Государство и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:40, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в определении понятия и пределов действия принципа взаимной ответственности государства и личности, направлений и механизма его реализации.
Задачи исследования: 1. Сформировать представление о понятии общества, личности и государства.
2. Исследовать государство как сторону отношения с личностью
3. Изучить сущность и принцип взаимной ответственности государства и личности
4. Сформировать представление о юридической и социальной ответственности государства и личности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Государство и личность……. ……………………………………………….7
1.1 Понятие общества, личности и государства………………………………7
1.2 Государство и правовой статус личности…………………………………12
2. Взаимная ответственность государства и личности……………………….23
2.1 Сущность и принцип взаимной ответственности государства и
личности…………………………………………………………………………23
2.2 Юридическая и социальная ответственность государства и личности…30
Заключение ……………………………………………………………………..48
Список используемой литературы ……………………………………………50

Работа содержит 1 файл

диплом государство и личность.docx

— 89.81 Кб (Скачать)

Гарантии правового статуса  личности традиционно подразделяются на общие и специальные (юридические). К общим гарантиям относятся:

- экономические;

- социальные;

- политические;

- иные условия реализации прав и свобод.

Социальные гарантии создают особую систему социальной защиты путем  перераспределения доходов, оказания помощи социально незащищенным слоям, решения проблем трудоустройства  и занятости, обеспечения гарантированных  социальных выплат, дотаций, субсидий и др.

Политические гарантии связаны  с созданием демократических  основ деятельности политической системы, стабильных основ для участия  в выборах, в различных политических объединениях и инициативах.

Специальные (юридические) гарантии являются правовыми формами, обеспечивающими  механизмы реализации прав и свобод, создающие процессуальные формы  охраны и защиты правового статуса  личности от любых нарушений. К юридическим  гарантиям относятся, прежде всего, создание и развитие системы конституционного контроля, конституционного правосудия.  

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или  умаляющие права и свободы  человека и гражданина. Другим важным правовым средством защиты является действие следующих принципов: соразмерности  или запрета чрезмерных ограничений  прав и свобод, сохранения сущностного  содержания прав и свобод, недопустимость ограничения прав и свобод и др.

Особое значение приобретает деятельность Конституционного Суда в области  гарантий правового статуса личности, решения которого являются общеобязательными, окончательными, действующими непосредственно, вступающими в силу немедленно после  их провозглашения. Конституционный Суд может не только признать те или иные решения неконституционными, но и дает конкретные указания о необходимости приведения в соответствие деятельности органов и лиц с Конституцией и законодательством.14

 К числу важнейших гарантий  также относится защита прав  и свобод человека общими судами  посредством правосудия. Каждому  гарантируется судебная защита  его прав и свобод.

Обязанность рассматривать обращения  граждан возложена на каждый суд, входящий в судебную систему, с соблюдением  соответствующих правил подсудности. В гражданском и арбитражном  процессе права граждан защищаются с помощью института иска или  жалобы. В уголовном процессе к  числу гарантий можно, например, отнести  права обвиняемого и подозреваемого, потерпевшего, презумпцию невиновности, суд присяжных заседателей и  др. Среди административно-правовых форм защиты прав и свобод граждан  можно отметить: административный (внесудебный) порядок обжалования действий органов  исполнительной власти, специфические  формы государственного контроля (Президента, Правительства, министерств и ведомств), прокурорский (общий) надзор за соблюдением  законов органами исполнительной власти, деятельность Уполномоченного по правам человека и др. Непосредственное значение имеют также законодательные  гарантии прав и свобод человека и  гражданина в сфере деятельности исполнительной власти15.

В заключении исследования данной главы  можно сделать следующий вывод.

Личность - это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества.

 

        Правовой статус личности - это комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и государства.

Права личности в структуре  правового статуса - это формально- определенные, юридически гарантированные  возможности пользоваться социальными  благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Правовой статус, имеющий  общий характер и распространяющийся на всех граждан страны, обычно получает нормативную конкретизацию применительно  к отдельным категориям и группам  граждан. На этой основе складываются специальные правовые статусы различных  категорий населения. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2. Взаимная ответственность государства и личности

2.1 Сущность и  принцип взаимной ответственности   государства и личности

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности  общественных отношений.

Для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Как только появляется общество, сразу же возникает потребность  в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как  именно интересы выступают решающим личностным регулятором.

Отношения между властью, государством в лице его органов  и личностью носят сложный  многоаспектный характер. Государство, осуществляя политическую власть, в отношениях со своими гражданами должно уважать права человека и обеспечить приоритет общечеловеческих ценностей.

Российская Федерация, как  и многие страны мира, в качестве важнейшего принципа, определяющего  правовое положение личности, признает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

 В статье 2 Конституции Российской Федерации указано,что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства.

Права и свободы россиян  определяют смысл, содержание и цели применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.16

В жизни государства и  общества возможны и неблагоприятные  ситуации: локальные войны, межнациональные  конфликты, экологические бедствия. Введение в таких ситуациях чрезвычайного положения на определенное время связано с установлением ограничений отдельных прав и свобод (например, право на свободное передвижение, на участие в митингах, шествиях и демонстрациях и др.).

 Однако статья 56 Конституции Российской Федерации запрещает даже в этих случаях ограничивать права граждан на личное достоинство, свободу и личную неприкосновенность, свободу экономической деятельности, право на жилище, на судебную защиту своих прав и свобод и др.

Конституция Российской Федерации провозгласила народ России носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Но если власть принадлежит народу, и он выступает носителем суверенитета, то государство не может иметь приоритет над личностью. В его взаимоотношениях с личностью на первый план должны выступать отношения равенства и социальной справедливости между личностью и государством, а основным назначением государства должно быть служение народу, обеспечение благосостояния человека и его свободное развитие.

В Российской Федерации принцип  равенства государства и личности устанавливается в гражданской, политической, экономической и социальной сфере. Ограничение прав человека допускается только на основании закона и в отдельных случаях в судебном порядке. Исключается установление какой бы то ни было идеологии в качестве общегосударственной или общеобязательной. Конституционно закреплена свобода экономической деятельности, равноправие форм собственности. Экономические отношения между государством и человеком строятся на социальном партнерстве.

Взаимоотношения государства  и личности должны пронизываться  принципом социальной справедливости, которая формируется на базе норм нравственности и права, воплощает в себе принципы морали и права и является мерилом поведения людей и коллективов, а также основой государственной и общественной оценки действий и иных социальных явлений с точки зрения соответствия их интересам народа.

Исключительно важным принципом  взаимоотношений государства и  личности является взаимная ответственность  граждан перед государством и  государства перед гражданами. Долгое время в нашем обществе данный принцип не находил полной реализации: лишь граждане несли ответственность за свои действия перед государством, а само государство в большинстве случаев такой ответственности избегало. Теперь государство, его органы, учреждения и должностные лица ответственны перед человеком и гражданином.

Многие вопросы, связанные  с ответственностью государства, достаточно полно освещены в юридической  литературе. В этой связи чаще всего  рассматриваются проблемы международно-правовой ответственности. Предметом исследования достаточно давно является и ответственность  государства за деятельность своих  органов и должностных лиц  в гражданском праве17 , имеющая правовосстановительный характер.

Взаимоотношения государства  и личности характеризуются также  принципом единства прав и обязанностей. Права и обязанности не существуют в отрыве друг от друга. Закрепляя, основные права граждан, государство одновременно возлагает на них выполнение ряда обязанностей. Этому же принципу подчинено само государство в его практической деятельности.

Концепции права большинства  современных государств эволюционируют от естественно-правовой доктрины к  концепции социального права. Реальная свобода лица ограничивается и местом той социальной группы, к которой  оно принадлежит. Индивиды распределяются по социальным позициям и «не личностные свойства индивидов, если даже они статистически  обобщены, определяют специфику общественных групп, а наоборот, место группы в  общественной структуре обусловливает социальные свойства входящих в нее людей».18 Отдельная личность не может изменить структуры и содержания социальной системы. Социальные институты наоборот берут под контроль поведение личности. Личность приобретает себе права благодаря обществу, которое по определению является простым объединением частных лиц. Гражданское общество является уже объединением лиц с неотчуждаемыми правами. Но принципы гражданского общества могут подвергаться видоизменениям в зависимости от эволюции системы ценностей.

Государство является наиболее прочным из всех союзов, может быть потому, что оно строится на началах  позитивного права. Права личности должны быть санкционированы государством. Государственное принуждение выступает, прежде всего, формой защиты личности, если оно основано на правовом законе. Существуют общие международно-правовые подходы к определению элементов  правового статуса личности. Эти  подходы приобрели статус императивных требований и форм контроля за исполнением  государствами своих обязательств по защите личности.

Взаимная ответственность  государства и личности выражается в одинаковом юридическом подходе  к ответственности государства  перед личностью и наоборот. Применение принудительных мер должно соответствовать  не только тяжести совершенного правонарушения, но и процессуальным требованиям, которые  выступают основными гарантиями реализации прав государства или  личности.

Провозглашаемые стандарты  равенства в современных условиях - это равенства по возможностям, по дозволениям, а не фактические  равенства.

  Равенство прав личности и государства проявляется не в материальных действиях, а в процессуальном порядке осуществления материальных прав. Нельзя допускать ситуации, когда формальное юридическое равенство переходит в материальное равенство. Тогда право переходит в свою противоположность, так как переворачивается весь порядок отношений, происходит революция. Гарантиями осуществления этих прав выступают прежде всего государственные судебные и контролирующие органы, поэтому необходимо совершенствовать не только институциональную систему государства, но и правовой режим. Правовое правление предполагает существование системы правовых отношений, основными элементами которых выступают субъективные права и обязанности. Личность ставится выше права, а, следовательно, равенство прав является выражением свободы личности. Но и это равенство прав означает лишь одинаковые возможности, предоставляемые государством для приобретения субъективных прав.   

   Конституция Российской Федерации предоставляет возможность обращения в международные органы по правам человека, важно, что подобный механизм уже работает.19

  Государство, в конечном счете, является способом и формой организации общества. Следовательно, источником права в материальном смысле является общество, а не государство, определяющее лишь границы права, но не его основания. В современных условиях возрастает значение информативности закона, являющегося коммуникативным средством взаимодействия государства и личности.

Создание государством норм права  – правил поведения для неопределенного  круга лиц не может порождать  материально-правовых индивидуально-определенных отношений нормотворческих органов  с частным лицом. Есть лишь процессуальные правоотношения между органом, издавшим нормативный правовой акт, и лицом, оспаривающим его в суде и утверждающим, что орган государства неправильно решает его противоречие с обществом.

В российском государстве установлен порядок обжалования законов  и иных нормативных правовых актов, определен порядок установления объективной стороны правонарушений законодателя и устранения последствий  нарушений.

Применение судом правовосстановительных санкций к законодателю нельзя считать  ответственностью последнего перед  обществом.

Штрафная частная ответственность  государства, предусмотренная гражданским  правом за нарушения в нормотворческой  деятельности, возлагается не на тех, кто нарушил права частных  лиц, и не на тех, кто выиграл от таких нарушений, то есть не выполняет  функции ответственности в полном объеме. Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные изданием нормативно-правового акта (частная штрафная ответственность), возмещаются не государственным органом, издавшим его, а соответствующей казной, то есть государством в целом. Возмещение ущерба происходит не за счет государственного аппарата, а за счет общества путем перераспределения расходов государственного бюджета.

Информация о работе Государство и личность