Государство и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:40, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в определении понятия и пределов действия принципа взаимной ответственности государства и личности, направлений и механизма его реализации.
Задачи исследования: 1. Сформировать представление о понятии общества, личности и государства.
2. Исследовать государство как сторону отношения с личностью
3. Изучить сущность и принцип взаимной ответственности государства и личности
4. Сформировать представление о юридической и социальной ответственности государства и личности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Государство и личность……. ……………………………………………….7
1.1 Понятие общества, личности и государства………………………………7
1.2 Государство и правовой статус личности…………………………………12
2. Взаимная ответственность государства и личности……………………….23
2.1 Сущность и принцип взаимной ответственности государства и
личности…………………………………………………………………………23
2.2 Юридическая и социальная ответственность государства и личности…30
Заключение ……………………………………………………………………..48
Список используемой литературы ……………………………………………50

Работа содержит 1 файл

диплом государство и личность.docx

— 89.81 Кб (Скачать)

Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским  процессуальным законодательством.

Перечень имущества организаций, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определяется федеральным законом.

Дисциплинарная ответственность обеспечивает охрану трудовых отношений, гарантирует исполнение работником своих трудовых обязанностей. Субъектом ответственности является лицо, находящееся в трудовых отношениях с работодателем. Ответственность работника наступает перед работодателем, который вправе применить к работнику следующие взыскания:

- замечания;

- выговор;

- увольнение.23

Государство вмешивается  в эти частноправовые отношения  только по желанию одной из сторон, в связи с ее обращением в суд. В основе государственного вмешательства  – появление спора между работником и работодателем.

Построение правового государства  в Российской Федерации немыслимо  без развития института взаимной ответственности государства и  гражданина, именно поэтому Конституция  Российской Федерации официально признала ответственность государства перед человеком и гражданином. В настоящее время такой вид ответственности в российском праве четко не обозначен.

Государство становится субъектом  ответственности только в конкретном правоотношении с участием частного лица, права которого нарушены, во всех остальных случаях государство  выступает как инстанция ответственности  перед которой ответственны должностное  лицо, либо государственный орган. Государство, как субъект ответственности, являясь  публичным субъектом, несет ответственность  не за собственные действия, а за действия или решения своих органов  или должностных лиц.

Юридическая ответственность государства, по сфере применения делится на две  группы:

- ответственность государства за неисполнение обязательств в сфере реализации юридической ответственности (привлечение лица к юридической ответственности);

- ответственность государства за неисполнение обязательств при осуществлении позитивного управления (неисполнение государством своих обязанностей при осуществлении управления).

Неисполнение государством своих  обязанностей при осуществлении  управления нашло свое отражение в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов  местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных  лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.24

К действиям (решениям) государственных  органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных  лиц, государственных служащих, которые  могут быть обжалованы в суд, относятся  коллегиальные и единоличные  действия (решения), в том числе  представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности25.

Гражданин вправе обратиться с жалобой  на действия (решения), нарушающие его  права и свободы, либо непосредственно  в суд, либо к вышестоящему в порядке  подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Для обращения в суд с жалобой  устанавливаются следующие сроки:

-три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

- один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы;

- со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине  срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Уважительной причиной считаются  любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных  служащих, действия (решения) которых  обжалуются гражданином, возлагается  процессуальная обязанность документально  доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается  от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

В статье 133 Уголовно- процессуального  кодекса Российской Федерации закреплено, вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Такое право гражданина называется правом на реабилитацию и включает в себя право на возмещение имущественного вреда, компенсацию морального вреда  и восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав гражданина.

Право на реабилитацию возникает у  лица, оправданного приговором суда, либо в отношении которого прекращено уголовное дело. Требовать реабилитации вправе также лица, незаконно подвергнутые принудительным мерам медицинского характера, либо мерам уголовно-процессуального  принуждения.

Возмещение имущественного вреда  производится на основании постановления  следователя, дознавателя или суда о производстве выплат с учетом уровня инфляции. Выплаты производятся через  суд, постановивший оправдательный приговор, либо через правоохранительный орган, вынесший постановление о  прекращении уголовного дела.

Возмещение морального вреда производится через официальное извинение  прокурора от имени государства  за причиненный вред, а также посредством  подачи иска о компенсации причиненного морального вреда в денежном выражении. Размер компенсации указывается  реабилитированным по его усмотрению, но определяется судом в порядке  гражданского судопроизводства. При  определении размера компенсации  суд учитывает личность реабилитированного, степень его нравственных и физических страданий, последствия незаконных действий и т.д.

При незаконном привлечении лица к  административной ответственности  также предусмотрена ответственность  государства26 в ст.1070 ГК РФ.

Вред, причиненный гражданину в  результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной  ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного  ареста, а также вред, причиненный  юридическому лицу в результате незаконного  привлечения к административной ответственности в виде административного  приостановления деятельности, возмещается  за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных  законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов  дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В случаях, когда в соответствии с Гражданским Кодексом или другими  законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают  соответствующие финансовые органы.

Необходимо постоянно  выявлять новые элементарные уровни в правах человека, чтобы приводить  в новое соответствие масштаб  свободы по отношению к размерам и видам юридической ответственности. В условиях законного пространства деятельности государства субъективные частные права равны субъективным публичным правам. Широкое использование  информационных технологий требует  постановки проблемы защиты свободы  личности. Правовая информация выступает  как основной объект правового регулирования, которая также должна быть защищена в правовой форме. Правовая коммуникация позволяет личности проявить прежде всего свою свободу. Но эта свобода  связана с возможностью юридической  ответственности.

Правовые установки формируют  состояние мотивации правомерного поведения, результатом которого является поведенческая реакция. Оценка личности в системе ее свободы и юридической  ответственности инвариантна. Проблема управления личностью связана с  ее неотчуждаемыми правами. Государство  должно обеспечить личности свободное  действие в этой системе. Актуальной становится проблема дальнейшей демократизации правовой действительности и государственного управления. Но возрастающий объем  прав личности требуется уравновесить основными, незыблемыми принципами деятельности государства. Паритет  состоит в сохранении постоянного  равновесия частных и публичных  прав.

Становление культуры прав человека является содержанием исторических этапов развития свободы личности. Признание правосубъектности личности со стороны государства придает  практическое понимание правам человека. Отражением данного признания является содержание принципа формально-юридического равенства. В настоящее время  права человека концептуально отражают баланс идей естественно-правовой и  позитивистской школ права. Универсальность  естественных прав составляет главное  содержание современных конституций. Проблема естественного права состоит  в его изменчивом содержании. Но только позитивное право предоставляет  системе естественных прав особые гарантии.27

Совершенствование информационных технологий в юридической сфере, развитие Интернет-демократии ставит проблему совершенствования функций  государства с тем, чтобы сохранить  содержание демократического правления. Права человека являются объективной  предпосылкой законодательства, которое  призвано обеспечить личности относительную  самостоятельность. Полнота принципа автономности раскрывается через его соотношение с социальной целостностью.

Россия объявила о вхождении  в мировую систему глобального  права, где права человека приобретают  значение международного права. Обеспечивая  юридическое действие норм международного права, Россия подпадает под действие норм о юридической ответственности  за ненадлежащие применение указанных  стандартов. Но приведение в соответствие норм внутринационального законодательства с международными нормами ставит проблему не просто согласования, преодоления  коллизий, но проблему глобализации правосознания. Правосознание субъектов правоотношений в Интернете можно также подразделять на виды (обыденное, теоретическое, профессиональное), но проблема состоит в том, чтобы  законодательство включало бы в себя содержательные характеристики виртуальных  отношений, а судебные органы обладали бы правами и квалификацией по разрешению споров в глобальной сети.

Формируя новое правосознание, государство не просто увеличивает  количественно использование Интернет-технологий, но должно нормативно закрепить новые  стандарты, определения, статусы. Управляемость  обществом возрастает, но данная переменная величина существенно изменяет весь объем прав личности. Интернет, как  публичная сфера, нуждается в  надлежащем правовом регулировании. Интернет даже называют «показателем повышения  уровня гласности, открытости общества, создающего максимальные условия для  реализации гражданами своих конституционных  прав и свобод». В то же время отмечается, что «на современном этапе  фактически ни в одном государстве  мира нет комплексной системы  специальных законов, которые регулировали бы правила входа в Интернет и содержание его информационных ресурсов».28 Регулирование содержания Интернета в большинстве стран ограничивается общим законодательством.

В современных условиях проблемой  развитых демократий является обеспечение  избирательной активности населения, и новые информационные технологии помогут разрешить эту проблему, при условии, что демократическим  будет контроль за применением и  описанием их технических характеристик. Важно, чтобы при допуске к  этим информационно-избирательным  ресурсам не применялись те или иные дискриминационные меры.

Свобода может заменять собой юридическую ответственность, если она является правомерной свободой. Так же, как юридическая ответственность заменяет или ограничивает свободу лица, если лицо этой свободой не смогло распорядиться в рамках границ, установленных нормами об ответственности. Стимулы и ограничения здесь и выполняют функцию «рамок и правил», содержание и доступное «поле» правовой информации и деятельности по системе «вызов- ответ». Можно определить свободу как формулу действовать в рамках необходимости, обозначенной в системе возможного и должного поведения. Свобода - всегда определенный масштаб поведения, определенные границы и нормы. Ограничительная свобода обозначает, прежде всего, равновесие прав и обязанностей, формы существования и долженствования. Юридическая ответственность гарантирует свободу в определенных границах для личности.

Совершенствование методик  применения информационных компьютерных технологий в соответствии с правовыми  стимулами и ограничениями позволит систематизировать область технико-юридических  гарантий свободы личности. Важно, чтобы данная система была бы защищена от искажений, а размещение юридической информации в компьютерной сети соответствовало бы принципам равного доступа ее пользователей.

Информация о работе Государство и личность