Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:20, курсовая работа
Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила новые принципы правового статуса личности, что обусловило необходимость коренной модернизации отраслевого законодательства. При разработке новых законов российский законодатель ориентировался на создание и развитие институтов демократического общества, которое имеет в своей основе незыблемый принцип - соблюдение и гарантирование прав и свобод личности.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Юридическая ответственность: понятие, особенности, принципы… 4
Концептуальные подходы к пониманию юридической ответственности..4
Видовые особенности юридической ответственности…………………….12
Теория принципов юридической ответственности………………………..30
Принцип неотвратимости в системе принципов юридической ответственности……………………………………………………………...35
Глава 2. Реализация принципа неотвратимости юридической ответственности в условиях реформирования судебно-правовой системы………………………….41
2.1. Общая характеристика проблем реализации принципов юридической ответственности в России………………………………………………………….41
2.2. Негативные факторы, влияющие на реализацию принципа неотвратимости в правоприменительной практике…………………………………………………46
2.3. Влияние внешних факторов на реализацию принципа неотвратимости…69
Глава 3. Анализ действия принципа неотвратимости юридической ответственности…………………………………………………………………….75
Место принципа неотвратимости юридической ответственности в современном российском законодательстве………………………………75
Причины и следствия нарушения принципа неотвратимости в правоприменительной практике…………………………………………...82
Заключение………………………………………………………………………….87
Список использованной литературы………………………………………………93
При этом в значительной степени можно говорить об отсутствии эффективно действующей нормативной базы в данной области, несмотря на наличие общих норм конституционного и гражданского права и некоторого числа других законодательных актов. Причинами этого являются как недостаточная теоретическая проработка отдельных фундаментальных нормативных положений, так и настороженное отношение к Интернету со стороны правоприменительных органов и работающих в них лиц.
Тем не менее, отсутствие законодательных актов об Интернете, равно как и возможности их эффективного применения, уже сейчас отрицательно сказывается на развитии общественных отношений (например, в области противодействия преступности).
Одной из важнейших отличительных особенностей преступлений и злоупотреблений в глобальной сети является специфика способов и приемов их совершения. Эти способы и приемы основаны на использовании возможностей, а также выявлении и эксплуатации уязвимых сторон интернет-технологий.
Интернет все более активно используется преступными группировками для незаконного проникновения в корпоративные и личные базы данных.
Результатом развития Интернет является возникновение не только нелегального рынка, где сбывается информация, но и пособий по приготовлению террористических акций, изготовления СВУ, рекомендации относительно того, как уйти от уголовного преследования, пропаганды национальной вражды и призывов к развязыванию войны.49
В то же время, учитывая всеобъемлющий характер. Интернет и его востребованность, а также то, что люди формируют собственное мнение и принимают решения на основе того, что они получили из средств массовой информации (к которым можно отнести и Интернет). Можно говорить о реальной возможности задействования Интернета в противодействии преступности. В связи с этим представляется возможным выделить некоторые направления, в которых следует действовать государству для решения данной проблемы.
Расширение предметной сферы для объективной стороны общественно опасных деяний, совершаемых в Интернете (в том числе правонарушений и преступлений) требует внесения новых составов правонарушений (а, возможно, и преступлений) в Кодексы об административных правонарушениях, Уголовный и Уголовно-процессуальный.
Особое внимание необходимо уделить порядку придания доказательственной силы информации, размещенной в Интернете по определенному сетевому адресу в определенный момент времени, а также порядку предоставления сведений о лицах, помещающих в Интернет информацию под вымышленным или чужим именем.
Но отсутствие законодательной базы для пресечения преступной деятельности с использованием Интернет-технологий не дает возможности пресекать.эти виды правонарушений, оставляя их безнаказанными.
Поскольку за совершение правонарушения должна неотвратимо следовать ответственность, то с учётом различных правонарушений необходима индивидуализация (дифференциация) мер ответственности: отсутствие необходимых социально-экономических условий для реализации таких уголовных наказаний, как арест, обязательные работы, ограничение свободы, ведет к нарушению принципа индивидуализации, т.к. суды вынужденно назначают наказание в виде лишения свободы.
Таким
образом, многочисленные пробелы и
недостатки современного российского
законодательства, присутствующие практически
во всех отраслях, непосредственным образом
сказываются на правоприменительной практике,
касающейся юридической ответственности.
В этих условиях сильно страдает принцип
неотвратимости юридической ответственности,
многим правонарушителям и даже преступникам
удается избежать предусмотренных законом
санкций. Отсутствие неотвратимости снижает
значение воспитательного характера юридической
ответственности. Данная ситуация требует
принятия решительных мер, в первую очередь,
связанных с выявлением и устранением
недостатков и пробелов в законодательстве.
2.3.Влияние
внешних факторов на реализацию принципа
неотвратимости
Общеизвестно, что суд - гарант законности и справедливости, незаменимый орган защиты прав и свобод граждан, призван обеспечивать верховенство права, стабильность и правопорядок в обществе. Известно также, что пресса, способствуя реализации одного из кардинальных прав граждан - права на информацию, обеспечивающего иные права и свободы, служит выразителем общественных интересов, каналом формирования общественного мнения и инструментом гражданского контроля за государством и властью (не исключая и власти судебной). Это - одна из составляющих непосредственной демократии и народовластия.
И
суд, и пресса существуют в одной социальной
среде обитания, в общем правовом пространстве.
Имея разную природу и выполняя различные
функции, они решают в демократическом
государстве единую сверхзадачу - служение
общественным интересам, однако, нынешнее
положение и взаимоотношения масс-медиа
и судебной власти не соответствуют потребностям
реформируемого общества. И те, и другие
слабо противостоят бесчисленным нарушениям
прав граждан, преступности, повсеместному
распространению правового нигилизма,
а в своей деятельности часто сами допускают
правонарушения, в том числе и по отношению
друг к другу.
Широкая и достоверная информация о работе судебной системы должна привести к большей эффективности этой работы. Поскольку, закрытость влечет за собой безнаказность в мелких и не очень мелких правонарушениях самих правоприменителей, гласность должна способствовать сокращению судебных ошибок, положительной общественной реакции на работу правоохранительных органов, повышению доверия к ним. При более четкой работе судебной машины повысится работоспособность всех основополагающих принципов юриспруденции, в том числе и принципа неотвратимости юридической ответственности.
Кроме того, до сих пор не вполне сложилось характерное для развитого гражданского общества конструктивное взаимодействие государственных структур и неправительственных правозащитных организаций (НПО). НПО – это независимые, эффективно действующие неправительственные организации, которые, внося вклад и защиту основных прав человек, в целом способствую национальному развитию, обеспечению единства общества и укреплению стабильности и безопасности страны. Их деятельность нацелена на то, чтобы управление на всех уровнях стло прозрачным и доступным для контроля, чтобы дать возможность гражданам через общественные организации, широко участвовать в демократических процессах и развитии прав человека и основных свобод. В тоже время, существуют, и время от времени остро проявляются взаимное недоверие и даже враждебность.
В процессе становления демократических институтов в нашей стране пришло время осознания, что необходимо формирование многостороннего подхода к обеспечению прав граждан, не только властными структурами, но и обществом.
Необходим
постоянный диалог между властью
и обществом о путях
На данном этапе позитивная роль правозащитных организаций выражается в том, что они являются своего рода индикатором наиболее болевых точек правоприменительной практики, выявляя их и предавая гласности.
Приказам Президента от 30 сентября 2005 года в России создана Общественная палата, которая призвана обеспечить контроль общества за деятельностью органов исполнительной власти, особенно правоохранительных органов.
В ее функции входит экспертиза законодательства, а также «аккумуляция и обобщение общественных предложений, которые будут направляться на рассмотрение президенту».
При правильно поставленной работе этот орган может стать связующим звеном между властью и обществом.
Существует немалое количество правозащитных организаций, усилие которых направлены на повышение качества работы правоприменительных органов, на повышение их статуса и авторитета. Они проводят большую работу по фактам нарушений в правоохранительной системе.
Представляется
перспективной форма
В соответствии с п.8 Распоряжения прокурора города №50\20р от 23.04.2004 «О совершенствовании взаимодействия органов прокуратуры г. Москвы с правозащитными и иными общественными организациями» и Указанием № 74 от 17.12.2002 «Об организации взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными организациями» Общественный совет при прокуроре г. Москвы призван обеспечить взаимодействие между общественными организациями и прокуратурой г. Москвы. Целью взаимодействия является создание системы защиты прав и свобод граждан на основании проведения общественной юридической экспертизы нарушений прав граждан и организации диалога по их устранению между потерпевшими и органами власти и прокуратуры г. Москвы.
Советом разработана программа «Реестр правового мониторинга», которая заключается в составлении силами местных общественных организаций и жителей округов г. Москвы списков (реестров) граждан, чьи права нарушены в силу неправомочных решений и произвола чиновников и направлении этих списков в составе разных документов в местные и федеральные органы власти, Президенту РФ, в средствах массовой информации и политикам для принятия решения до тех пор, пока нарушения прав не будут устранены и нормы Конституции РФ восстановлены.50
Прокуратура со своей стороны должна «Тщательно, полно и объективно проверять сведения, поступившие из правозащитных и иных общественных организаций, о ставших им известными актах органов государственной власти и управления, неправомерных действиях должностных лиц, ограничивающих права и свободы человека и гражданина»1.
При такой форме сотрудничества оно может стать конструктивным и для общества и для правоприменительных органов.
Общественные
организации поднимают и
Таким образом, такого рода взаимодействие способно сыграть положительную роль в развитии толерантности общества и помочь сделать эти преступления наказуемыми.
Особенно следует отметить влияние властных и политических структур на соблюдение принципа неотвратимости юридической ответственности. С начала 1990-х годов в России идет судебная реформа. Нельзя отрицать, что проделана большая работа и заложены институциональные основы для существования независимой судебной власти.
В результате, было устранено вмешательство исполнительной власти, в первую очередь прокуратуры, в деятельность судов. Также, судейское сообщество получило возможность активного влияния на процесс отбора и назначения судей. Назначение судей не может производиться без рекомендации Квалификационной коллегии судей. Был установлен принцип несменяемости судей. Кроме того, финансирование судов идет напрямую из федерального бюджета, а распределением средств занимается Судебный департамент, являющийся частью судебной системы и подчиняющийся Верховному Суду РФ. Все это, несомненно, способствует повышению независимости судей и судебной системы в целом от других ветвей власти.
Тем не менее, судьи не полностью избавлены от влияния со стороны региональной и местной власти. Федеральное финансирование деятельности судов не осуществляется в объеме, достаточном для полноценного осуществления правосудия.
Все федеральные суды в той или иной мере незаконно пользуются ресурсами, предоставляемыми местными властями, хотя в силу прямого конституционного предписания должны получать средства только из средств федерального бюджета.
Следует отметить, что отсутствие независимости судебной власти обуславливается не только влиянием исполнительной власти, но и зависимостью нижестоящих судей от вышестоящих. Это усугубляется отсутствием прозрачности процесса принятия решений квалификационными коллегиями, что ставит судей в чрезмерную зависимость от своих коллег и способствует воспроизводству негативных моментов мышления и поведения в судейском сообществе.
Такое положение создает прецедент давления на судебные органы, для необъективности судей в вопросах правонарушений, совершаемых представителями властных структур, образованию некой неподсудной элиты.
Административно-
Информация о работе Юридическая ответственность: понятие, особенности, принципы