Характеристика основ конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ конституционного строя и его основ, уяснение его роли в современном обществе.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
Раскрыть понятия «конституционный строй», «основы конституционного строя».
Охарактеризовать конституционный строй РФ.
Рассмотреть основы конституционного строя.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Конституционный строй: понятие и основные элементы. 5
1.1. Понятие и признаки государства. 5
1.2. Понятие конституционного строя и его основ. 10
Глава 2. Характеристика основ конституционного строя. 16
2.1. Государственные основы. 16
2.2. Политические основы. 17
2.3. Экономические основы. 27
2.4. Социальные основы. 29
2.5. Правовые основы. 32
2.6. Основы правового положения личности. 35
Заключение 36
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

Основы конституц.строя как институт к.п..doc

— 275.00 Кб (Скачать)

      Участниками общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, принимающие участие в его деятельности или отдельных акциях без обязательного оформления своего участия, если иное не предусмотрено уставом объединения.

      Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских — достигшие 8 лет.

      Право юридического лица приобретают только зарегистрированные общественные объединения, а политические объединения подлежат регистрации в обязательном порядке. При этом регистрируются:

      - общероссийские (действующие на территории более половины субъектов РФ) и международные в Минюсте РФ;

      - межрегиональные (действующие на территории менее половины субъектов РФ) – в органе юстиции топ субъекта РФ, в котором находится руководящий орган объединения;

      - региональные (действующие на территории одного субъекта РФ) и

      - местные (действующие в пределах территории муниципального образования) – в органе юстиции соответствующего субъекта РФ.

      Основные виды общественных объединений:

      - политические партии (выражают политическую  волю своих членов и реализуют  ее через своих представителей, избранных в органы власти);

      - массовые движения (преследуют политические  и иные цели, не имея фиксированного  членства);

      - профессиональные союзы (представляют  и защищают интересы своих членов во взаимоотношениях с государственными органами, хозяйственными организациями и иными объединениями);

      - организации (женские, молодежные, детские, ветеранов, инвалидов и др.);

      - общества (научные, технические,  культурные, спортивные и др.);

      - союзы (творческие, ветеранские и  др.);

      - землячества.

      Организационно-правовые формы общественных объединений:

      - общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей на основе совместной деятельности;

      - общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками;

      - общественный фонд — не имеющее членства общественное объединение, формирующее имущество за счет добровольных взносов, а также иных поступлений, не запрещенных законом, и использующее его в общественно полезных целях, предусмотренных уставом фонда;

      - общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и уставным целям объединения;

      - орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей объединения.

      Политические общественные объединения — общественные организации и движения, в уставных целях которых закреплены участие в выборах в органы власти, участие в организации и деятельности этих органов. Политическим не может быть признано общественное объединение:

      a) зарегистрированное в качестве профсоюза, религиозной или благотворительной организации, национально-культурной автономии;

      б) созданное для реализации неполитических интересов;

      в) преследующее цели извлечения прибыли и распределения ее между своими членами и (или) учредителями;

      г) допускающее в соответствии со своим уставом принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку, лиц, не имеющих права принадлежать к политическим общественным объединениям, а также иностранных лиц;

      д) неполитический характер которого специально оговорен федеральным законом.

      Общественные  объединения вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя, таким образом, новые общественные объединения.

      Религиозное объединение.

      В соответствии с ФЗ "О свободе  совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. религиозное объединение — добровольное объединение граждан, иных лица постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и имеющее следующие признаки:

      - вероисповедание;

      - совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

      - обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

      Создание  религиозных объединений в государственных  и муниципальных органах и  организациях запрещается.

      Религиозные объединения образуются как религиозные группы (действуют без государственной регистрации) и как религиозные организации (зарегистрированы в качестве юридического лица).

      Религиозные организации подразделяются на местные (имеющие не менее десяти участников, достигших 18 лет и проживающих постоянно в одной местности) и централизованные (включающие не менее трех местных).

      Учредителями  местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет.

      Религиозная организация действует на основании  устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

      Централизованные  религиозные организации, имеющие  местные организации на территориях  двух и более субъектов РФ, регистрируются Минюстом РФ, а остальные религиозные организации – органами юстиции соответствующих субъектов РФ.

      Наименование  религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории РФ на законных основаниях не менее 50 лет на момент ее обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своем наименовании слова "Российская Федерация", "российский" и производные от них.

      Контроль  за соблюдением религиозной организацией ее устава осуществляет зарегистрировавший ее орган, а надзор за соблюдением законодательства – прокуратура.

      Ликвидация  религиозной организации может  быть осуществлена:

      - по решению ее учредителей или органа, уполномоченного на то ее уставом;

      - по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений ею закона либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей ее уставным целям (представление в суд вправе вносить орган, регистрирующий религиозные организации, орган прокуратуры, орган местного самоуправления).

 

      

      2.3. Экономические  основы.

      В качестве экономической основы конституционного строя Российской Федерации выступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется на основе рыночных отношений (ст. 8 Конституции РФ).

      Экономические  основы  конституционного  строя РФ включают:

      1) разнообразие и равенство всех форм собственности (государственная, муниципальная, частная и иные), в том числе на землю и другие природные ресурсы - право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в случае необходимости производится лишь при условии  предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ);

      2) свобода экономической деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает: возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распоряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли; свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хозяйственных объединений;

      3) добросовестная конкуренция и ее поддержка государством - выражается в подавлении монополизма и монополистических тенденций в борьбе за получение прибыли (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) и включает разгосударствление, приватизацию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.);

      4) единство  экономического  пространства  - означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; территория России представляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами.

      Конституционные основы рыночной экономики не только не исключают, но и предполагают государственное  регулирование экономических отношений, наличие государственных предприятий и учреждений, в том числе и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь.

 

      

      2.4. Социальные  основы.

      Основные  социальные устои государства выражаются в его социальной политике, тесно взаимодействующей с экономической политикой и представляющей часть общей политики государства, которая регулирует отношения по поводу благосостояния граждан, удовлетворения их материальных и духовных потребностей, обеспечения каждому достойных человека условий существования. Поэтому в рамках социальной политики можно говорить о социально-политических, социально-экономических и иных подобных явлениях и процессах.

      Социальная сущность РФ складывается из:

      1) ограничений государственной власти  РФ социально-экономическими правами граждан;

      2) невмешательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: общие направления экономической политики, ограничение монополий в экономической деятельности, производстве.

      В Конституции Российской Федерации  социальное государство характеризуется  как государство, главной задачей  социальной политики которого является создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Эта задача обусловливает основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых обеспечит создание главных элементов социальной государственности (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).

      Социальные  основы конституционного строя РФ, относящиеся к условиям жизни человека следующие (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ):

      - охрана труда и здоровья людей;

      Охрана  труда выражается:

      - в конституционном праве каждого  свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещении принудительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37 Конституции РФ);

      - в праве каждого на труд  в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, на  вознаграждение за труд без  какой-либо дискриминации, на  защиту от безработицы (ст. 37 Конституции РФ);

Информация о работе Характеристика основ конституционного строя