Государство и право в древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:40, реферат

Описание работы

Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место.

Содержание

Вступительная часть
1. Государственный и общественный строй в Древних Афинах
2. Государственный и общественный строй в Древней Спарте
3. Общая характеристика права Древней Греции
Заключительная часть (подведение итогов)

Работа содержит 1 файл

Древняя Греция.docx

— 74.49 Кб (Скачать)

     Так, в 621 г. до н. э. тираном был провозглашен Драконт, прославившийся своими жестокими  законами. Запись Драконтом обычного права свидетельствует об уступке  со стороны аристократии, использовавшей неписаное право в своих интересах.

     К началу VI в. до н. э. противоречия в обществе зашли так далеко, что возникла угроза гражданской войны. В этих условиях в 594 г. до н. э. архонтом-полемархом избирается Солон. Он происходил из знатного, но обедневшего рода. Занимаясь хлебной торговлей, Солон нажил значительное состояние. Таким образом, этот человек был близок и к аристократии (по своему происхождению), и к демосу (по роду занятий). Те и другие возлагали на него свои надежды.

     Реформы Солона. Солон получил чрезвычайные полномочия по изменению существующего  порядка.

     Первой  и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников, которых в Аттике было в большом  количестве. Кроме того, впредь запрещались  личная кабала, продажа несостоятельных  должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство  за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и  возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось  в том, что дальнейшее развитие рабства  происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев.

     В дополнение к сисахфии Солон издал  закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время  провозглашалась свобода завещаний. Теперь землю можно было закладывать  и отчуждать на законном основании  под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности  на землю и неизбежно приводило  к дальнейшему обезземеливанию  бедноты.

     Солон осуществил ряд мероприятий, направленных на улучшение материального положения  демоса: был разрешен вывоз оливкового масла за драницу и запрещен вывоз  хлеба, поощрялось развитие ремесла, проведена  денежная реформа.

     Центральное место среди преобразований Солона занимают политические реформы, которые  нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является тимократическая, или цензовая, реформа. Все афинские граждане независимо от происхождения  были разделены по имущественному положению  на четыре разряда. В качестве единицы  доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна,— медимн (52,5 кг).

     Всякий, кто со своей земли получал 500 медимнов в совокупности сухих и  жидких продуктов, был отнесен к  первому разряду — пентакосиомедимнов (пятисотников); получающие 300 медимнов годового дохода или способные содержать  боевого коня, относились к всадникам. К разряду зевгитов принадлежали те, кто получал 200 медимнов годового дохода. Зевгиты (крестьяне) были самой  многочисленной группой. Они составляли основу афинского ополчения. Все  остальные были отнесены к фетам. Эта реформа законодательно закрепила  уже сложившееся к тому времени  разделение общества.

     Деление населения на разряды по имущественному признаку имело политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого  разряда: они могли занимать любую  должность. Всадники и зевгиты не могли избираться в архонты. Феты обладали только правом избирать должностных  лиц в Народном собрании, но сами не могли быть избраны. Пропорционально  правам распределялись и обязанности. Был установлен налог с годового дохода. Чем выше был класс, тем  более высокий налог уплачивался  в государственную казну. Феты от налога были освобождены.

     Солон сохранил деление афинского общества на четыре племени — филы и создал на базе этого деления новый государственный  орган — Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого  племени. Совет четырехсот руководил  подготовкой дел для обсуждения Народным собранием, рассматривал некоторые текущие дела управления. Деятельность Народного собрания активизируется; оно обсуждало все важные государственные дела, принимало законы. В его работе могли принимать участие все взрослые афинские граждане. Солон сохранил ареопаг — оплот родовой аристократии, который имел право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью Народного собрания.

     Большое значение имело создание Солоном  поистине демократического органа —  гелиэи. Первоначально это был  суд присяжных, членами которого могли быть граждане всех четырех  разрядов. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она станет самым массовым и важным политическим органом.

     По  мнению современников, реформы Солона носили половинчатый, компромиссный  характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены. Сам Солон, оценивая собственные реформы, утверждал, что «в этих великих делах трудно всем угодить».

     Сегодня, оценивая реформы Солона, нужно отметить их важную роль в становлении Афинского  демократического государства.

     Тирания Писистрата. После 22 лет правления  Солон покинул свой пост и, заручившись  клятвой афинян, что они в течение 10 лет не изменят его законы, отбыл  из Афин. После его отъезда возобновилась  политическая борьба. Аристократия не могла смириться с допуском к  власти людей хотя и богатых, но не знатных. Еще до прихода к власти Солона в Афинах сложились три  самостоятельные политические партии: прибрежные — включали судовладельцев, торговцев, портовое население; горные — крестьяне и наемные рабочие; равнинные — богатые землевладельцы. Названия определяли места проживания. После ухода с политической арены Солона старые партии возобновили борьбу. Во главе горных стал Писистрат — аристократ по происхождению. Позднее ему удалось привлечь на свою сторону и прибрежных. Это объединенное движение двух группировок позднее будет названо демократическим. Опираясь на демос, Писистрату удалось утвердить свою власть и стать тираном на 19 лет.

     Писистрат сохранил солоновскую Конституцию. Все органы действовали по-прежнему. Экономическая политика Писистрата благоприятствовала классу мелких землевладельцев: беднякам раздавалась земля государственная  и изгнанных аристократов, организовывались общественные работы, крестьянам давался  дешевый кредит, был введен институт разъездных судей, заключались торговые договоры со многими государствами. Писистратом был введен постоянный подоходный налог, который составлял 10% урожая, а затем был снижен до 5%. В целом политика Писистрата оказала  положительное влияние на развитие афинского общества, поскольку была направлена на поддержание государственного порядка, социального спокойствия, стимулировала экономический и  культурный прогресс.

     После смерти Писистрата власть перешла к  его сыновьям, продолжившим политику отца. Однако отстраненные от власти аристократы, как изгнанные из Афин, так и  оставшиеся в них, не оставляли мысли  о свержении тирании. В конце  VI в. до н. э. сложилась неблагоприятная для Афин внешняя обстановка. Она и способствовала реализации очередного заговора и падению режима Писистратов.

     Реформы Клисфена. На проведенных выборах  главным архонтом был избран Исагор — представитель аристократии. Проигравший  ему Клисфен, много сделавший  для падения тирании Писистратов, поднял народ на восстание, низложил Исагора и приступил к утверждению  демократии. С этого времени начинается победное шествие афинской

     демократии. Однако социальная база ее постепенно сужается. За время правления Писистрата класс мелких землевладельцев окреп  и стал отходить от политики. Теперь демократическая партия включала главным  образом прибрежных. Кроме того, демос по-прежнему испытывал на себе давление аристократии, поскольку собрания происходили по родовым филам. Родовая  организация объединяла лиц, разных по своему социальному положению и имеющих совершенно разные интересы. Клисфен поставил задачу разрушить эти связи, избавить демос от какого-либо влияния со стороны аристократов. Кроме того, он имел в виду разрушение и старых политических группировок. Эти задачи были решены введением нового административного деления. В результате реформы Аттика была поделена на три территориальных округа: город Афина с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из 10 равных частей — триттий (всего насчитывалось 30 триттий). Три триттий, по одной из каждого округа, объединялись в филу, и таким образом было создано 10 территориальных фил. Самыми мелкими единицами были демы, на которые распадались триттий. Каждая фила включала городские, прибрежные, сельские демы. Выборы центральных органов управления происходили по филам. Организация новых фил устранила всякое значение родоплеменного деления для государственной организации и предопределила замену Совета четырехсот на Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы).

     В демах действовала система самоуправления. Во главе дема стоял выборный староста, который созывал собрание граждан  дема и руководил этим собранием, исполнял решения собрания, заведовал  местной кассой и собирал различные  взносы, по истечении срока полномочий (1 год) отчитывался перед собранием. Списки граждан составлялись по демам. Таким образом, свободные чужестранцы, проживающие на территории того или иного дема, автоматически становились гражданами Афин.

     Демократия  приобрела новую опору, расширила  свою базу за счет метеков — чужеземцев, проживавших в Афинах.

     Клисфеном был создан новый орган — коллегия стратегов, в которую входило  по одному представителю от каждой филы.

     Для того чтобы сохранить новый порядок  от покушений на него со стороны  врагов, была введена такая мера, как остракизм («суд черепков») — изгнание отдельных граждан, определенных путем тайного голосования. При этом каждый, имеющий право голоса, писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для народа. Если имя одного человека повторялось 6 тысяч раз, то носитель этого имени подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм широко применялся в политической борьбе.

     Реформы Клисфена были более последовательны, чем реформы Солона, и завершили  длившийся более чем столетие период борьбы между родовой аристократией  и демосом, закончившейся победой  последнего. В результате в Афинах сложилось рабовладельческое государство  в форме демократической республики.

     Афинское  государство в V в. до н. э.

     Афинский  морской союз. Пятый век до н. э. начался греко-персидскими войнами. Империя Ахеменидов, самое крупное  и сильное государство того времени, угрожала самому существованию греческих  полисов. Большое значение для победы над персами и превращения  Афин в морскую державу сыграли  морская и финансовая реформы  архонта Фемистокла. Во времена его  правления (в начале V в. до н. э.) был получен большой доход от серебряных рудников. Обычно эти средства распределялись между гражданами. Фемистокл предложил эти деньги передать государству для постройки кораблей. Так было положено начало афинскому бюджету и крупному военному флоту.

     Победа  над персами стала возможна также  благодаря объединению греческих  полисов. Представители ряда греческих  городов на острове

     Далос заключили союз, получивший название Далосского военного союза. Была учреждена  единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Делами Союза управлял совет из представителей всех городов  — членов Союза. Весьма скоро обозначилось главенство Афин в этом Союзе, поэтому  он получил название Первого Афинского  морского союза.

     Постепенно  участие других городов в делах  Союза ограничилось внесением определенного  взноса. Эти средства передавались афинянам, которые формировали сухопутное войско и флот. Афиняне одержали над персами ряд блестящих побед, что усилило их мощь и обеспечило ведущую роль в Союзе. Афины поддерживали демократические порядки и в союзных полисах. В городах, входивших в Афинский морской союз, существовали одинаковые системы государственного управления.

     В 454 г. до н. э. отношения между Афинами  и их союзниками ухудшились. Общая  казна, хранившаяся прежде на острове  Далос, была перенесена в Афины и  стала частью собственно афинской казны. Афины стали тратить союзнические деньги на собственные нужды, не считаясь с мнением союзников, последние  по сути дела превратились в подданных  Афин. Некоторые члены Союза выступали  против гегемонии Афин, но эти восстания  были подавлены.

Информация о работе Государство и право в древней Греции