Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:40, реферат
Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место.
Вступительная часть
1. Государственный и общественный строй в Древних Афинах
2. Государственный и общественный строй в Древней Спарте
3. Общая характеристика права Древней Греции
Заключительная часть (подведение итогов)
Брачно-семейное и наследственное право
Статус афинского гражданина был неразрывен с особым положением в семье. Право и традиционный уклад (последний в большей степени) поддерживали сохранение патриархальной власти отца семейства над домочадцами. Дом в афинском полисе вообще) представлял особое качество: это было не только жилище, но и священное место, гарантия прав гражданина. Неполноправному жителю, иностранцу запрещалось вступать под крышу дома афинянина — насильственное проникновение считалось тяжким оскорблением и судебно преследовалось. Без согласия гражданина запрещалось входить в дом даже магистрату или судебному исполнителю. К семейству афинянина относились его жена, дети, рабы — все они в одинаковой мере состояли под патриархальной властью главы дома. Власть эта была сродни власти басилевса архаических времен: глава дома был и опекун, и заступник членов семьи, и жрец домашних богов, и представитель семьи и домочадцев в органах власти или суде.
Брак в Афинах считался нравственным долгом гражданина, хотя никаких правовых утеснений для одиноких не было. В идеале брак был моногамным. Однако полноправному гражданину дозволялось (и даже полагалось) иметь гражданскую наложницу, при условии, что она содержалась не в семейном доме. Это не могло быть предметом претензий ни со стороны жены, ни со стороны ее бывшей семьи. Согласия и даже вообще желания женщины на вступление в брак не требовалось; заключение брачного союза было родом сделки между будущим мужем и семьей невесты. В брачном праве сильны были родовые традиции: так, брак считался законным, если женщину выдавал замуж отец, дед или брат либо иной старший родственник. И только женщина в семье без мужчин — эпиклера — получала особый статус и особую охрану закона. Если в семье оставалась эпиклера, то в первую очередь на ней был обязан жениться ближайший родственник; если он этого не делал, то вносил добавочную долю в приданое эпиклеры. Право на развод первоначально сложилось только для мужчины, и то при наличии веских причин (бесплодие жены в течение длительного времени, фактический разрыв семейных отношений).
В
имущественном отношении
С
законами Солона связывается введение
в афинское право института завещания
в отношении семейного
Древние законы оставили много религиозно-моральных предписаний в отношении семьи, которые, конечно, сохранялись весьма относительно. Так, были установлены возрастные ограничения для вступающих в брак, особенно, когда женщина стремилась выйти из-под власти своих сыновей путем фиктивного брака с малолетним. Запрещалось приносить мужу слишком большое приданое, кроме личных вещей. Для предотвращения мнимых или фиктивных браков с дочерьми богатых родов только в расчете на обогащение из приданого или наследства введено было требование к мужу «богатой сироты» сожительствовать с нею, причем если формальный супруг отказывался это делать или был не способен к сожительству, то и женщине разрешалось взять из числа родственников супруга официального сожителя.
Регулирование имущественных и коммерческих отношений
Несмотря
на высокое развитие торговой экономики
в афинском обществе, политика демократии
(возможно, именно потому, что стремилась
удовлетворить социальный интерес
большинства) пыталась сдержать развитие
собственнических отношений. Право
сохраняло высокую степень
Торговое
право Афин в наибольшей степени
было обусловлено интересами полисной
организации. Рынки и торговля были
под защитой государственных
властей. Все свободные имели
право доступа на рынок, покупателями
могли выступать и рабы. Граждане
полиса имели привилегированное
право доступа на рынок, которого
в особых случаях (например, при атимии)
могли быть лишены. Иностранцы пользовались
в торговых делах помощью специальных
администраторов-покровителей — проксенов.
Исполнительные власти контролировали
меры и вес, законность хождения и
приема денег. Цены были фиксированными
на определенный период. Предполагалось,
что законом можно
Основное место в афинской торговле занимала морская, при помощи кораблей. Такая торговля была практически невозможна (за редчайшими исключениями) для единоличных предпринимателей. Поэтому довольно рано возникли специфические формы правовой организации морской коммерции — корабельные товарищества, или корабельные займы — с особыми условиями. Такой договор заключали обычно купец-заимодавец как основной организатор, владелец корабля — арматор (он же шкипер), а также другие товарищи сроком на 1 год. Договор был детализирован: так, следовало идти только в обусловленный порт, нельзя было использовать полученную раньше срока прибыль для оборотных операций. Арматору в любом случае полагалось не менее 30 % прибыли. Договор предусматривал поручительство, своеобразные элементы страхования возможных потерь арматора (убытки других товарищей были безразличны). Покровительство государства морским договорам выражалась, в частности, в том, что недобросовестных должников могли заключать в тюрьму до исполнения договора или до выплат по нему.
В
договорном праве доминировали сделки
займа. Заем заключался под залог. Поэтому
правильно оформленный договор
включал и текст договора, и
закладные таблички на вещь (землю).
Права кредитора на заложенное имущество
оспаривать запрещалось. Особым покровительством
пользовался договор
Развитие
вещного права также
В
афинском праве впервые оформился
особый институт, связанный с закладом
земли или другой недвижимости —
ипотека. Кредитор предоставлял владельцу
земли заем под условием перехода
к нему в дальнейшем, при невозврате
займа, этой земли; до истечения же срока
займа земля оставалась в обладании
и пользовании должника. Этот вид
сделки был максимально развит в
Афинах и даже порождал социально-политические
проблемы отношений богатых кредиторов
и должников в
Судебный процесс
Судебная
организация и процессуальные порядки
в Афинах были невероятно запутанными
— причиной этому было стремление
сохранить многочисленные, дошедшие
еще с архаических родовых
времен институты: например, разбор дел
по обвинениям в непочитании богов
составлял привилегию одного рода Эвмолпидов
или архонта-басилевса. Как правило,
за каждой судебной институцией традиция
закрепила разбор своего рода дел: ареопаг
рассматривал обвинения в предумышленном
убийстве и сохранял при этом особые
клятвенные церемонии и жертвоприношения;
суд Палладия слушал обвинения в
непредумышленных убийствах в порядке,
уже установленном законом; суд
в Дельфиний слушал дела признавшихся
в преступлениях; суд Пританея —
обвинения в случайных
Процесс
и но уголовным обвинениям, и по
спорам частного права в равной мере
был исковым: заинтересованное лицо
само должно было подать жалобу, само поддерживать
обвинение — т.е. выступить с
речью, само изыскивать свидетелей и
доказательства. Судоговорение велось
публично, в присутствии большого
числа граждан, что сделало необходимым
развитие искусства судебного
Афинское законодательство — возможно, именно по причине крайней запутанности судебной организации — впервые в истории утвердило некоторые общие правила в отношении судебных доказательств. Так, не разрешалось свидетельствовать со слов живущего — он сам должен был давать показания; тогда как заочные показания, показания со слов скончавшегося следовало представлять непременно в виде письменного заверенного документа. Стороны обязаны были отвечать на вопросы друг друга, но не имели прав свидетельствовать в свою пользу. В судоговорении запрещалось говорить о не относящемся к делу, выступать без присяги, принесенной именно по этому делу. Следовало изложить причины предъявления обвинения, обосновать вражду к обвиняемому. В целом доказательствами считались: свидетельские показания, логические доказательства, письма и документы, показания рабов под пыткой.
Последние могли допрашиваться как по уголовным обвинениям, так и по частным искам. Мотивацией было избыточное доверие к доказательствам, полученным таким «способом»: «Из подвергнутых допросу под пыткой еще никто никогда не был изобличен в том, что сказал на допросе неправду». Впрочем, за свидетельство вопреки закону, так же как и за лжесвидетельство, могло быть подано встречное обвинение по окончании разбора основного дела.
Уголовное право
Уголовное право Афин было специализировано только в отношении наиболее тяжких по последствиям или представлявшихся наиболее опасными преступлений. Наказуемость многих менее значительных нарушений по отношению к личности гражданина, его имуществу зависела от того, удастся ли обвинителю показать судьям общественную опасность содеянного или вообще опасность личности обвиняемого для полиса. Именно поэтому в уголовных обвинениях большое место занимали общественные характеристики обвиняемого и обвинителя, их образа жизни вообще, исполнения ими общественного долга и гражданских обязанностей, отношения в семье. Нередко случалось, что даже наказуемое формально преступление прощалось судьями из-за оказанных подсудимым городу «услуг» или прежних заслуг.
Одними
из самых тяжких считались преступления
религиозные. Обвинения могли быть
выдвинуты в самом абстрактном
виде как обвинение в «нечестивости»