Государство и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:40, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в определении понятия и пределов действия принципа взаимной ответственности государства и личности, направлений и механизма его реализации.
Задачи исследования: 1. Сформировать представление о понятии общества, личности и государства.
2. Исследовать государство как сторону отношения с личностью
3. Изучить сущность и принцип взаимной ответственности государства и личности
4. Сформировать представление о юридической и социальной ответственности государства и личности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Государство и личность……. ……………………………………………….7
1.1 Понятие общества, личности и государства………………………………7
1.2 Государство и правовой статус личности…………………………………12
2. Взаимная ответственность государства и личности……………………….23
2.1 Сущность и принцип взаимной ответственности государства и
личности…………………………………………………………………………23
2.2 Юридическая и социальная ответственность государства и личности…30
Заключение ……………………………………………………………………..48
Список используемой литературы ……………………………………………50

Работа содержит 1 файл

диплом государство и личность.docx

— 89.81 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 Введение ………………………………………………………………………. 3             

1. Государство и личность……. ……………………………………………….7

1.1 Понятие общества, личности  и государства………………………………7

1.2 Государство и правовой статус личности…………………………………12

2. Взаимная ответственность  государства и личности……………………….23

2.1 Сущность и принцип  взаимной ответственности  государства  и 

личности…………………………………………………………………………23

2.2 Юридическая  и социальная  ответственность государства и  личности…30

Заключение ……………………………………………………………………..48

Список используемой литературы ……………………………………………50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

                                                   Введение

Эволюция права заключается  в ограничении всевластия государства  и его институтов. Человеческий разум  сформулировал ряд демократических  постулатов, содержание которых подчинено  именно этой цели. Таковыми являются: подчинение любых должностных лиц в государстве  закону; разделение власти для предотвращения сосредоточения ее у одного лица либо органа и пресечения злоупотреблений; судебная защита граждан от должностных  лиц. Эти идеи были сведены в теорию правового государства, рассматривающую  личность не как объект власти, а  как субъект права, гражданина, в  отношении которого государство  имеет не только права, но обязанности. В утверждение мысли о взаимной ответственности государства и  личности заметный вклад внесли российские правоведы конца XIX – начала XX веков.

Актуальность исследуемой  темы заключается в следующем. 

Несмотря на то, что доктрина общенародного  социалистического государства, отмирающего  при ожидаемом коммунизме, не допускала  прямой постановки проблемы взаимной ответственности государства и  личности, советскими юристами на основе гуманистических правовых идей, оберегаемых  от прямого сопоставления с «буржуазными»  правами человека, исследовались  вопросы защиты прав личности от злоупотреблений  государственной власти в административной деятельности, возмещения ущерба, причиненного незаконным привлечением к уголовной  ответственности. Эти исследования, готовившие перелом в общественном сознании нашей страны в 80-е годы ХХ века, при изменении государственного строя в начале его 90-х годов  послужили катализатором процесса становления институтов защиты прав человека от неправомерной деятельности органов и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

Принцип ответственности государства  перед личностью, хотя и не в буквально такой формулировке, нашел свое выражение в статьях 2, 18, 45, 46, 52, 53, 55 Конституции Российской Федерации. Эти положения развиты в отраслевом законодательстве. Сложилась система судебного обжалования практически всех действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц. Приняты и реализуются материальные правовые нормы о возмещении вреда личности, причиненного административной и уголовно-процессуальной деятельностью органов государства. Однако в существующих правовых формах в России принцип взаимной ответственности государства и личности испытывает кризис. Нельзя не замечать таких явлений:

- материальная ответственность государства за действия государственных органов и должностных лиц не приводит к быстрому и полному возмещению вреда пострадавшим от государственного произвола лицам;

- количество нарушений прав и законных интересов частных лиц деяниями государственных органов и должностных лиц не уменьшается при возрастающем объеме выплат из государственного бюджета сумм возмещения вреда, причиненного ими. Отсутствие эффективного механизма возмещения вреда, причиненного организациям неправомерными действиями государства и органов местного самоуправления, не только препятствует развитию российской экономики, но и дискредитирует нашу страну в глазах мирового сообщества, поскольку, не найдя справедливой судебной защиты в России, возмущенные граждане инициируют многочисленные жалобы в Европейский суд по правам человека;

- коррупция, препятствующая реализации прав и законных интересов частных лиц, признана национальной проблемой, врагом «номер один» для свободного, демократического и справедливого общества ;

- суд является не только защитником, но и нарушителем прав и законных интересов частных лиц . От его нарушений у личности нет эффективных внутригосударственных средств правовой защиты. Проблема ответственности судей за неправосудные судебные акты в гражданско-правовом и процессуальном аспектах длительное время не находит решения .

Решений этих и связанных с ними проблем пока нет. Предложения о  возмещении вреда личности актами власти выдвигаются сегодня в основном представителями отраслевых дисциплин  юридической науки в пределах известных видов юридической  ответственности и не имеют системной  связи, в том числе относительно целей и последствий предлагаемых мер.

Системообразующим элементом для  преодоления названных и сопутствующих  им негативных явлений представляется принцип взаимной ответственности  государства и личности. Несмотря на его доктринальную значимость, в теории государства и права  до настоящего времени нет общепринятого  его определения. В основном говорится  о его большом значении для  правопорядка без раскрытия собственного содержания. Поэтому и направления  реализации этого принципа в науке  не обозначены.

Не исследованы на общетеоретическом  уровне вопросы механизма реализации принципа взаимной ответственности  государства и личности. Соответственно отсутствуют общетеоретические  рекомендации для решения практических вопросов отношений личности и государства.

Теоретическую основу дипломной  работы составляет научные работы о  государстве и личности таких авторов, как: Алексеев С.А.,  Матузов Н.И., Малько А.В., Шевчук Д.А., Радько Т.Н., Мелехин А.В.,  Морозов Л.А., Керимов А.Д.,  и др.

Методологической основой  исследования является метод обработки  теоретического материала с помощью  анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, систематизации и классификации  научного знания.

Нормативную базу исследования составляет: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации и др.

Объектом исследования является: общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия личности и государства.

Предметом исследования является: закономерности, возникающие в области реализации принципа взаимной ответственности государства и личности.

Цель данного исследования  заключается в определении понятия и пределов действия принципа взаимной ответственности государства и личности, направлений и механизма его реализации.

Задачи исследования: 1. Сформировать представление о понятии общества, личности и государства.

2. Исследовать государство как сторону отношения с личностью

3. Изучить сущность и принцип взаимной ответственности государства и личности

4. Сформировать представление о  юридической и социальной ответственности  государства и личности.

 

1. Государство и личность

1.1 Понятие общества, личности и государства

Личность - это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями.1

Общество - это устойчивое и саморазвивающееся  объединение людей, связанных между  собой общими интересами.

Признаки общества:

- сложная организация, являющаяся упорядоченным целым, состоящее из совокупности элементов, индивидов, общностей, социальных институтов, социальных норм;

- элементы, составляющие систему, находятся друг с другом в соотношениях взаимовлияния и взаимозависимости, поэтому изменения в одном из элементов целостности порождает изменения в системе в целом;

- развитие общества как системы осуществляется путем ее реагирования на изменения внутри системы ее элементов, а также изменений во внешней среде;

- отношения взаимозависимости между элементами и получаемая в результате целостность подчиняются определенным правилам.2

Структура общества:

- социальные общности;

- социальные нормы и ценности;

-социальные институты и организации.

Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями и тем более не только физической и духовной принадлежностью носителя личностных свойств к человеческому роду. Основные параметры и черты этого положения заданы и воспроизводятся исторически конкретным, исторически неповторимым общественным организмом в целом, содержащим в себе влияние и роль всех общественных явлений и атрибутов. К числу таких безусловных реалий общества уже на протяжении более пяти тысячелетий относятся, в частности, и государственно-правовые явления3.

Фактическое положение человека, масштаб  его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику состояния  конкретной личности. Возможности и  обязанности практически возникают  у человека лишь как результат  сложного взаимодействия конкретных людей, личности и общества. Именно этим предопределены серьезные различия в правовом, материальном, социальном положении в целом  между людьми. В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных  и субъективных факторов общественной жизни существенно разнятся между  собой основные показатели состояния  личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и право на свободу, в условиях современной Европы по своему содержанию принципиально отличаются от тех же права периода Второй мировой войны или же эпохи  диктатуры пролетариата в России.

Государство - это особая суверенная территориальная организация политической власти, обладающая специальным аппаратом  и регулирующая отношения, складывающиеся в обществе, с помощью общеобязательных правил поведения.4

Государственная организация выступает  как официальный, уполномоченный представитель  всего общества. В силу этого отношения  между человеком и обществом  носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

Соотношение личности и государства  может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся  гармонизировать отношения между  отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы, и призвано представлять государство. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматриваются, как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства.

 Правовое государство является конкретной формой государства в единстве его элементов. Верховная власть при этом не должна распределяться в определенном объеме между индивидами, она должна присваивать им определенный титул права. Он же и определяет праводееспособность лиц и границы их участия в правоотношениях различного типа. В данных правоотношениях как бы происходит эквивалентный обмен ценностями в соответствии с провозглашенными принципами законности и юридического верховенства основного закона.

Правовые отношения постепенно вытесняют из социальной деятельности все, что относится к не правовой сфере. Модель правового государства  включает в себя правовые формы и  государственные учреждения. Любая  идея государства находит свое выражение в государственном праве и государственном порядке.

 Правовая власть должна обеспечивать  защиту прав и свобод личности. Важным является положение Конституции  о непосредственном действии  прав и свобод человека, определяющих  смысл законодательства и деятельности  различных ветвей власти. Права  и свободы обеспечиваются правосудием.

В правовом государстве необходимо постоянное расширение социальной функции  государства, закрепление социальных программ на уровне законодательства. При отсутствии социальной государственности можно говорить и об отсутствии правового государства. Социальные права человека выступают содержанием современной формы права.5

В правовом государстве частные  интересы не подавляются, в противном  случае общество не может выработать правильных целей, вариантов развития. Они преобразовываются в новые  общественные союзы, которые являются основой гражданского общества и  народного представительства. Правовое государство только внешне связано  с системой учреждений (институциональный  аспект), являясь итогом солидарности и внутренней связи частных интересов. Государственная власть выступает уравновешивающей силой в обществе, внося в процесс конкуренции частных интересов элементы правопорядка. Правовое государство проявляется на практике как постоянно изменяющаяся политическая форма, показывая постоянное движение общества к утверждению новых юридических начал.

Информация о работе Государство и личность