Конфликты в системе государственно-административного управления и механизм их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 07:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: показать место и роль правительства в системе государственно-административного управления.
В связи с указанной целью нами были выделены такие задачи исследования, как:
Изучить и проанализировать юридическую и специальную литературу по теме исследования.
Рассмотреть место и роль конфликтов в системе государственно-административного управления; пути совершенствования, разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций в системе.
Показать роль и место Совета Министров Республики Беларусь в системе исполнительной власти, пути совершенствования деятельности Совета Министров с учетом международного опыта.
Выявить специфику конфликтов в системе государственно-административного управления.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………….….………6
Общая характеристика конфликтов в системе государственно-административного управления: определение, виды……………………………………………………………..……6
Специфика конфликтов в системе государственно-административного управления Республики Беларусь…….……16

ГЛАВА 2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СИСТЕМЕ………………………………………………………...20
2.1 Анализ поведения в конфликте…………………………...…..20
2.2 Значение конфликтов в системе государственно-административного управления Республики Беларусь……….....26
2.3 Пути совершенствования деятельности Совета Министров РБ с учетом международного опыта………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..38

Работа содержит 1 файл

!!!Курсовая работа.docx

— 77.60 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Институт  государственной службы

Факультет Государственное и местное управление

КафедраТеории и практики государственного управления

(название  кафедры, за которой закреплена  дисциплина)

Специальностьспециалист в области государственного управления

 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    по дисциплинеГосударственно-административное управление 

на темуКонфликты в системе государственно-административного управления и механизм их разрешения 
 

Студент

1 курс, 6 группа

(курс, группа)         

 
__________________

(подпись)

 
В. В.Шульжик

(инициалы, фамилия)

Руководитель

доктор  исторических наук, профессор 

(ученая  степень, звание)

 
__________________

(подпись)

 
А. М.Лютый 

(инициалы, фамилия)

 
 

    Минск  2011

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 

      ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОГО  УПРАВЛЕНИЯ………………………………………….….………6

    1. Общая характеристика конфликтов в системе государственно-административного управления: определение, виды……………………………………………………………..……6
    2. Специфика конфликтов в системе государственно-административного управления Республики Беларусь…….……16
 

      ГЛАВА 2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СИСТЕМЕ………………………………………………………...20

      2.1 Анализ поведения в конфликте…………………………...…..20

      2.2 Значение конфликтов в системе государственно-административного управления Республики Беларусь……….....26

      2.3 Пути совершенствования деятельности  Совета Министров РБ с учетом  международного опыта………………………………….29 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..35

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..38 
       
       
       
       
       

ВВЕДЕНИЕ 

     Конфликтность – естественное состояние общества, источник его развития и функционирования.

     Глубинная причина конфликтов в обществе –  противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов  системы управления, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).

     Конфликты в сфере государственного управления по своей природе представляют собой  одну из самых многочисленных разновидностей социально-политических конфликтов, которые  возникают из-за различий интересов, соперничества и борьбы всевозможных институтов и государственных структур по поводу перераспределения и реализации публичной власти. Следовательно, объект конфликтов в сфере государственного управления – распоряжение властью, а предметно-содержательную основу образует пересечение политико-правовых, социально-экономических, организационно-административных и других аспектов.

     Конфликты в сфере государственного управления представляют собой форму взаимодействия государственно-политических институтов, организаций и лиц, осуществляющих власть в рамках определенной государственной  системы, но занимающих в ней различные  позиции. Конфликты в сфере государственного управления следует рассматривать  как сложную систему, которая  изначально заключает в себе целый  ряд противоречий. Однако это дает ей возможность приспосабливаться  к постоянно меняющимся условиям и развиваться. Поэтому конфликты  являются основой механизма адаптации  государственно-административной сферы, так как, с одной стороны, они  позволяют отследить существующие противоречия, а, с другой, – если умело управлять конфликтами, возможно, добиться повышения эффективности всей системы. Таким образом, конфликты в системе государственного управления могут вести к позитивным изменениям и не быть только деструктивным явлением.

     Избежать  конфликтов в организациях, в том  числе в структуре государственного управления невозможно, так как они  являются постоянным спутником нашей  повседневной жизни и деятельности. Но и оставлять конфликты без  внимания нельзя, так как, разрастаясь, переходя из межличностного в межгрупповой, а затем и общеорганизационный, они могут привести к непредсказуемым, разрушительным последствиям. Поэтому необходимо управлять социальными факторами конфликтности в организациях, а для этого изучать причины возникновения конфликтов, исследовать их типичные модели, этапы и динамику. Большинство условий и факторов возникновения и последующего разрешения конфликтов носит социальный характер, так как отражает особенности социального поведения и взаимодействия. Поскольку субъективную составляющую конфликтного взаимодействия устранить невозможно, то следует сделать акцент на грамотное управление поведением субъектами функционирующей системы.

     Вместе  с тем речь не должна идти о полном устранении конфликтов из практики управления. Социальные организации, в которых  отсутствуют конфликты, обречены на угасание. Целесообразно осуществлять поддержание рационального для  данной организации уровня конфликтности  и грамотно использовать позитивные функции конфликтов.

     Тема  курсовой работы: «Конфликты в системе государственно-административного управления и  механизм их разрешения».

     Объект  исследования: система исполнительной власти в Республике Беларусь.

     Предметом исследования является правительство Республики Беларусь в системе исполнительной власти. 

     Цель  курсовой работы: показать место и роль правительства в системе государственно-административного управления.

     В связи с указанной целью нами были выделены такие задачи исследования, как:

  1. Изучить и проанализировать юридическую и специальную литературу по теме исследования.
  2. Рассмотреть место и роль конфликтов в системе государственно-административного управления; пути совершенствования, разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций в системе.
  3. Показать роль и место Совета Министров Республики Беларусь в системе исполнительной власти, пути совершенствования деятельности Совета Министров с учетом международного опыта.
  4. Выявить специфику конфликтов в системе государственно-административного управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОГО  УПРАВЛЕНИЯ 

     
    1. Общая характеристика конфликтов в системе государственно-административного  управления: определение, виды
 

     В государственно-административной –какой любой другой социальной – сфере конфликты являют собой естественную форму взаимодействия институтов, организаций и индивидов. Конфликт – это специфическая форма конкурентных интеракций сторон (двух или более), пытающихся защитить и реализовать свои интересы путем оспаривания интересов и статусов своих контрагентов. Развернутое обоснование того фундаментального факта, что конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, трансформации общественных структур и развития социальных процессов, содержится в работах М.Вебера, К.Маркса, Л.Козера, Р.Дарендорфа и их последователей [10, 26, 28]. Тем не менее и сегодня некоторые ученые, рассуждающие в духе теории "человеческих отношений", оценивают конфликт как явление сугубо негативное, характерное лишь для "нездоровых организаций" [2, с.15].

     Конфликтность таится уже в самой природе  государственной власти, призванной согласовывать, координировать различные  интересы людей, определять четкие стратегические и тактические цели, распределять дефицитные ценности и блага. Отсюда множественность возникновения  конфликтов в сфере государственного управления. Первичный источник их находится в иерархичности структуры  управленческих статусов и ролей, закладывающей  противоречие между властвующими (управляющими) и подвластными (управляемыми) и  порождающей неравенство в распределении власти между самими субъектами управления. Вторичным источником государственно-административных конфликтов являются нечеткая организация самой структуры власти и, соответственно, нечеткое разграничение полномочий различных государственных органов и служащих. Отсутствие системы ротации кадров или их продуманного продвижения по служебной лестнице тоже может порождать серьезные трения, как и отсутствие органов арбитража или апелляции, процедуры выяснения различий во мнениях и подходах, в результате чего конфликт может разрастись [22, с.184].

     Еще один источник конфликтов – расхождение  государственных служащих в определении  базовых ценностей и политических идеалов, в оценке текущих событий. Как правило, они затрагивают  проблемы путей реформирования общества и государства, справедливости или  обоснованности принятого решения. Данные конфликты характерны для  переломных и переходных эпох, когда  ценностно-нормативная система еще  не сложилась, и критерии оценки не имеют общепринятого характера [22, с.186]. Серьезный источник конфликтов мы находим и в технологиях управленческой коммуникации, прежде всего – в недостатке или ошибочности информации или намеренном манипулировании ею. Любое искривление информации может вызвать конфликт в рамках описания типологии конфликтов в сфере государственного управления [12, с.186].

     Безусловно, в отдельные периоды конфликтные  ситуации (например, по вопросам формирования бюджета, реорганизации государственного аппарата, связанной с перемещением значительного количества персонала, назначения лиц на ключевые посты  в правительстве и т.д.) могут  создавать значительную напряженность, обостряя отношения субъектов государственного управления. Но и в этих случаях  открытое проявление существующих разногласий, явленное соперничество разнообразных  сил значительно полезнее для  оценки состояния и перспектив развития государства, чем латентное накопление недовольства и недопонимания, чреватое внезапными потрясениями[13, с.94].

     Специалисты по государственному управлению по-разному  подходят к определению видов  конфликтов и способов их разрешения. Наиболее четко они обозначены в  книге «Государственное управление: основы, теории и организации» [23].

     1. Конфликты между политическими  и государственно-административными  структурами и субъектами (групповыми  и индивидуальными) управления. Они  проявляются чаще всего в условиях  переходного периода, когда государственная  власть подвергается мощному  давлению со стороны оппозиционных  сил или отдельных государственных  структур [23, с.86]. Противоречия между политическими и государственно-административными структурами отражают двоякий характер ориентаций макроуправленческой системы. Иными словами, в данном случае мы имеем конфликт принципов и критериев, которые, с одной стороны, ориентируют деятельность государственных институтов на закрепление и стабилизацию политической власти (что предполагает постановку перед государственными органами широких идеологических целей и приоритетов, способных в определенных случаях игнорировать как законы, так и цели социально-экономического развития государства и общества ради сохранения властвующего режима), а с другой – нацелены на макроэкономическое регулирование общественных отношений (когда определяющими становятся уже не политико-идеологическая целесообразность, а закон и экономическая эффективность)[17, с.105].

     На  практике  такого рода конфликты возникают, например, тогда, когда органы хозяйственного  (макроэкономического) управления отклоняются от своего функционального предназначения и либо переходят к политическим методам достижения целей (т.е. используют внеэкономическое принуждение и аналогичные средства обеспечения  чьих-то групповых интересов), либо же систематическим нарушением законов государства или ненадлежащим выполнением своих обязанностей провоцируют политически ощутимые формы общественного протеста. Толчком к возникновению подобного рода конфликтных ситуаций могут послужить и реорганизация (или планы реорганизации) государственного аппарата, не учитывающая нужды и интересы государственных служащих[3, с.50].

Информация о работе Конфликты в системе государственно-административного управления и механизм их разрешения