Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:20, курсовая работа
Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила новые принципы правового статуса личности, что обусловило необходимость коренной модернизации отраслевого законодательства. При разработке новых законов российский законодатель ориентировался на создание и развитие институтов демократического общества, которое имеет в своей основе незыблемый принцип - соблюдение и гарантирование прав и свобод личности.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Юридическая ответственность: понятие, особенности, принципы… 4
Концептуальные подходы к пониманию юридической ответственности..4
Видовые особенности юридической ответственности…………………….12
Теория принципов юридической ответственности………………………..30
Принцип неотвратимости в системе принципов юридической ответственности……………………………………………………………...35
Глава 2. Реализация принципа неотвратимости юридической ответственности в условиях реформирования судебно-правовой системы………………………….41
2.1. Общая характеристика проблем реализации принципов юридической ответственности в России………………………………………………………….41
2.2. Негативные факторы, влияющие на реализацию принципа неотвратимости в правоприменительной практике…………………………………………………46
2.3. Влияние внешних факторов на реализацию принципа неотвратимости…69
Глава 3. Анализ действия принципа неотвратимости юридической ответственности…………………………………………………………………….75
Место принципа неотвратимости юридической ответственности в современном российском законодательстве………………………………75
Причины и следствия нарушения принципа неотвратимости в правоприменительной практике…………………………………………...82
Заключение………………………………………………………………………….87
Список использованной литературы………………………………………………93
Как всякое новое явление в нашей жизни институт присяжных заседателей вызывает известное недоверие и настороженность в обществе. Так, в зависимости от исхода процесса, получившего широкий общественный резонанс (оправдательный либо обвинительный вердикт), растет или падает число ходатайств обвиняемых о рассмотрении их дел в условиях иной формы судопроизводства. Процедура судебного разбирательства с участием присяжных, предусматривающая обязательное исключение из разбирательства дела доказательств, добытых с нарушением закона, "невыгодна" и для следователя.47
Как свидетельствуют данные мониторинга, проводившегося в рамках специально созданной при Госдуме прошлого созыва рабочей группы, до сих пор даже сами обвиняемые не всегда делают однозначный выбор в пользу суда присяжных. В прошлом году судами присяжных было рассмотрено 492 уголовных дела в отношении почти 1000 человек (это чуть более 8% от общего объема). 15 процентов приговоров были оправдательными. И обычные суды стали оправдывать в два раза чаще, но оправдательные приговоры здесь по-прежнему составляют менее одного процента от общей массы решений.48
Одной из главных причин недоверия к суду присяжных является непрофессионализм, беспомощность присяжных в исследовании доказательств. Помочь присяжным'разобраться в деле никто не может. Профессиональный судья выполняет роль стороннего наблюдателя. Он освобожден от обязанности активного поиска истины, не несет ответственности за законность и обоснованность приговора, а призван лишь наблюдать поединок сторон и объявлять победителя. Вердикт присяжных о невиновности подсудимого обязателен для председательствующего, и если даже он убежден, что это решение ошибочно, то ничего не может сделать, а обязан немедленно освободить подсудимого из-под стражи.
Правда сегодняшний УПК содержит нормы, которые дают возможность председательствующему судье ограничить роль присяжных, повлиять на их состав и содержание выносимых ими вердиктов. Например, хотя суд присяжных действует в составе профессионального судьи и двенадцати присяжных заседателей, в судебное заседание подлежат вызову не менее 20 кандидатов. Это дает возможность подобрать нужный состав и избавиться от неугодных. Закон разрешает судье вообще распустить коллегию присяжных, если, по его мнению или заявлению сторон, она в целом может оказаться неспособной вынести объективный вердикт. Можно распустить коллегию присяжных и направить дело на новое рассмотрение иным составом суда.
В
судах присяжных выносят
На основании данных статистики нельзя заключить, что суды присяжных более мягки и в них принцип неотвратимости юридической ответственности нарушается чаще, чем в обычных судах. Если такое и случается, то это вызвано теми же причинами - недочетами следственных материалов, лжесвидетельствами и т.п. При всех минусах непрофессионализма суды присяжных имеют один большой плюс: публичность, которая заставляет судей быть объективными, а следственным органам повысить качество своей работы.
Приходится, однако, констатировать, что пока введение института присяжных заседателей в уголовном процессе недостаточно сказалось на качестве правосудия. Вердикты присяжных порой вызывают в обществе ничуть не меньше непонимания, чем отдельные судебные решения, вынесенные без их участия. Нуждаются в уточнении многие организационные и методологические вопросы, прежде всего связанные с составлением списков и подбором присяжных. Не отмечается пока и рост правосознания, слабо действует обратная связь с обществом, в том числе в плане распространения и укоренения массовой правовой культуры.
Для укрепления института суда присяжных необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства в этой сфере, прежде всего для обеспечения права граждан на справедливое и гласное судебное разбирательство и на участие в отправлении правосудия, а также использовать методы правового просвещения для широкого ознакомления граждан России в целом, и, в первую очередь, профессиональных участников судебного процесса - судей, прокуроров, адвокатов - со спецификой и задачами суда присяжных, а также способствовать развитию соответствующей специальной подготовки студентов-юристов.
Несовершенство законодательства обусловлено тем, что быстрые изменения политической, экономической, а, следовательно, и социальной обстановки в стране порождает все новые и новые виды правонарушений, расширяет границы и масштабы старых правонарушений. Законодательство просто не успевает за столь стремительным изменением ситуации. Для создания взвешенных и работоспособных законов необходима стабильность ситуации. Однако, масштабы правонарушений требуют немедленного пресечения, и законы должны работать. Поэтому идет постоянная их корректировка, изменения, дополнения, масса подзаконных актов выпускаемых вдогонку за событиями правонарушений. Такое положение сказывается и на качестве законотворчества, и на качестве правоприменительной практики.
В настоящее время возможности избежать наказания по современному законодательству весьма широки. Конституции ряда субъектов РФ предоставляют право помилования президентам республик, чем вступают в противоречие с Конституцией России. Иммунитеты от уголовного и административного преследования на деле зачастую практически абсолютны. Даже процедура импичмента, которая призвана подтвердить принцип равенства перед законом и неотвратимости ответственности на деле труднореализуема, что подтвердило президентство Б.Н. Ельцина.
Самым распространенным дефектом законотворчества на современном этапе являются коллизии. Коллизией законов называется расхождение содержания (столкновение) двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. Коллизия законов разрешается путем выбора того нормативного акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю.
Особенно это характерно для документов гражданского, административного и налогового права, регулирующих экономические правоотношения.
В данной работе рассмотрены некоторые из них негативно влияющие на реализацию принципа неотвратимости.
Вопрос о коллизиях в законодательстве предполагает анализ несоответствий, взаимной противоречивости правовых норм в нескольких плоскостях. Для примера ниже приведен анализ законодательных актов регламентирующих экономическую область, в частности предпринимательство.
Во-первых, одни и те же понятия в разных отраслях права формулируются по-разному. Огромное множество таких несоответствий дает сравнение налогового и гражданского законодательства, норм административного процессуального законодательства и арбитражного процесса, гражданского и трудового законодательства. При этом ряд коллизий выражается в буквальной противоречивости норм разных отраслей права. Во-вторых, есть коллизии внутри одной и той же отрасли права. Например, в Гражданском кодексе РФ есть несколько разных понятий имущества, фонда, крупного бизнеса (крупных предприятий) и др. Гражданский кодекс говорит о том, что в АО и ООО может быть единоличный и (или) коллегиальный исполнительный орган. Таким образом, вариантов три: только единоличный орган, только коллегиальный орган и их сочетание. В законах об АО и ООО возможность создания только коллегиального органа не предусмотрена.
В-третьих, есть коллизии внутри одной и той же отрасли права, продиктованные различиями экономических реалий. Например, нормы расценок, тарифов за одни и те же виды работ, одним и тем же специалистам разные: в одном ведомстве больше, в другом меньше. Хотя, очевидно, государственная политика должна бы придерживаться принципа равной оплаты равного труда.
Различаются определения и содержание понятия лизинга, виды лизинга по Гражданскому кодексу РФ и по Федеральному закону «О лизинге».
В-четвертых, есть коллизии в одном и том же законе. Например, в Федеральном законе «О кредитных потребительских кооперативах граждан» - законе, призванном развивать через кредитную кооперацию местные товарные рынки, платежеспособный спрос, мелкое предпринимательство, в одной статье говорится о запрете кредитным потребительским кооперативам граждан участвовать своим имуществом в формировании имущества юридических лиц, а в другой статье говорится о праве создавать ассоциации, вступать в них и работать в них. Но для этого нужно внести имущественный взнос, а, учитывая названный запрет, многим кооперативам это представляется невозможным.
В-пятых,
есть "нестыковки" между региональным
и федеральным
В-шестых, есть несоответствия норм законодательства в разных регионах и практики применения законодательства в разных регионах. Наглядно это продемонстрировали судебные процессы по делам о торговле алкогольной продукцией без идентификационных знаков.
В-седьмых, распространенная коллизия - издание правовых актов органом, которому это. право не принадлежит. Примером тому могут служить многочисленные циркуляры ведомств и регионов, устанавливающие, по сути, новые нормы гражданского законодательства. А также указы президента, противоречащие нормам законов.
Также очень сомнительны некоторые нововведения Гражданского кодекса по формам различных сделок. Например, операции купли-продажи, дарения и иных сделок с недвижимостью не требуют нотариального удостоверения, а требуют только государственной регистрации. Тогда как договор ренты требует и того и другого.
В-девятых, можно и нужно говорить о коллизиях не только непосредственно правовых норм, но и норм делового поведения, различных вариантах судебной квалификации тех и других.
И это только в области экономических законодательных актов, т.е. где число правонарушений стремительно растет. Естественно, что такие коллизии создают множество лазеек для ухода от ответственности правонарушителей, а, значит, создает предпосылки для попрания принципа неотвратимости юридической ответственности.
Логично предположить, что такое же положение существует и в законодательных актах, регулирующих другие области правонарушений: семейные, трудовые, налоговые, экологические и т.п.
Еще одним фактором негативного влияния несовершенства законодательства являются пробелы в законодательных и нормативных документах. Наглядным примером может служить положение в экологической области.
Базовым законом в этой сфере был закон «Об охране окружающей среды», принятый 10.01.2002, который содержал новые прогрессивные нормы, приближенные к международным нормам. Однако по различным причинам положения закона не были полностью реализованы. Нынешняя правовая неразбериха привела к массовым нарушениям природоохранного законодательства. Наличие пробелов в правовом регулировании ряда важных вопросов, значительного числа коллизий между нормами экологического законодательства, декларативный, описательный характер статей, не содержащих каких-либо конкретных требований или предписаний приводит к необходимости принятия Экологического кодекса РФ.
В жилищном законодательстве пробелы породили новую социальную категорию - обманутые вкладчики. В апреле 2005 года вступил в силу Федеральный закон РФ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Указанный Закон распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получены после 1 апреля 2005 года.
Этот Закон создан для защиты прав инвесторов, предоставляя им большой перечень гарантий. При этом, согласно п. 2 ст. 1 Закона привлечение денежных средств граждан для строительства новостроек может осуществляться только в порядке, предусмотренном в нем или законом «О жилищных накопительных кооперативах».
Также, фактор, способствующий нарушению принципа неотвратимости юридической ответственности, является отсутствие законодательных актов на некоторые виды правонарушений. Это относится к новым или давно забытым и неожиданно возродившимся видам преступности, таким как, использование Интернет в преступных целях, торговля людьми.
В настоящее время происходит бурный рост российского сегмента глобальной информационной сети Интернет, как в количественном (число операторов и пользователей), так и качественном (расширение круга оказываемых услуг) отношении.
Информация о работе Юридическая ответственность: понятие, особенности, принципы