Государство и право в древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:40, реферат

Описание работы

Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место.

Содержание

Вступительная часть
1. Государственный и общественный строй в Древних Афинах
2. Государственный и общественный строй в Древней Спарте
3. Общая характеристика права Древней Греции
Заключительная часть (подведение итогов)

Работа содержит 1 файл

Древняя Греция.docx

— 74.49 Кб (Скачать)

     Другим  родом важных преступлений были преступления против полиса - т.е. антиобщественные, или антигосударственные. В этом ряду были внесение изначально противоречащих законам предложений в народное собрание или булэ, уклонение от уплаты воинского налога или отправления  натуральных повинностей, нарушение  воинского долга (уклонение от несения  военной службы, трусость, дезертирство, бегство с поля боя), подкуп должностных  лиц или даже всего суда. Особенно тяжкими нарушениями долга гражданина и магистрата расценивались воровство общественной казны или «бесчестное управление государственными делами», в том числе неисполнение обязанностей по регулированию рынка, цен и т.п. За эти тяжкие преступления нормальным считалось применение смертной казни; наиболее типичным наказанием за антиобщественные деяния было изгнание.

     Стремление  всемерно охранить родовой и общественный уклад вывело на важное место преступления против семьи и брака. Наиболее общим  здесь могло быть обвинение в  несоблюдении брачных законов (брак афинян с чужестранкой или чужестранцем, в том числе путем фальсификаций). Прелюбодеяние или даже сокрытие такового также считались преступлением. Следовало соблюдать почтение к  родителям: материальные нарушения  этого (избиение отца, отказ от предоставления родителям средств к существованию) могли стать поводом к обвинению. За преступления против семьи и брака  не применялась только смертная казнь, а наиболее типичными были наказания  атимией, конфискацией всего или  части имущества.

     Едва  ли не самым законодательно разработанным  преступлением было убийство. Правила  его оценки и наказания восходили  еще к установлениям Драконта. Самым показательным моментом было четкое разграничение убийства умышленного  и неумышленного; отдельно оценивалось  случайное убийство (в драке и  т.п.). Умышленное убийство подлежало  суду только ареопага, неясные случаи расследовала гелиэйя. Неумышленное убийство могло быть прощено вследствие примирения с родственниками. За умышленное убийство разрешалось отомстить убийце, либо он отправлялся в изгнание. Не подлежали  ответственности убийства случайные  или признанные закономерными: во время  гимнастических состязаний, или во время сражения, или в порядке  самозащиты.

     Сходный характер имела ответственность  за причинение тяжких телесных повреждений. Нанесение ран в важную часть  тела каралось изгнанием, а в случае неузаконенного возвращения — смертью, т.е. практически не отличалось от оценки убийства. Равным образом причинение увечий неумышленно (в драке, в раздражении, из-за любовницы и т.д.) существенно смягчало ответственность. К ряду смягчающих обстоятельств отнесено было и опьянение. Прочие насильственные действия (безразлично, в отношении ли мужчины, женщины, ребенка или раба) наказывались денежными штрафами. Равно же причинение насилия в ответ на насилие освобождало от ответственности.

     Детализированное  законодательство о краже приписывалось  Солону. Кража священных предметов  или из священных мест квалифицировалась  особо и каралась смертью. Мелкая кража (менее 50 драхм в течение  одного дня — т.е. могло быть и  несколько уж очень мелких) общегородскому суду не подлежала и, видимо, разбиралась  третейскими судами или на уровне демов. За ночную кражу закон разрешал убить вора либо покарать также смертью. Одинаковому наказанию с ворами могли подвергнуться и те, кто  знал о воровстве у частных  лиц, но не донес об этом.

     Оценка  содеянного и, соответственно, назначение наказаний зависели в наибольшей степени от выявленного отношения  преступника к своему деянию. Если преступник сознавался, раскаивался, если преступление не было слишком злонамеренным, то позиция судей, считалось, должна быть смягчена. Упорствующих преступников ждали и более тяжкие наказания  даже по одному и тому же виду преступления. В целом афинское право знало  наказания в виде смертной казни (как правило, выпить яд или подвергнуться  побитию камнями), изгнания из полиса, лишения гражданских прав, заключения в тюрьму, конфискации имущества  и штрафов. Рабов полагалось карать «на теле», т.е. либо тюрьмой, либо бичеванием. Наказание, по общему подходу, должно преследовать цели не столько возмездия за уже  свершенное, сколько предотвращения будущих преступлений, и потому наибольшее внимание предполагалось уделять личности преступника. Поэтому и здесь  — как и во многих иных правовых сферах — четкость закона (во многом отсутствовавшая реально) отступала перед морально-правовой оценкой.

     Закон и право

     Особенности содержания афинских законов, их сосредоточенность  на своего рода общинно-полисных ценностях  имели своим основанием особое, неполитическое общее понимание закона и права. Закон служит не государственной  власти, а выражает нравственно-обязательный порядок — в этом его содержание, в этом и предназначение.

     Право могло быть двух родов, согласно общегреческому представлению. Как широкое понятие  — Themis — это воплощение воли богов; оно именно присутствует в природе, пронизывает собою угодный богам  общественный порядок. Такому понятию  должны соответствовать между собою  отношения между народами, между  разными слоями населения в полисе, отношения между властвующими и  подвластными, отношения в роде и  семье. Как более конкретное понятие  — Dike — это и собственно юридическая  норма, и вместе с тем моральное  предписание о добродетели. Чисто  юридического представления о законах, о праве в Древней Элладе не существовало: право и законы одновременно обозначали и справедливость с точки  зрения религиозной и полисной морали.

     Юридическое предписание, закон — только приложение требований всемирного порядка. Выражены эти предписания могут быть в  нескольких видах. Первый — ретра  — взаимное обещание, например, законодателя и народа, двух родов по отношению  друг к другу, двух народов; этот закон  имеет фундаментальное значение и не может быть ни отменен, ни переменен. Второй — themos — глобальное правило, установление какого-то определенного  свойства (о браке, о государстве, о значении какого-то лица); такой  смысл имели большинство конкретных предписаний, установленных Драконтом  или Солоном. Третий — псефисма —  индивидуальное решение, клятва, законодательный  акт, принятый органами полисного народовластия. Главная задача этого вида — регламентация  деятельности магистратов, чтобы они не нарушали прав граждан. Однако преклонения перед законами, безусловного предпочтения их другим формам права в греческом правосознании не было: закон — только один из путей к наилучшему порядку и не всегда самый совершенный.

 

     

     Заключение 

     Первые  на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья  во II-I тыс. до н.э. Они, в первую очередь  цивилизации Древней Греции и  Древнего Рима, положили начало всей государственной  и правовой истории Европы, передав  традиции своей политической и правовой куль туры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного  мира.

     Античное  общество и античная государственность  представляли новый, сравнительно с  Древним Востоком, этап общей человеческой истории. Их новизна была связана  с глубокими особенностями общественно-юридического быта и всего социально-культурного  уклада европейских народов. Античное общество, по крайней мере в период своего расцвета, было обществом выраженной индивидуальной собственности и  рабовладельческого уклада хозяйства.

     Античное  общество и античные цивилизации  сложились на берегах Средиземного моря, которое в первые века особенно стимулировало экономические усилия народов, их связи с другими землями. Подобно тому как древневосточные  общества были цивилизациями великих  рек, античный мир был морской  цивилизацией, с раннего времени  связанной военно-торговыми отношениями. Значительно более развитыми  здесь были денежное хозяйство и  финансовые связи. Большую роль в  созидании государственности античного  мира сыграли финансовые системы  и военная политика.

     Античные  государства почти с самого начала своего образования стали стремиться выйти за пределы первоначальных областей обитания основавших их народов. Развитие государственных форм, здесь  проходило на фоне колонизации —  поначалу военно-торговой, затем чисто  завоевательной — других областей Европы, Африки, Малой Азии. Имперская  политика составляла существенный фактор деятельности властей. В результате крупнейшие античные государства развились в значительные империи — в период своего исторического заката поистине мирового масштаба (империя Александра Македонского, Римская империя). Здесь были впервые в мировой истории выработаны административные и правовые формы взаимоотношения метрополии и колоний, принципы управления территориями в масштабе континентов.

     Благодаря особенностям социальных отношений  своего времени античное государство  составило особый тип государственности, более высокий, чем древневосточное. Это государство в главном  было построено на принципах народовластия  и гражданской свободы, соединенных  с особым общинно-полисным политическим строем. Оставаясь государственностью избранных, античный полис предоставил  истории пример более высокой  степени вовлеченности граждан  в политическую и правовую систему, чем это было на Древнем Востоке.

     В своем становлении и развитии античная государственность прошла некоторые исторические этапы. Формирование государства происходило в форме  примитивных монархий или олигархически-родового строя, в котором плановые отношения  объединялись с преимуществами крупной  земельной собственности. Расцвет  античной государственности принес с собой народовластие в форме  демократической республики или  особой монархии. Венцом исторического  движения античной государственности  стало оформление особой полувоенной  бюрократической монархии, которая  станет образцом политических форм большинства  европейских и азиатских народов  в последующей истории.

     В античную эпоху условный центр мировой  истории переместился в Европу. Она  стала в экономическом, социальном и культурном отношении более  развитой, чем остальной мир. Здесь  стали вырабатываться политические и юридические формы, определяющие мировое развитие, в том числе  и путем прямого культурного  и политического влияния. Особая роль принадлежит здесь системе  римского права. Оно стало основой  для последующего становления и развития большинства систем мирового правового уклада, оказало воздействие на формирование первых правовых принципов международных взаимоотношений, вообще всего современного юридического мышления.

 

     

     Список  использованной литературы 

  1. *Всеобщая история государства и права. / Под ред. К.И. Батыр. – М., 1995
  2. *Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М., 2000.
  3. *Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Т.1, Т. 2. – М., 2001.
  4. *История государства и права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Ильинский. – М., 2003.
  5. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / С.А. Шатилова. – М., 2004.
  6. *История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / А.И. Косарев. – М., 2002.
  7. *История государства и права зарубежных стран: учебное наглядное пособие под общей ред. В.П. Сальникова. – М., 2004.
  8. *Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2 т. Т.1. – М., 2005

 

      Литература:  

     Основная 

  1. *Всеобщая история государства и права. / Под ред. К.И. Батыр. – М., 1995
  2. *Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М., 2000.
  3. *Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Т.1, Т. 2. – М., 2001.
  4. *История государства и права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Ильинский. – М., 2003.
  5. * История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / С.А. Шатилова. – М., 2004.
 

     Дополнительная 

  1. *Античная демократия в свидетельствах современников/ Сост. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. - М., 1996.
  2. **Геродот История. – М., 1993.
  3. *История государства и права зарубежных стран: учебное наглядное пособие под общей ред. В.П. Сальникова. – М., 2004.
  4. *История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / А.И. Косарев. – М., 2002.
  5. *Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 2001.

Информация о работе Государство и право в древней Греции