Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:40, реферат
Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место.
Вступительная часть
1. Государственный и общественный строй в Древних Афинах
2. Государственный и общественный строй в Древней Спарте
3. Общая характеристика права Древней Греции
Заключительная часть (подведение итогов)
Так,
в 621 г. до н. э. тираном был провозглашен
Драконт, прославившийся своими жестокими
законами. Запись Драконтом обычного
права свидетельствует об уступке
со стороны аристократии, использовавшей
неписаное право в своих
К началу VI в. до н. э. противоречия в обществе зашли так далеко, что возникла угроза гражданской войны. В этих условиях в 594 г. до н. э. архонтом-полемархом избирается Солон. Он происходил из знатного, но обедневшего рода. Занимаясь хлебной торговлей, Солон нажил значительное состояние. Таким образом, этот человек был близок и к аристократии (по своему происхождению), и к демосу (по роду занятий). Те и другие возлагали на него свои надежды.
Реформы Солона. Солон получил чрезвычайные полномочия по изменению существующего порядка.
Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников, которых в Аттике было в большом количестве. Кроме того, впредь запрещались личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев.
В
дополнение к сисахфии Солон издал
закон, ограничивающий землевладение
(был установлен максимальный размер
земельных участков). В то же время
провозглашалась свобода
Солон
осуществил ряд мероприятий, направленных
на улучшение материального
Центральное
место среди преобразований Солона
занимают политические реформы, которые
нанесли еще один удар родовому строю.
Важнейшей из них является тимократическая,
или цензовая, реформа. Все афинские
граждане независимо от происхождения
были разделены по имущественному положению
на четыре разряда. В качестве единицы
доходов была принята мера емкости,
применявшаяся для зерна,—
Всякий,
кто со своей земли получал 500
медимнов в совокупности сухих и
жидких продуктов, был отнесен к
первому разряду —
Деление
населения на разряды по имущественному
признаку имело политическое значение,
поскольку каждому разряду
Солон
сохранил деление афинского общества
на четыре племени — филы и создал
на базе этого деления новый
Большое значение имело создание Солоном поистине демократического органа — гелиэи. Первоначально это был суд присяжных, членами которого могли быть граждане всех четырех разрядов. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она станет самым массовым и важным политическим органом.
По мнению современников, реформы Солона носили половинчатый, компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены. Сам Солон, оценивая собственные реформы, утверждал, что «в этих великих делах трудно всем угодить».
Сегодня, оценивая реформы Солона, нужно отметить их важную роль в становлении Афинского демократического государства.
Тирания
Писистрата. После 22 лет правления
Солон покинул свой пост и, заручившись
клятвой афинян, что они в течение
10 лет не изменят его законы, отбыл
из Афин. После его отъезда
Писистрат
сохранил солоновскую Конституцию.
Все органы действовали по-прежнему.
Экономическая политика Писистрата
благоприятствовала классу мелких землевладельцев:
беднякам раздавалась земля
После смерти Писистрата власть перешла к его сыновьям, продолжившим политику отца. Однако отстраненные от власти аристократы, как изгнанные из Афин, так и оставшиеся в них, не оставляли мысли о свержении тирании. В конце VI в. до н. э. сложилась неблагоприятная для Афин внешняя обстановка. Она и способствовала реализации очередного заговора и падению режима Писистратов.
Реформы
Клисфена. На проведенных выборах
главным архонтом был избран Исагор
— представитель аристократии. Проигравший
ему Клисфен, много сделавший
для падения тирании
демократии. Однако социальная база ее постепенно сужается. За время правления Писистрата класс мелких землевладельцев окреп и стал отходить от политики. Теперь демократическая партия включала главным образом прибрежных. Кроме того, демос по-прежнему испытывал на себе давление аристократии, поскольку собрания происходили по родовым филам. Родовая организация объединяла лиц, разных по своему социальному положению и имеющих совершенно разные интересы. Клисфен поставил задачу разрушить эти связи, избавить демос от какого-либо влияния со стороны аристократов. Кроме того, он имел в виду разрушение и старых политических группировок. Эти задачи были решены введением нового административного деления. В результате реформы Аттика была поделена на три территориальных округа: город Афина с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из 10 равных частей — триттий (всего насчитывалось 30 триттий). Три триттий, по одной из каждого округа, объединялись в филу, и таким образом было создано 10 территориальных фил. Самыми мелкими единицами были демы, на которые распадались триттий. Каждая фила включала городские, прибрежные, сельские демы. Выборы центральных органов управления происходили по филам. Организация новых фил устранила всякое значение родоплеменного деления для государственной организации и предопределила замену Совета четырехсот на Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы).
В
демах действовала система
Демократия приобрела новую опору, расширила свою базу за счет метеков — чужеземцев, проживавших в Афинах.
Клисфеном был создан новый орган — коллегия стратегов, в которую входило по одному представителю от каждой филы.
Для того чтобы сохранить новый порядок от покушений на него со стороны врагов, была введена такая мера, как остракизм («суд черепков») — изгнание отдельных граждан, определенных путем тайного голосования. При этом каждый, имеющий право голоса, писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для народа. Если имя одного человека повторялось 6 тысяч раз, то носитель этого имени подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм широко применялся в политической борьбе.
Реформы
Клисфена были более последовательны,
чем реформы Солона, и завершили
длившийся более чем столетие
период борьбы между родовой аристократией
и демосом, закончившейся победой
последнего. В результате в Афинах
сложилось рабовладельческое
Афинское государство в V в. до н. э.
Афинский
морской союз. Пятый век до н. э.
начался греко-персидскими
Победа
над персами стала возможна также
благодаря объединению
Далос заключили союз, получивший название Далосского военного союза. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Делами Союза управлял совет из представителей всех городов — членов Союза. Весьма скоро обозначилось главенство Афин в этом Союзе, поэтому он получил название Первого Афинского морского союза.
Постепенно участие других городов в делах Союза ограничилось внесением определенного взноса. Эти средства передавались афинянам, которые формировали сухопутное войско и флот. Афиняне одержали над персами ряд блестящих побед, что усилило их мощь и обеспечило ведущую роль в Союзе. Афины поддерживали демократические порядки и в союзных полисах. В городах, входивших в Афинский морской союз, существовали одинаковые системы государственного управления.
В
454 г. до н. э. отношения между Афинами
и их союзниками ухудшились. Общая
казна, хранившаяся прежде на острове
Далос, была перенесена в Афины и
стала частью собственно афинской казны.
Афины стали тратить