Основы конституционного строя России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 23:15, реферат

Описание работы

Конституция как основной закон государства занимает основное, центральное место в Российском законодательстве. Значение конституции велико в жизни всякого общества. Под конституцией (от лат. constitutio - установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). о строя РФ

Работа содержит 1 файл

Основы конституционного строя России.docx

— 51.62 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Основы конституционного строя России»

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2009г.

Введение.

 

Конституция как основной закон государства  занимает основное, центральное место  в Российском законодательстве. Значение конституции велико в жизни всякого общества. Под конституцией (от лат. constitutio - установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Конституция - прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время - это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы  конституционного строя Российской федерации.

 

  1. Политические основы конституционного строя РФ:

 

Демократическое государство.

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация, «демократическое государство»1. Демократизм находит выражение,  прежде всего:

  1. в народовластии;
  2. в разделении властей на законодательную, волнительную и судебную;
  3. в политическом многообразии;
  4. в местном самоуправлении.

 1) В Конституции РФ указывается, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»2. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, иначе говоря, демократическим государством (греч. Demokratia.буквально – народовластие, от demos – народ и kratos - власть). С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной совокупности людей к государству.

Следует сказать, что в годы советской  власти под народом понималась историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач, решаемых обществом в данный период. Сообразно  с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему начальному положению к  трудящимся, тем не менее, объективно участвовали в решении задач  прогрессивного развития страны. Такой  подход к определению понятия  «народ» открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.3

Власть  есть возможность распоряжаться  или управлять кем-либо чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - это определенная совокупность средств  организации социального пространства. Социальное пространство существует везде, где есть совместная деятельность; оно - необходимый атрибут общественный отношений, суть которого заключается  в переводе материальных и духовных сил в совместное действие. Власть — явление социальное.

Она возникает  вместе с возникновением общества и  существует во всяком обществе, поскольку  всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

Государственную власть характеризует суверенитет  государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.

Государственная власть не совпадает непосредственно  с населением и осуществляется особым, государственным аппаратом. Он представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат включает в себя все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения.

Государственная власть — не единственная форма  власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта — народ.

Конституция РФ закрепляет многонациональность  народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».4

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и интересами.

Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.5

«Народ  Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления».6 В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная  демократия — осуществление народом  власти через выборных полномочных  представителей, которые принимают  решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное  представительство — важнейшее  средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная  демократия — форма непосредственного  волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы»7.

Согласно  Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» референдум — это всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения.

Референдум  проводится на основе всеобщего равного  прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при  тайном голосовании.

Граждане  Российской Федерации имеют право  участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Граждане  Российской Федерации участвуют  в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

Участие гражданина Российской Федерации в  референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие. На гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.8

Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции  РФ, ограничивать, отменять или умалять  общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для  вынесения на референдум разные, в  том числе альтернативные, вопросы.

Принятие федеральным органом  государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу.

Принятие федеральным органом  государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с международным договором Российской Федерации подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.

Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией РФ, международным договором Российской Федерации, является обязательным.

Федеральный конституционный закон  «О референдуме Российской Федерации» (ст. 7) предусматривает ряд обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума.

Инициатива проведения референдума  не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться  в условиях военного или чрезвычайного  положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах  и в порядке, предусмотренных  федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в случае введения в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом. Референдум, инициатива проведения которого была выдвинута в установленном Федеральным конституционным законом порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

Инициатива проведения референдума  принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам  граждан Российской Федерации,  имеющим право на участие в  референдуме, — при условии,  что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тыс. из них;

2) Конституционному Собранию —  в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;

3) федеральным органам государственной  власти — в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Инициатива проведения референдума, принадлежащая гражданам Российской Федерации, не может быть выдвинута  в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

При принятии Конституционным Собранием  решения о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ, назначение, подготовка и проведение всенародного голосования осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135 Конституции РФ.

Инициатива проведения референдума  принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам  граждан Российской Федерации,  имеющим право на участие в  референдуме, — при условии,  что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тыс. из них;

2) Конституционному Собранию —  в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;

3) федеральным органам государственной  власти — в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т. д.

Под выборами понимается участие граждан  в осуществлении власти народа посредством  выделения из своей среды путем  голосования представителей для  выполнения в государственных органах  или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах9.

Главное в выборах — то, что  они являются формой осуществления  гражданами принадлежащей им власти и осуществляют прямое волеизъявление, выдвигают из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Этому в полной мере соответствует  правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное  избирательное право, предоставляется  гражданам конкретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право — это право гражданина, а не просто человека.

Выборы государственных органов  и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Информация о работе Основы конституционного строя России