Государство и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:40, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в определении понятия и пределов действия принципа взаимной ответственности государства и личности, направлений и механизма его реализации.
Задачи исследования: 1. Сформировать представление о понятии общества, личности и государства.
2. Исследовать государство как сторону отношения с личностью
3. Изучить сущность и принцип взаимной ответственности государства и личности
4. Сформировать представление о юридической и социальной ответственности государства и личности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Государство и личность……. ……………………………………………….7
1.1 Понятие общества, личности и государства………………………………7
1.2 Государство и правовой статус личности…………………………………12
2. Взаимная ответственность государства и личности……………………….23
2.1 Сущность и принцип взаимной ответственности государства и
личности…………………………………………………………………………23
2.2 Юридическая и социальная ответственность государства и личности…30
Заключение ……………………………………………………………………..48
Список используемой литературы ……………………………………………50

Работа содержит 1 файл

диплом государство и личность.docx

— 89.81 Кб (Скачать)

Юридическая ответственность власти – самое эффективное из всех видов социальной ответственности средство решения противоречий государства и личности.

Моральная ответственность недостаточна для обеспечения правомерного поведения государства в отношениях с личностью, по своей природе ограничивается констатацией обязанностей, но не имеет механизма принуждения к их исполнению. В идее взаимной ответственности государства и личности подразумевается явно большее, а именно применение тех же санкций, что и к правонарушителю – человеку, поскольку общество в лице государства не ограничивается моральной критикой правонарушителей.

 Политическая ответственность – чрезмерный и непригодный для индивидуальных отношений личности с государством социальный инструмент по разрешению конфликтов в обществе по поводу власти путем отстранения от нее представителей части общества и приобретения ее представителями другой части общества – инстанцией ответственности. Политическая ответственность может наступать от одной только несбыточности ожиданий населения от государственной власти без нарушения правителями юридических норм. Нельзя определить основания и лишенные произвола формы реализации политической ответственности личности. Поскольку политическая ответственность несет в себе угрозу произвольного наказания привлекаемых к ней из-за отсутствия ясных оснований применения и дестабилизации общественного порядка и самих основ существования общества и государства (как формы организации общества), непродуктивно говорить о взаимной ответственности государства и личности как о политической.

Эффективное средство защиты от нарушений  закона государством (аппаратом власти), а равно органов местного самоуправления, осуществляющих публичную власть в  виде применения санкций за точно  определенные правонарушения в установленных  процедурах, соответствует признакам  юридической ответственности. Следовательно, оптимальным является решение проблемы взаимной ответственности государства  и личности в русле именно юридической  ответственности.

Юридическая ответственность государственной  власти предупреждает революционную  политическую и связанные с ними побочные бедствия.

Главная цель юридической  ответственности государства –  обеспечить общественно полезную роль государства и препятствовать использованию  его в интересах обладателей  государственной власти за счет ущемления  прав и свобод человека. В отношениях с личностью это достигается  решением задач возмещения причиненного правонарушением вреда, наказания  причинителей вреда и предупреждения правонарушений органов публичной  власти и должностных лиц.

Эти цели и задачи при определении  мер ответственности и способов их применения сами по себе говорят  о необходимости того, чтобы они реально восстанавливали причиненный ущерб (правовосстановительная функция) и предупреждали государство, его органы и должностных лиц от правонарушений (превентивная функция).

В заключении исследования данной главы  можно сделать следующий вывод.

Исключительно важным принципом взаимоотношений  государства и личности является взаимная ответственность граждан  перед государством и государства перед гражданами.

Под социальной ответственностью понимается объективная необходимость  отвечать за нарушение социальных норм.

Юридическая ответственность власти – самое эффективное из всех видов социальной ответственности средство решения противоречий государства и личности.

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Заключение

В заключении исследования необходимо сделать следующие выводы.

Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

В первую очередь, взаимная ответственность  личности и государства -это своеобразный способ ограничения политической власти.

Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений  своей активности по отношению к  личности, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности  должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом  и личностью.

В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку  она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется  соблюдение всех правовых предписаний  и исполнение его обязанностей перед  государством и обществом. 
         В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных актов, в которых закрепляется процедура привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и устанавливаются санкции за это.

Ответственность государства  перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся: 
           - ответственность правительства перед представительными органами власти;

           - дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

- процедура импичмента  и др.

Формами контроля за выполнением  обязательств государственных структур являются референдумы, отчеты депутатов  перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность  личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать  тяжести совершенного правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

                                  Нормативно - правовые акты:

1.1 Конституция Российской  Федерации  от 12 декабря 1993г.  // Российская газета. – 2009. 21 января. - №7

1.2 Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть четвертая)  от 18.12.2006 №230-ФЗ (ред. от 08.12.2011г.) // СЗ РФ. – 2006.-  № 52

1.3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011г.) // СЗ РФ.- 1996.- №5

1.4 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138- ФЗ (ред. от 03.12.2011г.)// Российская газета. – 2002. 20 ноября. - № 220

1.5 Уголовный кодекс Российской  Федерации от 13.06.1996 № 63- ФЗ (ред.  от 01.03.2012г.)// СЗ РФ.- 1996.- № 25

1.6 Уголовно- процессуальный  кодекс Российской Федерации  от 18.12.2001 №174- ФЗ ( ред. от 01.03.2012г.)// Российская  газета. – 2001. 22 декабря.- № 249

1.7 Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.112011) // Российская газета. – 2001. 31 декабря. - № 256

1.8 Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117- ФЗ (ред. от 06.11.2011)// Парламентская газета. – 2000. 10 августа. - №151-152

1.9 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.03.2011) // Российская газета. – 2001. 31 декабря. - № 256

1.10 Федеральный конституционный  закон  от 21.07.1994 №1- ФКЗ « О  конституционном Суде Российской  Федерации» ( ред. от 09.02.2011г.)// Российская  газета. – 1996. 29 января. – №138-139

1.11 Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 30.11.2011) // Российская газета.- 2009. 13 февраля.- № 48

1.12 Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 30.11.2011г.) // Российская газета. – 1999. 19 октября. - № 206

                                     2. Монографии

2.1 Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / под ред. Н.Н. Черногора.- М.: Юрид.лит., 2011

                                   3. Учебники и учебные пособия:

3.1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция. 2002

3.2 Малько А.В. Теория государства и права. Учебное пособие- М. Проспект. 2010

3.3 Мелехин А.В.  Теория государства и права.- Учебник. - М. 2009

3.4  Радько Т.Н. Теория государства и права.- М. Проспект. 2011

3.5 Теория государства и права: Курс лекций / Под. Ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько.- М. Юрист

3.6 Шевчук Д.А. Теория государства и права: Учебник. – 2009.- М.: Эксмо

 

 

4. Статьи

4.1 Андреев В. О понятии личности// Российская юстиция. - 2011. - №8

4.2 Азаров М.С.  Судебная власть в России// Информационное право. - 2011. - № 6

4.3 Булаков О.Н. Правовой статус личности в России // Адвокат. - 2011. - №11

4.4 Волков А.М. Применение дисциплинарной ответственности// Административное право и процесс. -  2011. - №6

4.5 Кондрашов А.А. Взаимоотношение личности с обществом//Юрист. - 2011. - №7

4.6 Керимов А.Д. О демократии// Юрист. - 2011. - №4

4.7 Кондрашов А.А. Основные направления деятельности Конституционного Суда Российской Федерации// Современное право. -  2011.  - №2

4.8 Козлов А.Г. Работа исполнительной власти// Административное право. -  2011 . - №2

4.9 Морозов Л.А. Принципы, пределы, основания прав и свобод человека// Государство и право.- 2011.-  №9

4.10 Мишин А.А. Перспективы реализации  гражданами своих конституционных прав и свобод // Юрист.-  2011.- №7

4. 11 Чепурнова Н.М. Виды правового статуса личности // Российский судья. - 2011. - № 10

4.12 Чеботарева А.А. Принцип  взаимной ответственности государства и личности// Администратор.  - 2011. - №12

4.13 Черкасов К.В. Приделы действия принципа взаимной ответственности государства и личности // Административное и муниципальное право.- 2011. - N 1

 

 

 

4.14 Шувалов И.И. Личность в обществе// Журнал российского права.- 2011. - №6

4.15 Шлыков В.В. Развитие судебной системы в России// Российская юстиция. - 2011. -№7

 

 

                     

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Андреев В. О понятии личности// Российская юстиция. - 2011. - №8. С. 17

2 Мелехин А.В.  Теория государства и права.- Учебник. - М. 2009. С. 570

3 Шувалов И.И. Личность в обществе// Журнал российского права.- 2011. - №6. С. 15

4 Малько А.В. Теория государства и права. Учебное пособие- М. Проспект. 2010. С. 38

5 Морозов Л.А. Принципы, пределы, основания прав и свобод человека// Государство и право.- 2011.-  №9. С. 13

6 Керимов А.Д. О демократии// Юрист. - 2011. - №4. С. 21

7 Шевчук Д.А. Теория государства и права: Учебник. – 2009.- М.: Эксмо. С. 199

8 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция. 2002. С. 266

9 Булаков О.Н. Правовой статус личности в России // Адвокат. - 2011. - №11. С. 8

10  Радько Т.Н. Теория государства и права.- М. Проспект. 2011. С. 164

11 Чепурнова Н.М. Виды правового статуса личности // Российский судья. - 2011. - № 10. С. 17

12 Теория государства и права: Курс лекций / Под. Ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько.- М. Юрист. 2002. С. 176

13 См. Статья 64 Конституции Российской Федерации

14 Кондрашов А.А. Основные направления деятельности Конституционного Суда Российской Федерации// Современное право. - 2011. - №2. С. 19

15 Шлыков В.В. Развитие судебной системы в России// Российская юстиция. - 2011. -№7. С. 3

16 Азаров М.С.  Судебная власть в России// Информационное право. - 2011. - № 6. С. 8

17 См. Статьи 16, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации

18 Чеботарева А.А. Принцип взаимной ответственности государства и личности// Администратор. - 2011. - №12. С. 4

19 См. Статья 46 Конституции Российской Федерации

20 Черкасов К.В. Приделы действия принципа взаимной ответственности государства и личности // Административное и муниципальное право.- 2011. - N 1. С. 27 - 30.

21 Кондрашов А.А. Взаимоотношение личности с обществом// Юрист. - 2011. - №7. С. 9

22 См. Статья 15, часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации

23 Волков А.М. Применение дисциплинарной ответственности// Административное право и процесс. - 2011. - №6. С. 15

24 См. Глава 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

25 Давыдов К.В. Порядок обжалование действий должностных лиц// Юрист. - 2011. - №10. С. 27

26 См. Статья 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации

27 Козлов А.Г. Работа исполнительной власти// Административное право. - 2011 . - №2. С. 18

28 Мишин А.А. Перспективы реализации  гражданами своих конституционных прав и свобод // Юрист.- 2011.- №7. С. 11


Информация о работе Государство и личность