Гражданство в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:37, реферат

Описание работы

Гражданство в Зарубежных странах- актуальный вопрос в современном мире. Особенно он интересен в демократическом государстве. Для того, чтобы понять и разобрать проблему гражданства,необходимо сначала уяснить сущность понятия термина гражданства. Под гражданством понимается политико-правовая связь государства и личности, в соответствии с которой у каждой из этих сторон появляются разнообразные права и обязанности

Работа содержит 1 файл

гражданство в зарубежных странах.docx

— 80.58 Кб (Скачать)

 

Гражданство несовершеннолетних детей по законодательству ряда стран  соответствует гражданству родителей  и меняется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного  возраста (например, в Болгарии с 14 лет, в Польше с 16 лет) изменение гражданства  родите­лей влечет за собой изменение гражданства детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усыновленный приобретает гражданство усы­новителей. В некоторых странах объем прав граждан различается в зависимости от способа его приобретения. Так, в США президентом страны может быть избрано только лицо, являющееся гражданином по рождению.

 

 Гражданство прекращается  вследствие таких причин, как  отказ от гражданства (выход  из гражданства), утрата гражданства,  лишение гражданства, оптация  другого гражданства, а так­же  по некоторым другим причинам. Отказ от гражданства или выход  из него имеет место по заявлению  заинтересованного гражданина и  с согласия компетентных органов  государства. Основания для отклонения  заявления обычно устанавливаются  законодательно. Утрата гражданства  как особый случай прекращения  гражданства носит автоматический  характер вследствие совершения  лицом определен­ных запрещенных действий, например, поступление на иностранную государственную службу, использование фальшивых документов при приобретении гражданства. В США, например, автоматически (т. е. без обязательного акта волеизъявления лица) гражданство утрачивает лицо, присягнувшее или особым образом заявившее о верности иностранному государству или его политико-территориальному подразделению.

 

Лишение гражданства  является санкцией государства в  отношении лица, допускающего недозволенное  поведение. Обычно такая мера при­меняется только к натурализованным гражданам в течение небольшого срока после натурализации.   1.2.Правовое положение лиц без гражданства (апатридов) и лиц с множественным гражданством Лицами без гражданства являются те, кто не может доказать наличие у них какого-либо гражданства. Правовое положение лиц без гражданст­ва во всех странах приравнивается к правовому положению иностранцев. Государства, как правило, не заинтересованы в проживании на их терри­тории большого числа лиц без гражданства и поэтому создают условия для перехода в гражданство постоянно проживающих на их территориях лиц без гражданства.

 

Наиболее частным  случаем многогражданства является бипатризм, т. с. принадлежность лица к гражданству двух государств, что удостоверяется соответствующими документами. Двойное гражданство в ряде случаев создает для его обладателя определенные сложности, если каждое из государств требует от него выполнения гражданских обязанностей. Следует отличать двойное гражданство от многоуровневого гражданства в федеративных государствах.

 

В федерации союзное  гражданство не может вступить в  противоречие с гражданством субъектов  федерации, поскольку в рамках последнего могут предоставляться лишь дополни­тельные  гарантии, единых для граждан всего  союза прав, и устанавливать­ся некоторые дополнительные права и обязанности, отражающие специфику члена федерации, но которые не должны вступать в противоречие с общефедеральным статусом гражданина. Правовое положение иностранцев. В демократическом государстве иностранцы, которые практически постоянно проживают в данной стране, по своему правовому положению в основном приравниваются к правовому положению граждан данного государства. Но они не обладают политическими правами, не подлежат призыву на военную службу, не могут занимать некоторые должности (например, должность судьи, капитана корабля, командира воздушного судна, полицейского и т. д.

 

). Временно пребывающие  на территории другого государства  иностранцы в большей степени  ограничены в правах (в плане  трудовой деятельности, социального  обеспечения, образования и др.). Особое место среди иностранцев занимают дипломатические и консульские представители. Правовое положение этих лиц урегулировано международными актами, например, Венская конвенция о дипломатиче­ских отношениях 1961 г.

 

Венская конвенция  о представительстве госу­дарств в их отношениях с международными организациями универсаль­ного характера 1975 г. Дипломаты и консульские представители освобож­дены из-под уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Дипломаты пользуются налоговыми и таможен­ными льготами.   1.3. Классификация прав, свобод и обязанностей человека   Начать следует с группы личных прав и свобод. Характерной особенностью группы личных прав и свобод является то, что обладание этими правами непосредственно не зависит от принадлежности человека к гражданству государства.

 

Эти права неотчуждаемы и принадлежат каж­дому человеку по факту рождения. Перечень их наименований, отработанный и обогащенный двумя с лишним веками истории конституционализма, стал универсальным настолько, что не отрицался даже коммунистами. Главным личным правом человека является право на жизнь. Посягательство на жизнь является тягчайшим преступлением. В демократиче­ском государстве это неотъемлемое естественное право человека обеспе­чивается всей совокупностью государственно-правовых и других обще­ственно-политических институтов.

 

Государство должно избегать при проведении внутренней политики внутренних межнациональных  вооруженных конфликтов, бороться с  преступлениями и т. п. Так, в ст. 9 Кон­ституции Киргизской Республики закреплено, что использование вооруженных сил для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается, а пропаганда и разжигание межнациональной розни являются антиконституционными. Ст.

 

18 Конституции Республики  Бела­русь устанавливает, что  Республика Беларусь в своей  внешней политике исходит из  принципов неприменения силы  или угрозы силой и мирного  решения споров. Каждый имеет право на честь и достоинство (ст. 35 Конституции Азербайджана, ст. 17 Конституции Грузии, ст. 28 Конституции Украины и т.

 

д.). Ничто не может  быть основанием для умаления достоинства  человека, каждый имеет право на защиту от посягательства на его честь, доброе имя и достоинство. Всем гарантируется  право на личную свободу и безопасность, что включает в себя право постоянно  проживать в любом месте государственной  территории, свободно перемещаться по данной территории, покидать ее и свободно возвращаться в страну, при соблюдении правил, установленных законом. Право  на личную безопасность предусматривает  свободу от произвольного ареста.

 

Задержание возможно на сроки, прямо установленные в  текстах конституций (например , п.2., ст.17 Конституции Испании 1978 г. устанавливает срок предварительного заключения – максимум 72 часа, после чего задержанный должен быть либо освобожден, либо передан судебным властям). Как правило, в новейших конституциях закрепляется право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Также в новейших конституциях провозглашается право на защиту частной жизни от незаконного вмешательства. Гарантии данного права проявляются в том, что конституции, как правило, запрещают сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его согласия[4].

 

Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных  убеждениях. Верующие вправе совершать  религиозные культы, которые не должны нарушать общественный порядок, мораль, использоваться в политических целях. Никто не должен подвергаться дискриминации  на основе религии или убеждений  со стороны любого государства, учреждений, группы лиц или отдельного лица разрешается  обучение детей религиозному вероучению в свободное от образовательных  школьных занятий время, с согласия родителей и самих детей. В  ряде стран, если религиозным убеждениям человека или его вероучению противоречит несение воинской службы, а также  в иных установленных законом  случаях, допускается замена ее альтернативной гражданской службой (Грузия, Казахстан, Узбекистан). Эта сво­бода может быть ограничена только в случае необходимости охраны об­щественного порядка, здоровья и морали.

 

В свою очередь, осуществле­ние права на свободу совести не должно ограничивать общечеловеческие права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 2 ст. 22 Консти­туции Казахстана). Во многих новейших конституциях провозглашается право свободного передвижения по стране, а также право свободно покидать страну и беспрепятственно возвращаться, за исключением ограничений, установленных законом (ст. 52 Конституции Польши 1997 г.

 

провозглашает: «1. Каждому  обеспечивается свобода передвижения по территории Республики Польша, а  также выбора места жительства и  пребывания. 2. Каждый может свободно покидать территорию Республики Польша. 3. Свободы, о которых говорится в ч. 1 и 2, могут подлежать ограничениям, определенным в законе.»).

 

Из других личных прав следует отметить право на неприкосновенность жилища (ст. 33 Конституции Азербайджана, ст. 29 Конституции Беларуси, ст. 29 Конституции  Молдовы и т. д.

 

). Никто не вправе  войти в жилище гражданина, производить  обыск или досмотр, иначе как  в слу­чае и порядке, предусмотренных законом. Конституция Республики Мол­дова запрещает проникать не только в жилище человека без его согласия, но и в место пребывания лица (в п. 1 ст. 29 установлено: «Жилище и место пребывания неприкосновенны.

 

Никто не может проникать  или находиться в жилище или месте  пребывания лица без его согласия»). Кроме вышеперечисленных прав и свобод к этой группе можно отне­сти и свободу мысли, слова, убеждений и свободное их выражение (ст. 19 Конституции Грузии, ст. 16 Конституции Киргизстана и т. д.

 

), ко­торая одновременно может быть также отнесена к политическим правам и свободам. Во все новейшие конституции это право включено и счита­ется неотъемлемым для демократических государств. Согласно одной из самых распространенных классификаций прав и свобод по группам, второй группой прав и свобод являются политиче­ские права. Эта группа прав и свобод предоставляет гражданам возмож­ность участвовать в общественной и политической жизни. В новейших конституциях перечень этих прав в основном традиционный, хотя есть и некоторые особенности.

 

Остановимся коротко  на характеристике политических прав и свобод в конституциях последнего времени. Практически во всех современных конституциях закрепляется право граждан на участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 62 Конституции Польши провозглашает: «Польский гражданин имеет право участвовать в референдуме, а также избирать президента Республики, депутатов, се­наторов и представителей в органы территориального самоуправления, если не позднее дня голосования достиг 18 лет»). Во многих новейших конституциях закреплено также право обращаться с индивидуальными и коллективными посланиями (пети­циями). Наличие этого права является гарантией общественно-полити­ческой активности граждан.

 

Часто в формулировках  конституционных положений, посвященных  данному праву, содержится и конституцион­ная гарантия, которая выражается в обязанностях государственных ор­ганов и органов местного самоуправления (например, в ст. 40 Конститу­ции Украины закреплено: «Все имеют право направлять индивиду­альные или коллективные письменные обращения либо лично обра­щаться в органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления и к должностным или служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установ­ленный законом срок»). Во всех демократических государствах граждане имеют право на объ­единение. Граждане имеют право объединяться в политические партии, профессиональные союзы, участвовать в массовых народных движениях и т. п.

 

В конституциях некоторых  государств оговорено, что военнослу­жащие, работники органов национальной безопасности, правоохрани­тельных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональ­ных союзах, выступать в поддержку какой-либо партии (ч. 2 ст. 23 Кон­ституции Казахстана). Из политических прав самым важным, конечно, является право изби­рать и быть избранным. Как правило, в новейших конституциях актив­ное избирательное право предоставляется гражданам с 18 лет; часто это право провозглашается обязательным (например, в Бразилии в факульта­тивном порядке могут голосовать лишь лица старше 70 лет, молодежь от 16 до 18 лет и неграмотные). Пассивное избирательное право наступает с более зрелого возраста. Из политических прав, помимо избирательных, следует отметить право собираться мирно и без оружия (ст. 40 Конституции Молдовы, ст.

 

35 Конституции Узбекистана  и т. д.). В большинстве современных конституций принят разрешительный порядок этого права. Собрания должны проводиться только мирно, без какого бы то ни бы­ло оружия, с обеспечением охраны их участников и окружающей среды, без нарушения нормальной эксплуатации дорог общественного пользова­ния, транспортного движения, функционирования предприятий, учреж­дений и организаций, без перехода к насильственным действиям, ставя­щим под угрозу общественный порядок, жизнь людей, а также сохран­ность их имущества.

 

Собрания на площадях, в парках и других местах массового  скопления населения регулируются в соответствии с общими распоряжениями полиции. Органы государственной власти могут приостанавливать или запрещать  проведение этих мероприятий только по обоснованным соображениям безопасности. Не допускается проведение собраний в помещениях органов публичной  власти и местного самоуправления, прокуратуры, судов, на предприятиях, в  учреждениях, организациях со специальным  режимом безопасности труда либо с вооруженной охраной. Ситуация с социальными, экономическими, культурными  правами в новейших конституциях практически противоположная, чем  ситуация с гражданскими правами. В  отличие от гражданских и политических прав вопрос о необходимости и  целесообразности конституционного закрепления социально-экономических и культурных прав является в современном конституционализме предметом научно-теоретических и политических споров.

Информация о работе Гражданство в зарубежных странах