Государство и право в древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:40, реферат

Описание работы

Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место.

Содержание

Вступительная часть
1. Государственный и общественный строй в Древних Афинах
2. Государственный и общественный строй в Древней Спарте
3. Общая характеристика права Древней Греции
Заключительная часть (подведение итогов)

Работа содержит 1 файл

Древняя Греция.docx

— 74.49 Кб (Скачать)

     В 449 г. до н. э. был заключен победный для  греков Каллиев мир, положивший конец  греко-персидским войнам. Таким образом, Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу. Но Союз не ограничивался военными задачами. Это было объединение не только военно-политическое, но и экономическое, в частности, в рамках Союза успешно развивалась  торговля.

     В 412 г. до н. э. ряд городов вышел  из Афинского морского союза. Чтобы  не допустить его полного распада, Афины приняли ряд мер: некоторые  города получили автономию, был отменен  обязательный взнос в общую казну, но это ненадолго продлило жизнь  Союза. Поражение Афин в Пелопоннесской войне привело к прекращению существования Первого Афинского морского союза.

     Пелопоннесская  война, определившая внутриполитическое развитие Греции во второй половине V в. до н. э.,— это война двух союзов: Афинского морского и Пелопоннесского, возглавляемого Спартой. Если Афины были символом демократии, то Спарта олицетворяла господство аристократии. Разногласия между двумя крупнейшими греческими государствами касались и экономических, и политических, и социальных проблем. Пелопоннесская война, одна из самых кровопролитных войн на греческой земле, завершилась победой Спарты. Это обеспечило ее гегемонию среди греческих государств. С целью противостояния Спарте в 378 г. до н. э. был создан Второй Афинский морской союз. Члены этого Союза сохраняли свою автономию и на добровольных началах делали взносы в общую казну. Органом управления Союза являлось собрание, в котором каждый город имел один голос. Штаб-квартира собрания была в Афинах. Афины взяли на себя обязательство не вмешиваться во внутренние дела союзников. Таким образом, новый Союз был построен на началах равенства.

     В 60—50-е гг. IV в. до н. э. Второй Афинский морской союз стал крупной политической силой в Греции, но Афины вновь предприняли попытку возродить свое господство в Союзе. Это привело к Союзнической войне, и все попытки Афин подавить восстания своих союзников потерпели неудачу. Второй Афинский морской союз распался.

     Реформы Фемистокла, Эфиальта, Перикла по дальнейшей демократизации Афинского государства. В начале V в. до н. э. по предложению Фемистокла, стоявшего во главе демократического движения, прямые выборы коллегии архонтов были заменены жеребьевкой. Право быть избранными в архонты получили всадники. Зевгиты были допущены к этой должности в 457 г. до н. э. Данная реформа была связана с возвышением в период войн коллегии стратегов. Значение коллегии архонтов было принижено, она утратила свой аристократический характер.

     Единственным  привилегированным органом оставался  ареопаг, и олигархическая партия пыталась использовать его для укрепления своих позиций. Чтобы ослабить этот орган, Эфиальт возбудил дело о коррупции  некоторых членов ареопага. Факты  подтвердились, и Народное собрание в 462 г. до н. э. приняло закон о  лишении ареопага политической власти. Право вето на постановления Народного  собрания было передано гелиэе, право  контроля за должностными лицами и  надзора за исполнением законов  перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе.

     Эфиальт изменил систему отчетов должностных  лиц. Теперь любой гражданин Афин мог после предоставления магистратом  отчета обратиться с жалобой на уходящего  в отставку. С именем Эфиальта связывают  установление обычая выставлять законы для всеобщего ознакомления.

     После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл. При Перикле  происходит более четкое разделение полномочий: Народное собрание является законодательным органом, функции  по управлению осуществляют Совет пятисот  и магистраты, судебные полномочия принадлежат гелиэе и другим судебным органам. Принцип жеребьевки распространился  на большинство ранее выборных должностей. По предложению Перикла стало  оплачиваться выполнение общественных обязанностей. Прежде всего была установлена  плата судьям, а затем и другим должностным лицам. Это новшество  открывало дорогу для участия  в государственном управлении значительному  кругу рядовых афинских граждан.

     Перикл  провел гражданскую реформу. Было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Эта реформа была вызвана чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством.

     Перикл  много сделал и для превращения  Афин в морскую державу. Усиление морской мощи Афин, расширение торговых связей выдвинули на первый план слои населения, связанные с морем; укрепились позиции прибрежных. Социальную базу афинской демократии теперь составляло главным образом портовое население. А во главе демократической партии стояли часто аристократы, осознающие, что олигархическая партия — это  партия консерваторов, идущая не в ногу со своим временем.

     Общественный  строй Афин в V в. до н. э. Демократизация государственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Среди свободных афинских граждан выделялась небольшая группа крупных собственников, основную массу населения составляла беднота. Число свободных было значительно меньше, чем рабов. Различались рабы частных лиц и рабы государственные. Рабский труд широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. Но за государственными рабами признавалось право приобретать собственность и располагать ею.

     Полноправные  афинские граждане (у которых и  мать и отец были гражданами Афин) по достижении 18 лет зачислялись в  списки членов дема. Гражданское полноправие  включало совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенными  правами гражданина были право на свободу и личную независимость  от какого-либо другого человека, право  на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства (участие в Народном собрании, выборных органах), право на почитание и защиту отеческих богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности афинских граждан заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступление граждане по суду могли быть ограничены в правах, т. е. подвергнуться бесчестью. С 18 до 60 лет граждане считались военнообязанными. На богатых граждан возлагалась литургия — повинность в пользу государства. Это было своего рода ограничение частной собственности в интересах всего класса рабовладельцев.

     Метеки (чужеземцы, проживающие в Афинах) не обладали правом гражданства. Они  не могли приобретать недвижимость, браки метеков с афинскими  гражданами считались незаконными. Каждый метек должен был выбрать  себе простата — посредника между  метеками и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе.

     К метекам по своему положению приравнивались вольноотпущенники.

     Государственный аппарат афинской демократии состоял  из следующих органов власти: Народного  собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

     Народное  собрание (экклесия) являлось главным  органом. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие  двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и  рода занятий.

     Полномочия  Народного собрания были очень широки и охватывали все стороны жизни  Афин. Народное собрание принимало  законы, решало вопросы войны и  мира, избирало должностных лиц, заслушивало  отчеты магистратов по окончании  сроков полномочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и  утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием  юношей. В компетенцию Народного  собрания входило такое мероприятие, как остракизм. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. Была учреждена  специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая, получив  полномочия от Народного собрания, наблюдала за строгим выполнением  правительственными органами всех основных законов Афинского государства. Кроме того, любой член Народного  собрания имел право выступить на нем с чрезвычайным заявлением о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами на лиц, внесших в Народное собрание предложения, которые нарушают существующие законы. Институт «жалобы на противозаконие» оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконние стало подлинной, основной опорой афинской демократической Конституции.

     Народное  собрание работало по довольно демократическим  правилам. Выступить мог любой  его участник. Но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

     Экклесия  созывалась весьма часто. Обычно каждая притания (т. е. дежурство и срок дежурства  десятой части Совета пятисот, которая  непосредственно руководила текущей  работой Совета) созывала четыре

     Народных  собрания через 8—9 дней. Кроме очередных  заседаний, нередко по неотложным делам  собрание созывалось вне очереди.

     Председателем Народного собрания являлся председатель пританов.

     В конце V в. до н. э. была введена плата за посещение Народного собрания: вначале в размере обола (денежная единица), а затем — шести оболов. Благодаря этому стало реальным участие в собрании широких народных масс.

     Совет пятисот (буллэ), будучи одним из важнейших  государственных институтов афинской демократии, не подменял Народное собрание, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем  жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет  пятисот могли войти представители  всех разрядов населения.

     В компетенцию Совета входило много  вопросов. Пританы созывали Народное собрание, причем один из них председательствовал. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного  собрания, составлял предварительное  заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

     Кроме того, Совет следил за исполнением  постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных  лиц, заслушивал отчеты многих из них. Важная функция Совета заключалась  в организации строительства  флота.

     Совет производил проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены  Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными зданиями и  распоряжался большинством общественных и государственных дел совместно  с остальными должностными лицами. Совет имел право привлекать к  суду должностных лиц, в первую очередь  виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры  Совета могли быть обжалованы в гелиэю.

     Под руководством и непосредственным наблюдением  Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского  государства. Широкий круг вопросов, обсуждаемых на Совете, делал необходимым  его ежедневные заседания, кроме  неприсутственных дней.

     Непосредственно повседневными делами руководила по очереди десятая часть Совета, т. е. одна фила. Ее члены, пританы, ежедневно  избирали из своей среды путем  жеребьевки председателя, который председательствовал  и в Народном собрании.

     По  истечении срока полномочий (1 год) члены Совета давали отчет народу. Повторное избрание разрешалось  только через несколько лет и  лишь один раз, т. е. каждый год Совет  обновлялся. Члены Совета получали жалованье в размере 5—6 оболов.

     В системе государственных органов  сохранился такой орган, как ареопаг. В него кооптировались на пожизненный  срок представители афинской аристократии. В ходе борьбы аристократии и демоса функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены. В V в. до н. э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушении религиозных предписаний) и наблюдал за состоянием нравов.

     Среди органов исполнительной власти в  Афинах следует отметить две коллегии — стратегов и архонтов.

     Коллегия  стратегов. Стратеги занимали особое положение  среди других должностей. Они были не только военачальниками, но и дипломатами, финансистами. Поэтому стратегов  выбирали на Народных собраниях из наиболее выдающихся людей путем  открытого голосования (поднятием  рук). Поскольку стратеги, в отличие  от других должностных лиц, не получали жалованья, занимать эту должность  могли только весьма состоятельные  люди. Война с персами требовала  сосредоточения власти в одних руках. Так выдвигается должность первого  стратега, ставшего и первым должностным лицом в государстве. Стратегом можно было быть много лет подряд. Очень часто стратег был и лидером той или иной партии. В ведении коллегии архонтов находились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности.

     Девять  архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх) и секретарь  избирались с помощью жребия по одному от каждой филы. Затем архонты, кроме  секретаря, подвергались проверке (докимассии) в Совете пятисот. Вторую проверку архонты  проходили в гелиэе, где голосование  происходило путем подачи камешков. Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равную власть, и каждый из них избирал себе по два товарища.

Информация о работе Государство и право в древней Греции