Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:37, реферат
Гражданство в Зарубежных странах- актуальный вопрос в современном мире. Особенно он интересен в демократическом государстве. Для того, чтобы понять и разобрать проблему гражданства,необходимо сначала уяснить сущность понятия термина гражданства. Под гражданством понимается политико-правовая связь государства и личности, в соответствии с которой у каждой из этих сторон появляются разнообразные права и обязанности
1.3. Классификация
прав, свобод и обязанностей человека
Начать следует
с группы личных прав и свобод. Характерной
особенностью группы личных прав и
свобод является то, что обладание
этими правами непосредственно
не зависит от принадлежности человека
к гражданству государства. Эти
права неотчуждаемы и принадлежат
каждому человеку по факту рождения.
Перечень их наименований,
отработанный и обогащенный двумя
с лишним веками истории конституционализма,
стал универсальным настолько, что
не отрицался даже коммунистами.
Главным личным правом
человека является право на жизнь. Посягательство
на жизнь является тягчайшим преступлением.
В демократическом государстве это
неотъемлемое естественное право человека
обеспечивается всей совокупностью государственно-правовых
и других общественно-политических институтов.
Государство должно избегать при проведении
внутренней политики внутренних межнациональных
вооруженных конфликтов, бороться с преступлениями
и т. п. Так, в ст. 9 Конституции Киргизской
Республики закреплено, что использование
вооруженных сил для решения внутригосударственных
политических вопросов запрещается, а
пропаганда и разжигание межнациональной
розни являются антиконституционными.
Ст. 18 Конституции Республики Беларусь
устанавливает, что Республика Беларусь
в своей внешней политике исходит из принципов
неприменения силы или угрозы силой и
мирного решения споров.
Каждый имеет право
на честь и достоинство (ст. 35 Конституции
Азербайджана, ст. 17 Конституции Грузии,
ст. 28 Конституции Украины и т.
д.). Ничто не может быть основанием
для умаления достоинства человека,
каждый имеет право на защиту от
посягательства на его честь, доброе
имя и достоинство. Всем гарантируется
право на личную свободу и безопасность,
что включает в себя право постоянно
проживать в любом месте
Как правило, в новейших
конституциях закрепляется право на
тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Также в новейших конституциях провозглашается
право на защиту частной жизни
от незаконного вмешательства. Гарантии
данного права проявляются в
том, что конституции, как правило,
запрещают сбор, хранение, использование
и распространение информации о
частной жизни человека без его
согласия[4].
Никто не обязан заявлять
о своих религиозных или
Во многих новейших
конституциях провозглашается право
свободного передвижения по стране, а
также право свободно покидать страну
и беспрепятственно возвращаться, за
исключением ограничений, установленных
законом (ст. 52 Конституции Польши 1997
г. провозглашает:
«1. Каждому обеспечивается
свобода передвижения по территории
Республики Польша, а также выбора
места жительства и пребывания.
2. Каждый может
свободно покидать территорию
Республики Польша.
3. Свободы, о которых
говорится в ч. 1 и 2, могут подлежать ограничениям,
определенным в законе.»).
Из других личных
прав следует отметить право на неприкосновенность
жилища (ст. 33 Конституции Азербайджана,
ст. 29 Конституции Беларуси, ст. 29 Конституции
Молдовы и т. д.). Никто не вправе
войти в жилище гражданина, производить
обыск или досмотр, иначе как
в случае и порядке, предусмотренных
законом. Конституция Республики Молдова
запрещает проникать не только в жилище
человека без его согласия, но и в место
пребывания лица (в п. 1 ст. 29 установлено:
«Жилище и место пребывания неприкосновенны.
Никто не может проникать или находиться
в жилище или месте пребывания лица без
его согласия»).
Кроме вышеперечисленных
прав и свобод к этой группе можно
отнести и свободу мысли, слова, убеждений
и свободное их выражение (ст. 19 Конституции
Грузии, ст. 16 Конституции Киргизстана
и т. д.), которая одновременно может быть
также отнесена к политическим правам
и свободам. Во все новейшие конституции
это право включено и считается неотъемлемым
для демократических государств.
Согласно одной
из самых распространенных классификаций
прав и свобод по группам, второй группой
прав и свобод являются политические
права. Эта группа прав и свобод предоставляет
гражданам возможность участвовать в
общественной и политической жизни.
В новейших конституциях
перечень этих прав в основном традиционный,
хотя есть и некоторые особенности.
Остановимся коротко на характеристике
политических прав и свобод в конституциях
последнего времени.
Практически во всех
современных конституциях закрепляется
право граждан на участие в
управлении делами общества и государства
как непосредственно, так и через
своих представителей (ст. 62 Конституции
Польши провозглашает: «Польский гражданин
имеет право участвовать в референдуме,
а также избирать президента Республики,
депутатов, сенаторов и представителей
в органы территориального самоуправления,
если не позднее дня голосования достиг
18 лет»).
Во многих новейших
конституциях закреплено также право
обращаться с индивидуальными и
коллективными посланиями (петициями).
Наличие этого права является гарантией
общественно-политической активности
граждан. Часто в формулировках конституционных
положений, посвященных данному праву,
содержится и конституционная гарантия,
которая выражается в обязанностях государственных
органов и органов местного самоуправления
(например, в ст. 40 Конституции Украины
закреплено: «Все имеют право направлять
индивидуальные или коллективные письменные
обращения либо лично обращаться в органы
государственной власти, органы местного
самоуправления и к должностным или служебным
лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть
обращение и дать обоснованный ответ в
установленный законом срок»).
Во всех демократических
государствах граждане имеют право
на объединение. Граждане имеют право
объединяться в политические партии, профессиональные
союзы, участвовать в массовых народных
движениях и т. п. В конституциях некоторых
государств оговорено, что военнослужащие,
работники органов национальной безопасности,
правоохранительных органов и судьи
не должны состоять в партиях, профессиональных
союзах, выступать в поддержку какой-либо
партии (ч. 2 ст. 23 Конституции Казахстана).
Из политических
прав самым важным, конечно, является
право избирать и быть избранным. Как
правило, в новейших конституциях активное
избирательное право предоставляется
гражданам с 18 лет; часто это право провозглашается
обязательным (например, в Бразилии в факультативном
порядке могут голосовать лишь лица старше
70 лет, молодежь от 16 до 18 лет и неграмотные).
Пассивное избирательное право наступает
с более зрелого возраста.
Из политических
прав, помимо избирательных, следует
отметить право собираться мирно
и без оружия (ст. 40 Конституции
Молдовы, ст. 35 Конституции Узбекистана
и т. д.). В большинстве современных конституций
принят разрешительный порядок этого
права.
Собрания должны
проводиться только мирно, без какого
бы то ни было оружия, с обеспечением
охраны их участников и окружающей среды,
без нарушения нормальной эксплуатации
дорог общественного пользования, транспортного
движения, функционирования предприятий,
учреждений и организаций, без перехода
к насильственным действиям, ставящим
под угрозу общественный порядок, жизнь
людей, а также сохранность их имущества.
Собрания на площадях, в парках и других
местах массового скопления населения
регулируются в соответствии с общими
распоряжениями полиции. Органы государственной
власти могут приостанавливать или запрещать
проведение этих мероприятий только по
обоснованным соображениям безопасности.
Не допускается проведение собраний в
помещениях органов публичной власти
и местного самоуправления, прокуратуры,
судов, на предприятиях, в учреждениях,
организациях со специальным режимом
безопасности труда либо с вооруженной
охраной.
Ситуация с социальными,
экономическими, культурными правами
в новейших конституциях практически
противоположная, чем ситуация с
гражданскими правами.
В отличие от гражданских
и политических прав вопрос о необходимости
и целесообразности конституционного
закрепления социально-экономических
и культурных прав является в современном
конституционализме предметом научно-теоретических
и политических споров. Сторонники конституционного
провозглашения социально-экономических
прав делают упор на то, что Конституция
является не только юридическим, но и
нравственным, идеологическим документом,
а значит открытым для норм-принципов
и норм-целей, которые необязательно должны
иметь судебную защиту.
Противники включения
этих групп прав в тексты основных
законов приводят ряд доводов, среди
которых и необходимость соблюдения
«юридической чистоты» конституции, несовместимой
с наличием в них расплывчатых и заведомо
невыполнимых норм, и необходимость «деидеологизации»
основных законов, и опасность развязывания
государству рук для широкого вмешательства
в экономические процессы.
Наиболее широко
социально-экономические, культурные
и экологические права оказались представлены
в новейших латиноамериканских конституциях
(Бразилии 1988 г., Никарагуа 1987 г., Колумбии
1991 г., Перу 1993 г.), а также и в бывших странах
социалистической ориентации.
Закрепление прав граждан
в основных законах[5]. В отдельных
же новейших конституциях англосаксонской
правовой семьи этим правам вообще
не уделяется почти никакого внимания.
В группу «позитивных»
прав на современном этапе можно
включить следующие: экономические, трудовые,
социальные, культурные, экологические.
К первым относятся
право собственности, в том числе
частной, право наследования, право заниматься
экономической деятельностью. В последнее
время эти права не претерпели каких-либо
заметных изменений.
Вторая группа: трудовые
права претерпевают значительные изменения.
Если взять содержание этих прав в социалистических
конституциях, то трудовые права включали
в себя:
- право на труд
как гарантированную
- право на выбор
профессии;
- право на безопасные
и здоровые условия труда;
- право на отдых
в виде ограничения рабочей
недели и ограничения рабочего
дня, гарантированное
- право на профессиональные
организации (не всегда).
На смену этому
перечню в социалистических конституциях
в постсоциалистических странах пришла
их либеральная интерпретация. Право на
труд почти повсеместно заменено «свободой
труда», т. е. правом свободно распоряжаться
своими способностями к труду (ст. 37 Конституции
РФ 1993 г., ст. 16 Конституции Киргизской
Республики 1993 г., ст. 29 Конституции Эстонии
1992 г.). Если в отдельных случаях буквальное
выражение «право на труд» и встречается
в новейших постсоциалистических конституциях,
то следующие за ним положения и общий
контекст не оставляют сомнения, что под
«правом на труд» конституции подразумевают
совсем не то, что раньше (ст. 37 Конституции
Узбекистана 1992 г., ст. 70 Конституции Венгрии
в редакции 1989 г., ст. 35 Конституции Словакии
1992 г.).
Почти неизменными
остались положения о праве на
безопасные и здоровые условия труда,
их можно найти практически в
любой новейшей