Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:37, реферат
Гражданство в Зарубежных странах- актуальный вопрос в современном мире. Особенно он интересен в демократическом государстве. Для того, чтобы понять и разобрать проблему гражданства,необходимо сначала уяснить сущность понятия термина гражданства. Под гражданством понимается политико-правовая связь государства и личности, в соответствии с которой у каждой из этих сторон появляются разнообразные права и обязанности
Сторонники конституционного провозглашения социально-экономических прав делают упор на то, что Конституция является не только юридическим, но и нравственным, идеологическим документом, а значит открытым для норм-принципов и норм-целей, которые необязательно должны иметь судебную защиту. Противники включения этих групп прав в тексты основных законов приводят ряд доводов, среди которых и необходимость соблюдения «юридической чистоты» конституции, несовместимой с наличием в них расплывчатых и заведомо невыполнимых норм, и необходимость «деидеологизации» основных законов, и опасность развязывания государству рук для широкого вмешательства в экономические процессы. Наиболее широко социально-экономические, культурные и экологические права оказались представлены в новейших латиноамериканских конституциях (Бразилии 1988 г., Никарагуа 1987 г., Колумбии 1991 г.
, Перу 1993 г.), а также
и в бывших странах
К первым относятся право собственности, в том числе частной, право наследования, право заниматься экономической деятельностью. В последнее время эти права не претерпели каких-либо заметных изменений. Вторая группа: трудовые права претерпевают значительные изменения. Если взять содержание этих прав в социалистических конституциях, то трудовые права включали в себя: - право на труд как гарантированную возможность получения работы от государства; - право на выбор профессии; - право на безопасные и здоровые условия труда; - право на отдых в виде ограничения рабочей недели и ограничения рабочего дня, гарантированное предоставление выходных дней и отпусков; - право на профессиональные организации (не всегда). На смену этому перечню в социалистических конституциях в постсоциалистических странах пришла их либеральная интерпретация.
Право на труд почти повсеместно заменено «свободой труда», т. е. правом свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ст.
16 Конституции Киргизской Республики 1993 г., ст. 29 Конституции Эстонии 1992 г.). Если в отдельных случаях буквальное выражение «право на труд» и встречается в новейших постсоциалистических конституциях, то следующие за ним положения и общий контекст не оставляют сомнения, что под «правом на труд» конституции подразумевают совсем не то, что раньше (ст.
37 Конституции Узбекистана 1992 г., ст. 70 Конституции Венгрии в редакции 1989 г., ст. 35 Конституции Словакии 1992 г.
). Почти неизменными
остались положения о праве
на безопасные и здоровые
4 ст. 16 Конституции Монголии 1992 г., ст. 31 Конституции Словакии 1992 г. и т. д.). Правда, теперь право на отдых стало излагаться с минимальным раскрытием его содержания. Крайне редко теперь можно встретить в Конституции ограничение продолжительности рабочего дня или недели.
Зато весьма широкое
распространение в
50 Конституции Болгарии 1991 г. и т. д.). К новым трудовым правам следует отнести также защиту от безработицы (ч- 3 ст.
37 Конституции РФ,
ст. 29 Конституции Киргизской Рес
48 Конституции Болгарии 1991 г.). Значительно реже в постсоциалистических конституциях можно найти право на защиту от произвольного увольнения и дискриминации в трудовых отношениях (п. «Б» ст. 36 Конституции Словакии 1992 г.
, ст. 49 Конституции Словении 1991 г.). Практически во всех постсоциалистичсских конституциях присутствует положение о запрете принудительного труда (ст. 41 Конституции Беларуси, ч.
IV,V ст. 35 Конституции Азербайджана). Социальные права в современном мире обычно на конституционном уровне охватывают: - право на социальное обеспечение по старости, нетрудоспособности, болезни, потере кормильца, и в ряде случаев по безработице; - право на квалифицированную медицинскую помощь; - право на образование. Все эти права сполна отражены во всех без исключения постсоциалистических конституциях. Культурные права сформулированы во всех новейших конституциях (где они есть) одинаково и трактуются чаще всего, как право пользоваться всеми достижениями культуры и право на свободу художественного творчества (ст.
43 Конституции Словакии 1992 г.). Иногда в новейших конституциях можно встретить особые нормы о культурных правах национальных меньшинств (ст. 64 Конституции Словакии) 1992 г. Экологические права являются новым словом в конституционализме.
Осознание их конституционной значимости стало приходить только в конце 70-х годов, в эпоху тяжелых экономических кризисов и катастроф. Эти права включают, как правило, право на здоровую окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями (ст. 42 Конституции РФ 1993 г., ст. 16 Конституции Монголии 1992 г.
, ст. 55 Конституции
Болгарии 1991 г. и т. д.). Таким
образом, можно сказать, что
институты гражданства,
В зависимости от степени развития демократии в той или иной стране их закрепление в нормативно-правовых актах различно по объему и содержанию, но ни одно из цивилизованных государств не может обойти молчанием права и свободы человека и их гарантии в своих законах. Глава 2. Принципы правового положения и конституционные гарантии прав и свобод 2.1. Принципы правового положения личности в зарубежных странах Под основными принципами правового положения личности понимаются выраженные в юридической форме основополагающие политико-правовые идеи, которые в наиболее общем виде определяют характер взаимоотношении государства и отдельных лиц, служат руководящими началами как при осуществлении субъективных прав и обязанностей каждого лица, так и при реализации его охраняемых законом интересов, не опосредованных этими правами и обязанностями. В число основных принципов правового положения входят равноправие граждан, различие объемов прав и обязанностей лиц, проживающих в данной стране, в зависимости от их государственной принадлежности, сочетание общественных и индивидуальных интересов, единство прав и обязанностей, гарантированность прав и свобод. Равноправие граждан провозглашалось как один из важнейших принципов правового положения человека. В том или ином виде этот принцип закреплен практически во всех современных конституциях, содержащих постановления о правовом положении граждан.
Юридическое содержание этого принципа заключается в признании равенства всех граждан перед законом и судом. Все граждане должны быть наделены одинаковыми правами, в равной степени отвечать перед законом за совершенные правонарушения. Равноправие означает равенство всех граждан перед законом, но не тождество самих граждан. Равноправие не устраняет различий между отдельными гражданами, в чем проявляется их индивидуальность, а устанавливает единую мерку для отличающихся друг от друга лиц. Равноправие подразумевает не только то, что гражданину принадлежит такой же объем прав, как и любому другому гражданину, но и то, что объем обязанностей всех граждан одинаков.
Равноправие граждан
независимо от национальности и расы,
как правило, проявляется в доступе
в соответствии со своими заслугами
и способностями к любым
Данные гарантии не являются особыми привилегиями для женщин, а необходимы для обеспечения действительного равноправия в связи с особенностямиженского организма и выполнением женщинами функций в обществе. В 1979 г. была принята Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». В международно-правовых документах наряду с обеспечением равноправия мужчин и женщин в целом специальное внимание уделяется и гарантиям женщин в отношении отдельных групп прав. В частности, была принята Конвенция ООН «О политических правах женщин» в 1954 г.
Равноправие женщин и мужчин сегодня признается почти во всех странах. Равноправие граждан независимо от отношения к религии также является важной гарантией равноправия. В настоящее время равные права и обязанности за гражданами независимо от того, являются ли они верующими или нет, и от того, какую религию они исповедуют, закреплены в большинстве стран. Кроме того, законодательство большинства государств закрепляет равноправие граждан независимо от социального происхождения и положения, материального положения, образования и профессии. Принцип равноправия не означает, что все лица, находящиеся на территории данной страны, имеют одинаковый статус.
В любой стране встречаются три основные категории лиц, чей статус различается. Во-первых, это - граждане (подданные) данной страны, во-вторых, лица без гражданства (апатриды), в-третьих, иностранцы. Вторым принципом правового положения личности является сочетание общественных и индивидуальных интересов. Практически во всех современных конституциях, а также в законодательстве можно найти отражение сочетания общественных и индивидуальных интересов. Это выражается в закреплении обязанностей как со стороны государства в отношении отдельных лиц, так и со стороны отдельных лиц в отношении государства и других лиц.
Законодательно
В современных условиях индивидуальные права являются первичными, а коллективные права представляют собой, по сути, особую форму реализации некоторых индивидуальных прав. То есть существуют такие индивидуальные права, реализовать которые каждый человек может только в совместной деятельности с другими. Например, права национальных меньшинств вытекают из права каждого человека на определенную национальную принадлежность, из его права сохранять и развивать родной язык, свою культурную самобытность и т. п. Право на объединение (которым обладает каждый человек) может быть реализовано, если есть несколько человек, готовых объединиться друг с другом.
Следующим принципом является единство прав и обязанностей. Данный принцип тесно связан с предыдущим. Именно необходимость сочетания общественных и индивидуальных интересов требует установления единства прав и обязанностей. Формула «нет прав без обязанностей» получила международное признание. Так, в ст.
29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. указывается, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». В большинстве новейших конституций закрепляются не только права и свободы, но и обязанности граждан, хотя регламентация прав и свобод полнее и детальнее, а перечень их более обширен, чем перечень обязанностей. Расширение прав с неизбежностью влечет за собой повышение ответственности и увеличение обязанностей для носителей этих прав. Так, демократизация общества заключается не только в предоставлении больших прав гражданам, но и в повышении требовательности к их действиям по реализации этих прав, поскольку такие действия имеют серьезные последствия для судьбы страны, да и самих граждан тоже.
2.2. Конституционные
гарантии прав и свобод