия, Словакия, Польша), либо представляет парламенту кандидатуру, выдвинутую партией  парламентского большинства (Румыния). Но в любом варианте он, как правило, является одновременно депутатом парламента. Именно парламент избирает (Болгария, Венгрия) членов правительства, либо выражает доверие сформированному президентом  правительству (Польша).

     В некоторых государствах парламент  не только утверждает персональный состав правительства, но и обязан сформулировать свое отношение к программе его  деятельности (Польша). Фактически это  означает, что он должен либо ее одобрить, выразив доверие, либо отклонить, выразив  недоверие. Кроме этого, в ряде стран, как Польша, Венгрия, парламент наделен правом делегирования правительству отдельных законодательных полномочий.

     В Республике Беларусь Совет Министров в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь [30,2]. С целью повышения результативности деятельности правительства, усиления контроля за его работой со стороны населения страны целесообразно рассмотреть вопрос установления отчетности правительства перед Национальным Собранием Республики Беларусь.

Информация о работе Конфликты в системе государственно-административного управления и механизм их разрешения