Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:21, курсовая работа
Рассмотреть конституционно-правовые основы взаимоотношений государства и церкви.
Основными вопросами данной работы, являются:
• государство и церковь: понятие и основные характеристики;
• конституционные основы взаимодействия церкви и государства в Республике Беларусь;
• религиозный аспект белорусского государства.
Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Государство и церковь: понятие и основные признаки....................3-4
1.1 Конституционной строй Республики Беларусь...........................................5-6
1.2 Церковное право...........................................................................................7-10
1.3 Взаимоотношения государства и Православной церкви в Беларуси (1917- по настоящее время)........................................................................................11-19
Глава 2. Конституционные основы взаимодействия государства и церкви в Республике Беларусь.............................................................................................20
2.1 Проблемы трансформации законодательства Республики Беларусь о свободе вероисповеданий и религиозных организациях.............................21-37
Глава 3. Религиозный аспект идеологии белорусского государства.........38-43
Заключение.......................................................................................................44-45
Список использованной литературы...................................................................46
Несомненно, положительной можно признать попытку авторов законопроекта дать определение религиозной деятельности. Нельзя не согласиться с отнесением к религиозной деятельности таких бесспорно религиозных действий, как проведение богослужений, молитвенных собраний, чтение проповедей и обучение священнослужителей.
Вместе с тем, определение
религиозной деятельности в Законопроекте
2002 г. в целом продолжает оставаться
недостаточно конкретным. Формулировка
статьи 3 не позволяет однозначно ответить
на вопрос о том, ограничена ли «иная
деятельность, направленная на организационное
и материальное обеспечение культовой
практики религиозной организации»,
только теми видами деятельности, перечисление
которых дается затем в скобках,
или это только некоторые из примеров
того, что понимается авторами законопроекта
под «иной религиозной
Наибольшие сомнения вызывает положение, которое определено как «распространение религий». Более неопределенное положение трудно представить. Его можно интерпретировать как угодно. Все будет зависеть от желания и уровня подготовленности интерпретатора, кем бы он ни был — государственным служащим или представителем какой-либо религиозной группы.
Новая концепция
Законопроект 2002 г. содержит
значительное количество положений, концептуально
меняющих регулирование общественных
отношений, возникающих в связи
со свободой вероисповеданий и
Так, в преамбуле вслед за пунктом, провозглашающим «равенство религий перед законом», вводится ранжирование перечисляемых в законопроекте конфессий. На первое место ставится Православная церковь, роль которой в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа обозначена в качестве «определяющей». На второе место поставлена Католическая церковь. Законопроектом 2002 г. фиксируется ее духовная, культурная и историческая роль на территории Беларуси. И, наконец, отмечается неотделимость от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.
Обращает на себя внимание
явная юридическая и логическая
противоречивость преамбулы Законопроекта
2002 г. Юридически алогично определять
«правовые основы создания и деятельности
религиозных организаций», исходя из
противоречащих друг другу положений
равенства религий перед
Весьма симптоматичным является
отсутствие в преамбуле принципиально
важного положения Закона 1992 г. о
регулировании возникающих в
области религии общественных отношений
в целях единообразного осуществления
на всей территории Республики Беларусь
принципов свободы совести и
вероисповеданий, а также реализации
права граждан на пользование
этой свободой (статья 1, пункт 2). Новая
концепция преамбулы
Возможность концептуального
изменения действующего законодательства
о свободе вероисповеданий
Степень новизны данного
положения становится особенно заметной,
если не забывать, что действующее
законодательство не позволяет государству
финансировать религиозные
Концептуально новым является пункт 4 статьи 9 Законопроекта 2002 г.: «Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей или лиц, их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся), во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Этой же статьей установлено, что «порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь».
Наконец, весьма симптоматично и отсутствие в Законопроекте 2002 г. положения об альтернативной службе, в то время как Закон 1992 г. допускает возможность замены исполнения одной гражданской обязанности на другую (статья 5, пункт 2).
Новые цензы
Ныне действующий Закон
1992 г допускает регистрацию
Указанный количественный лимит верующих, которые могут зарегистрировать религиозную общину, является возвращением к действовавшему в СССР положению, когда в религиозные общества могли объединяться не менее 20 верующих. Возможно авторы законопроекта, вводя подобное ограничение, преследуют цель создать правовую основу для ликвидации религиозных общин, насчитывающих менее 20 верующих? Вряд ли, однако, это способствовало бы реализации закрепленного в статье 22 Конституции Республики Беларусь равенства белорусских граждан перед законом и их право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
Представляется, что законодательное
закрепление данного лимита будет
означать нарушение гарантированного
статьей 36 Конституции Республики Беларусь
равного права граждан на свободу
объединений. Нарушение данного
права состоит во введении завышенного
количественного ограничения
Дискриминационный характер статьи 14 становится особенно видимым при ее сравнении со статьей 19 Законопроекта 2002 г. Согласно пункту 2 статьи 19, для регистрации монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств требуется не менее 10 участников. Устанавливаемый законопроектом вдвое меньший количественный ценз для регистрации монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств означает введение двойного стандарта для различных видов религиозных организаций. Объективно введение такого двойного стандарта создает преимущество для двух конфессий: Православной церкви и Римско-католической церкви, поскольку институт монашества отвергается большинством других конфессий. На практике же наибольшее преимущество получит именно Православная церковь, поскольку большинство действующих в республике монастырей, монашеских общин, религиозных братств и сестричеств действует в рамках именно этой конфессии.
Закон 1992 г. не устанавливает каких-либо количественных или временных ограничений для регистрации религиозных объединений. Законопроектом 2002 г. предусмотрено установление количественного и временного цензов, соблюдение которых является обязательным условием регистрации религиозных объединений: «Религиозные объединения образуются при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет» (статья 15).
Интересно, что в первоначальном проекте закона, направленном Советом Министров Республики в парламент, предусматривался иной временной ценз, необходимый для регистрации религиозного объединения —15 лет. В ходе обсуждения законопроекта в парламенте временной ценз был увеличен до 20 лет. Если посмотреть на даты, то в первом случае для образования объединения требовалось, чтобы религиозная община того или иного вероисповедания существовала в 1987 году. Это был период активного развития процесса перестройки советского общества, когда несколько ослабло идеологическое всевластие КПСС, и когда партия, занятая внутренними разборками, несколько ослабила идеологический прессинг на общество. В социуме стало появляться все больше ростков свободы, в том числе и религиозной.
Принятый депутатами Палаты представителей двадцатилетний временной ценз отодвигает минимальный срок образования религиозной общины, входящей в религиозное объединение, до 1982 г. Симптоматичность решения Палаты представителей состоит не просто в увеличении временного ценза на пять лет. Представляется, что те, кто предложил данное увеличение, и те, кто за него проголосовали, решили сдвинуть временной рубеж на тот период правления Коммунистической партии Советского Союза, который определялся самой этой партией как период застоя. Нельзя не вспомнить, что 1982 г. — это год смерти Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и назначения на данный пост председателя КГБ Юрия Андропова. Приход последнего к управлению партией и обществом запомнился многим кампанией по ловле граждан трудоспособного возраста, посещавших кинотеатры и другие (немногочисленные в то время) увеселительные заведения в рабочее время.
Еще один специальный ценз—владение
государственными языками — предусматривается
статьей 19 Законопроекта 2002 г. Этой статьей
устанавливаются требования, предъявляемые
при государственной
Выводы
Законопроектом 2002 г. предусмотрено
немало иных новаций. Часть из них
направлена на то, чтобы произвести
очередную перерегистрацию
Другая часть новаций касается изменения порядка формирования органа государственного управления по делам религий. Законопроект 2002 г. предусматривает передачу функции формирования этого органа от Совета Министров Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь. Учитывая тенденции развития правовой системы Республики Беларусь в последние годы, это, несомненно, означает усиление внимания к регулированию данной сферы отношений в обществе. Вместе с тем, принятие сформулированных в Законопроекте 2002 г. новаций вряд ли будет способствовать выполнению важной функции Президента Республики Беларусь, который по Конституции является гарантом прав и свобод человека и гражданина и должен олицетворять единство народа.
Представляется, что задача Законопроекта 2002 г. состоит не в том, чтобы остановить распространение в республике различных неомистических сект типа сайентологов (в Беларуси они вряд ли найдут массовую поддержку). К тому же, чтобы остановить эти секты, вполне достаточно инструментария, предоставляемого Законом 1992 г. Сверхзадача Законопроекта 2002 г. — не дать нарушить статус-кво, не дать другим течениям христианства, отличным от православия, активно развиваться на территории Беларуси, притормозить рост числа неправославных христианских общин.
Сравнение действующего Закона
1992 г. и одобренного Палатой