Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:40, дипломная работа
Цель данного исследования заключается в определении понятия и пределов действия принципа взаимной ответственности государства и личности, направлений и механизма его реализации.
Задачи исследования: 1. Сформировать представление о понятии общества, личности и государства.
2. Исследовать государство как сторону отношения с личностью
3. Изучить сущность и принцип взаимной ответственности государства и личности
4. Сформировать представление о юридической и социальной ответственности государства и личности.
Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Государство и личность……. ……………………………………………….7
1.1 Понятие общества, личности и государства………………………………7
1.2 Государство и правовой статус личности…………………………………12
2. Взаимная ответственность государства и личности……………………….23
2.1 Сущность и принцип взаимной ответственности государства и
личности…………………………………………………………………………23
2.2 Юридическая и социальная ответственность государства и личности…30
Заключение ……………………………………………………………………..48
Список используемой литературы ……………………………………………50
Оглавление
Введение ……………………………………………………
1. Государство и личность……. ……………………………………………….7
1.1 Понятие общества, личности и государства………………………………7
1.2 Государство и правовой статус личности…………………………………12
2. Взаимная ответственность
государства и личности……………………
2.1 Сущность и принцип
взаимной ответственности
личности…………………………………………………………
2.2 Юридическая и социальная ответственность государства и личности…30
Заключение ……………………………………………………………………..48
Список используемой литературы ……………………………………………50
Эволюция права заключается
в ограничении всевластия государства
и его институтов. Человеческий разум
сформулировал ряд
Актуальность исследуемой темы заключается в следующем.
Несмотря на то, что доктрина общенародного
социалистического государства, отмирающего
при ожидаемом коммунизме, не допускала
прямой постановки проблемы взаимной
ответственности государства и
личности, советскими юристами на основе
гуманистических правовых идей, оберегаемых
от прямого сопоставления с «
Принцип ответственности государства перед личностью, хотя и не в буквально такой формулировке, нашел свое выражение в статьях 2, 18, 45, 46, 52, 53, 55 Конституции Российской Федерации. Эти положения развиты в отраслевом законодательстве. Сложилась система судебного обжалования практически всех действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц. Приняты и реализуются материальные правовые нормы о возмещении вреда личности, причиненного административной и уголовно-процессуальной деятельностью органов государства. Однако в существующих правовых формах в России принцип взаимной ответственности государства и личности испытывает кризис. Нельзя не замечать таких явлений:
- материальная ответственность государства за действия государственных органов и должностных лиц не приводит к быстрому и полному возмещению вреда пострадавшим от государственного произвола лицам;
- количество нарушений прав и законных интересов частных лиц деяниями государственных органов и должностных лиц не уменьшается при возрастающем объеме выплат из государственного бюджета сумм возмещения вреда, причиненного ими. Отсутствие эффективного механизма возмещения вреда, причиненного организациям неправомерными действиями государства и органов местного самоуправления, не только препятствует развитию российской экономики, но и дискредитирует нашу страну в глазах мирового сообщества, поскольку, не найдя справедливой судебной защиты в России, возмущенные граждане инициируют многочисленные жалобы в Европейский суд по правам человека;
- коррупция, препятствующая реализации прав и законных интересов частных лиц, признана национальной проблемой, врагом «номер один» для свободного, демократического и справедливого общества ;
- суд является не только защитником, но и нарушителем прав и законных интересов частных лиц . От его нарушений у личности нет эффективных внутригосударственных средств правовой защиты. Проблема ответственности судей за неправосудные судебные акты в гражданско-правовом и процессуальном аспектах длительное время не находит решения .
Решений этих и связанных с ними
проблем пока нет. Предложения о
возмещении вреда личности актами власти
выдвигаются сегодня в основном
представителями отраслевых дисциплин
юридической науки в пределах
известных видов юридической
ответственности и не имеют системной
связи, в том числе относительно
целей и последствий
Системообразующим элементом для
преодоления названных и
Не исследованы на общетеоретическом уровне вопросы механизма реализации принципа взаимной ответственности государства и личности. Соответственно отсутствуют общетеоретические рекомендации для решения практических вопросов отношений личности и государства.
Теоретическую основу дипломной работы составляет научные работы о государстве и личности таких авторов, как: Алексеев С.А., Матузов Н.И., Малько А.В., Шевчук Д.А., Радько Т.Н., Мелехин А.В., Морозов Л.А., Керимов А.Д., и др.
Методологической основой исследования является метод обработки теоретического материала с помощью анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, систематизации и классификации научного знания.
Нормативную базу исследования составляет: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации и др.
Объектом исследования является: общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия личности и государства.
Предметом исследования является: закономерности, возникающие в области реализации принципа взаимной ответственности государства и личности.
Цель данного исследования заключается в определении понятия и пределов действия принципа взаимной ответственности государства и личности, направлений и механизма его реализации.
Задачи исследования: 1. Сформировать представление о понятии общества, личности и государства.
2. Исследовать государство как сторону отношения с личностью
3. Изучить сущность и принцип взаимной ответственности государства и личности
4. Сформировать представление о
юридической и социальной
1. Государство и личность
1.1 Понятие общества, личности и государства
Личность - это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями.1
Общество - это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общими интересами.
Признаки общества:
- сложная организация, являющаяся упорядоченным целым, состоящее из совокупности элементов, индивидов, общностей, социальных институтов, социальных норм;
- элементы, составляющие систему, находятся друг с другом в соотношениях взаимовлияния и взаимозависимости, поэтому изменения в одном из элементов целостности порождает изменения в системе в целом;
- развитие общества как системы осуществляется путем ее реагирования на изменения внутри системы ее элементов, а также изменений во внешней среде;
- отношения взаимозависимости между элементами и получаемая в результате целостность подчиняются определенным правилам.2
Структура общества:
- социальные общности;
- социальные нормы и ценности;
-социальные институты и организации.
Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями и тем более не только физической и духовной принадлежностью носителя личностных свойств к человеческому роду. Основные параметры и черты этого положения заданы и воспроизводятся исторически конкретным, исторически неповторимым общественным организмом в целом, содержащим в себе влияние и роль всех общественных явлений и атрибутов. К числу таких безусловных реалий общества уже на протяжении более пяти тысячелетий относятся, в частности, и государственно-правовые явления3.
Фактическое положение человека, масштаб
его свободы выражаются, прежде всего,
в материальных и духовных возможностях
и обязанностях, количество, качество
и пределы которых составляют
содержательную характеристику состояния
конкретной личности. Возможности и
обязанности практически
Государство - это особая суверенная
территориальная организация
Государственная организация выступает
как официальный, уполномоченный представитель
всего общества. В силу этого отношения
между человеком и обществом
носят преимущественно
Соотношение личности и государства
может быть весьма различным. В обществе,
где господствуют идеалы справедливости,
гуманизма, демократии, люди стремятся
гармонизировать отношения
Правовое государство является конкретной формой государства в единстве его элементов. Верховная власть при этом не должна распределяться в определенном объеме между индивидами, она должна присваивать им определенный титул права. Он же и определяет праводееспособность лиц и границы их участия в правоотношениях различного типа. В данных правоотношениях как бы происходит эквивалентный обмен ценностями в соответствии с провозглашенными принципами законности и юридического верховенства основного закона.
Правовые отношения постепенно вытесняют из социальной деятельности все, что относится к не правовой сфере. Модель правового государства включает в себя правовые формы и государственные учреждения. Любая идея государства находит свое выражение в государственном праве и государственном порядке.
Правовая власть должна
В правовом государстве необходимо постоянное расширение социальной функции государства, закрепление социальных программ на уровне законодательства. При отсутствии социальной государственности можно говорить и об отсутствии правового государства. Социальные права человека выступают содержанием современной формы права.5
В правовом государстве частные интересы не подавляются, в противном случае общество не может выработать правильных целей, вариантов развития. Они преобразовываются в новые общественные союзы, которые являются основой гражданского общества и народного представительства. Правовое государство только внешне связано с системой учреждений (институциональный аспект), являясь итогом солидарности и внутренней связи частных интересов. Государственная власть выступает уравновешивающей силой в обществе, внося в процесс конкуренции частных интересов элементы правопорядка. Правовое государство проявляется на практике как постоянно изменяющаяся политическая форма, показывая постоянное движение общества к утверждению новых юридических начал.