Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:37, реферат
Гражданство в Зарубежных странах- актуальный вопрос в современном мире. Особенно он интересен в демократическом государстве. Для того, чтобы понять и разобрать проблему гражданства,необходимо сначала уяснить сущность понятия термина гражданства. Под гражданством понимается политико-правовая связь государства и личности, в соответствии с которой у каждой из этих сторон появляются разнообразные права и обязанности
К новым трудовым
правам следует отнести также
защиту от безработицы (ч- 3 ст. 37 Конституции
РФ, ст. 29 Конституции Киргизской Республики,
ч. 5 ст. 48 Конституции Болгарии); право
на минимальное трудовое вознаграждение
не ниже прожиточного минимума (ч. 5 ст.
48 Конституции Болгарии 1991 г.).
Значительно реже в
постсоциалистических конституциях можно
найти право на защиту от произвольного
увольнения и дискриминации в трудовых
отношениях (п. «Б» ст. 36 Конституции Словакии
1992 г., ст. 49 Конституции Словении 1991 г.).
Практически во всех
постсоциалистичсских конституциях присутствует
положение о запрете принудительного
труда (ст. 41 Конституции Беларуси, ч.
IV,V ст. 35 Конституции Азербайджана).
Социальные права
в современном мире обычно на конституционном
уровне охватывают:
- право на социальное
обеспечение по старости, нетрудоспособности,
болезни, потере кормильца, и
в ряде случаев по безработице;
- право на квалифицированную
медицинскую помощь;
- право на образование.
Все эти права
сполна отражены во всех без исключения
постсоциалистических конституциях.
Культурные права
сформулированы во всех новейших конституциях
(где они есть) одинаково и трактуются
чаще всего, как право пользоваться
всеми достижениями культуры и право на
свободу художественного творчества (ст.
43 Конституции Словакии 1992 г.). Иногда в
новейших конституциях можно встретить
особые нормы о культурных правах национальных
меньшинств (ст. 64 Конституции Словакии)
1992 г.
Экологические права
являются новым словом в конституционализме.
Осознание их конституционной значимости
стало приходить только в конце
70-х годов, в эпоху тяжелых экономических
кризисов и катастроф. Эти права включают,
как правило, право на здоровую окружающую
среду и на возмещение ущерба, причиненного
экологическими правонарушениями (ст.
42 Конституции РФ 1993 г., ст. 16 Конституции
Монголии 1992 г., ст. 55 Конституции Болгарии
1991 г. и т. д.).
Таким образом, можно
сказать, что институты гражданства,
основных прав и свобод человека и
гражданина не являются застывшей конструкцией,
они находятся в процессе эволюции. В зависимости
от степени развития демократии в той
или иной стране их закрепление в нормативно-правовых
актах различно по объему и содержанию,
но ни одно из цивилизованных государств
не может обойти молчанием права и свободы
человека и их гарантии в своих законах.
Глава 2. Принципы правового
положения и конституционные
гарантии прав и свобод
2.1. Принципы правового
положения личности в
Под основными принципами
правового положения личности понимаются
выраженные в юридической форме
основополагающие политико-правовые идеи,
которые в наиболее общем виде
определяют характер взаимоотношении
государства и отдельных лиц,
служат руководящими началами как при
осуществлении субъективных прав и
обязанностей каждого лица, так и при
реализации его охраняемых законом интересов,
не опосредованных этими правами и обязанностями.
В число основных принципов правового
положения входят равноправие граждан,
различие объемов прав и обязанностей
лиц, проживающих в данной стране, в зависимости
от их государственной принадлежности,
сочетание общественных и индивидуальных
интересов, единство прав и обязанностей,
гарантированность прав и свобод.
Равноправие граждан
провозглашалось как один из важнейших
принципов правового положения
человека. В том или ином виде
этот принцип закреплен практически
во всех современных конституциях,
содержащих постановления о правовом
положении граждан.
Юридическое содержание
этого принципа заключается в
признании равенства всех граждан
перед законом и судом. Все
граждане должны быть наделены одинаковыми
правами, в равной степени отвечать
перед законом за совершенные
правонарушения.
Равноправие означает
равенство всех граждан перед
законом, но не тождество самих граждан.
Равноправие не устраняет различий
между отдельными гражданами, в чем
проявляется их индивидуальность, а
устанавливает единую мерку для
отличающихся друг от друга лиц. Равноправие
подразумевает не только то, что
гражданину принадлежит такой же
объем прав, как и любому другому
гражданину, но и то, что объем
обязанностей всех граждан одинаков.
Равноправие граждан
независимо от национальности и расы,
как правило, проявляется в доступе
в соответствии со своими заслугами
и способностями к любым
Большое значение имеет
равноправие женщин и мужчин во всех
областях хозяйственной, политической,
культурной жизни. Осуществление подлинного
равноправия женщин и мужчин возможно
лишь на основе специальных законодательно
зафиксированных гарантий: государственной
охраны интересов матери и ребенка, заботы
о состоянии их здоровья, предоставления
женщине при беременности и после родов
отпусков с сохранением содержания и т.
п. Данные гарантии не являются особыми
привилегиями для женщин, а необходимы
для обеспечения действительного равноправия
в связи с особенностями женского организма
и выполнением женщинами функций в обществе.
В 1979 г. была принята
Конвенция ООН «О ликвидации всех
форм дискриминации в отношении
женщин».
В международно-правовых
документах наряду с обеспечением равноправия
мужчин и женщин в целом специальное
внимание уделяется и гарантиям
женщин в отношении отдельных групп прав.
В частности, была принята Конвенция ООН
«О политических правах женщин» в 1954 г.
Равноправие женщин
и мужчин сегодня признается почти
во всех странах.
Равноправие граждан
независимо от отношения к религии
также является важной гарантией
равноправия. В настоящее время
равные права и обязанности за
гражданами независимо от того, являются
ли они верующими или нет, и от того,
какую религию они исповедуют, закреплены
в большинстве стран.
Кроме того, законодательство
большинства государств закрепляет
равноправие граждан независимо
от социального происхождения и
положения, материального положения,
образования и профессии.
Принцип равноправия
не означает, что все лица, находящиеся
на территории данной страны, имеют
одинаковый статус. В любой стране
встречаются три основные категории
лиц, чей статус различается.
Во-первых, это - граждане
(подданные) данной страны, во-вторых, лица
без гражданства (апатриды), в-третьих,
иностранцы.
Вторым принципом
правового положения личности является
сочетание общественных и индивидуальных
интересов. Практически во всех современных
конституциях, а также в законодательстве
можно найти отражение сочетания общественных
и индивидуальных интересов. Это выражается
в закреплении обязанностей как со стороны
государства в отношении отдельных лиц,
так и со стороны отдельных лиц в отношении
государства и других лиц. Законодательно
устанавливаются рамки использования
прав и свобод. Ни одно право или свобода
не могут использоваться таким образом,
что это приведет к нарушению прав и свобод
других лиц, к подрыву общественного порядка,
к политической дестабилизации и т. д[6].
В связи с сочетанием
общественных и личных интересов
надо остановиться на так называемых
коллективных и индивидуальных правах.
Часто возникает вопрос об их взаимосвязи,
о том, какое право и при
каких обстоятельствах имеет приоритет.
В современных условиях
индивидуальные права являются первичными,
а коллективные права представляют
собой, по сути, особую форму реализации
некоторых индивидуальных прав. То
есть существуют такие индивидуальные
права, реализовать которые каждый
человек может только в совместной
деятельности с другими. Например, права
национальных меньшинств вытекают из
права каждого человека на определенную
национальную принадлежность, из его права
сохранять и развивать родной язык, свою
культурную самобытность и т. п. Право
на объединение (которым обладает каждый
человек) может быть реализовано, если
есть несколько человек, готовых объединиться
друг с другом.
Следующим принципом
является единство прав и обязанностей.
Данный принцип тесно связан с
предыдущим. Именно необходимость сочетания
общественных и индивидуальных интересов
требует установления единства прав
и обязанностей. Формула «нет прав без
обязанностей» получила международное
признание. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации
прав человека 1948 г. указывается, что «каждый
человек имеет обязанности перед обществом,
в котором только и возможно свободное
и полное развитие его личности». В большинстве
новейших конституций закрепляются не
только права и свободы, но и обязанности
граждан, хотя регламентация прав и свобод
полнее и детальнее, а перечень их более
обширен, чем перечень обязанностей.
Расширение прав
с неизбежностью влечет за собой
повышение ответственности и
увеличение обязанностей для носителей
этих прав. Так, демократизация общества
заключается не только в предоставлении
больших прав гражданам, но и в
повышении требовательности к их
действиям по реализации этих прав,
поскольку такие действия имеют
серьезные последствия для
2.2. Конституционные
гарантии прав и свобод
человека и гражданина
В конституции США
статьи, разделы, поправки не имеют
наименований и права закрепляются
беспорядочно, не по группам прав.
Конституция Французской
республики не статьи содержат разделы
(как в конституции США), а статьи
включены в разделы, которые имеют
свое наименование. Это позволяет
говорить о наличии элементов
логики, структурной четкости конституции
Франции, что имеет немаловажную роль
в понимании, толковании норм права.
В Декларации прав человека
и гражданина 1789 г. и в Преамбуле
Конституции Франции 1946 права личности
закреплены, как можно предположить,
по степени важности для законодателя.
Конституция Италии
в этом отношении является наиболее
четкой, структурированной. Конституция
состоит из частей, разделов, статей.
Свое наименование имеют и главы
и разделы. Часть I "Права и обязанности
граждан" содержит IV раздела, названия
которых указывают на содержащиеся
в них группы прав - раздельно
закреплены гражданские, этико-социальные,
экономические и политические права.
Что касается характера
закрепленных прав и свобод в конституции
США они относятся лишь к политическим
и личным, среди них почти нет
социально-экономических прав и
свобод.
Конституция же Италии
содержит развернутый перечень социально-экономических
прав и свобод.
Наивысший юридический
уровень конституционно-
Центральное место
во всей системе защиты конституционных
прав конституции англосаксонской
правовой семьи отводят судебной
власти. Полный судебный контроль над
законностью арестов и содержанием под
стражей до суда является главной гарантией
личной свободы и неприкосновенности.
Вообще, процедура Habeas corpus является сердцевиной
англосаксонского конституционализма.
Только судебным решением возможно отчуждение
частной собственности для общественных
нужд, только суд дает право на вторжение
в жилище, изъятие бумаг, на нарушение
в интересах охраны общественного порядка
сообщений и т. д.
Все новейшие конституции
содержат также указания на конкретные
суды, уполномоченные защищать права
и свободы человека. Неизменно
очерчиваются также пределы приостановления
и ограничения основных прав и
свобод в случае объявления чрезвычайного
или военного положения. При этом расширяются
полномочия полиции, которая может более
широко производить обыски и аресты: запрещаются
митинги и демонстрации. Институт чрезвычайного
положения закреплен во многих новейших
конституциях. Например, в Конституции
Испании 1978 г. говорится (п. 2 ст. 55) о приостановлении
нормы о сроке предварительного задержания
(в обычное время - максимум 72 ч) в случае,
когда речь идет о борьбе с терроризмом.
В этом же случае может быть приостановлено
право на неприкосновенность жилища, тайны
почтовых, телеграфных и телефонных сообщений[7].
Высокий уровень
конституционно-правовой защиты основных
прав и свобод человека демонстрируют
конституции