Государство и церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Рассмотреть конституционно-правовые основы взаимоотношений государства и церкви.
Основными вопросами данной работы, являются:
• государство и церковь: понятие и основные характеристики;
• конституционные основы взаимодействия церкви и государства в Республике Беларусь;
• религиозный аспект белорусского государства.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Государство и церковь: понятие и основные признаки....................3-4
1.1 Конституционной строй Республики Беларусь...........................................5-6
1.2 Церковное право...........................................................................................7-10
1.3 Взаимоотношения государства и Православной церкви в Беларуси (1917- по настоящее время)........................................................................................11-19
Глава 2. Конституционные основы взаимодействия государства и церкви в Республике Беларусь.............................................................................................20
2.1 Проблемы трансформации законодательства Республики Беларусь о свободе вероисповеданий и религиозных организациях.............................21-37
Глава 3. Религиозный аспект идеологии белорусского государства.........38-43
Заключение.......................................................................................................44-45
Список использованной литературы...................................................................46

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Кембель Максим..docx

— 108.72 Кб (Скачать)

крестов и прочие безобразия, вызывающие протесты населения.

Пятый период базировался  на достижениях предыдущего. Приход

Л.И. Брежнева хоть и положил  конец разнузданной антирелигиозной 

деятельности, однако временное послабление касалось лишь очевидных

перегибов. Удар по Церкви власти нанесли ужесточением религиозного

законодательства. Был принят ряд постановлений, многие из которых 

носили закрытый характер, существенно ограничивающих деятельность

религиозных организаций. Духовенство  было отстранено от

административных, финансово-хозяйственных  дел в религиозных

объединениях. Расширялась практика вмешательства государственных

органов во внутрицерковные дела. Не смотря на ужесточение штрафных

санкций и уголовной ответственности, массированную антирелигиозную 

пропаганду религиозность  населения не падала. Верующие находили все 

новые и новые способы  участия в церковной жизни  и даже отправлении 

религиозных обрядов. К примеру, до 60 % крещений проходили тайно.

Большое значение для православия  в Беларуси имело назначение в

1978 г. на Минскую кафедру  митрополита Филарета (Вахромеева).

Филарет был выходцем из семьи  московской интеллигенции. Он окончил 

Московскую духовную академию, являлся руководителем Отдела внешних

церковных связей РПЦ. Владыка  проводил активную пастырскую

деятельность, посещал приходы, проводил там богослужения и встречи,

беседы с верующими. Подобная деятельность содействовала пробуждению 

интереса к православию  и у верующих, и у компетентных органов, однако

воздействовать на Филарета последним было сложно. Церковь очень 

много делала для укрепления имиджа СССР в мире. Владыка часто 

приглашал иностранных гостей в епархию и власти не решались как то

существенно его в этом ограничить. Посещения Жировичского монастыря

иностранцами во многом было определяющим для обители, которая  и 

после многих урезок и попыток  ликвидации продолжала оставаться

центром духовности республики.

Значительные перемены начались с 1989 г. после празднования 1000-

летия Крещения Руси. В октябре этого года были возрождены Полоцкая,

Могилевская и Пинская епархии, в январе 1990 — восстановлена

Гомельская и учреждена Брестская кафедры, в октябре 1991 — учреждена

Новогрудская и Гродненская, а в мае 1992 — Туровская и Витебская

епархии. К началу 1991 г. в  республике насчитывалось 609 приходов.

Канонически все десять епархий  на территории Беларуси входят в состав

учрежденного в 1990 г. Белорусского Экзархата Русской Православной

Церкви, имеющего административную самостоятельность и 6

управляющегося Синодом во главе с Митрополитом Минским и Слуцким,

Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом. Второе официальное 

наименование Белорусского Экзархата — Белорусская Православная

Церковь. Спустя год после  образования Белорусского Экзархата  его 

посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это  был 

первый визит Предстоятеля Русской Православной Церкви на

Белорусскую землю за ее тысячелетнюю историю.

В республике по состоянию  на 1 января 2003 г. зарегистрировано

1265 православных приходов. Действуют около 1000 церквей, 19

монастырей. 130 храмов находится  в стадии строительства. В епархиях

осуществляют свою деятельность 18 религиозных братств и 6 сестричеств,

которые занимаются различными направлениями социального служения и 

содействия церкви.

Деятельность Православной церкви в деле служения белорусскому

народу, установлению мира и  согласия в обществе высоко оценена на

государственном уровне. Президент проводит ежегодные встречи с

Синодом, подписаны соглашения о сотрудничестве между Экзархатом и 

Правительством Республики Беларусь, а так же некоторыми

министерствами и ведомствами. В преамбуле Закона «О свободе  совести и 

религиозных организация», вступившего в силу 15 ноября 2002 г.,

обозначена определяющая роль Православной церкви в историческом

становлении и развитии духовных, культурных и государственных

традиций белорусского народа .

 

Глава 2. Конституционные основы взаимодействия государства и церкви в Республике Беларусь. 

Взаимодействия государства  и церкви в Республике Беларусь регулируется Конституцией: статья 31 — каждый имеет  право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении  религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом; статья 16 — религия и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

 

2.1  Проблемы трансформации законодательства  Республики Беларусь о свободе  вероисповеданий и религиозных  организациях.

 

Белорусское законодательство о свободе вероисповеданий и  религиозных организациях представляет собой совокупность государственно-правовых актов, которые определяют положение  религии в Республике Беларусь, взаимоотношения  между государством и церковью, фиксируют  права и обязанности верующих, регулируют широкий комплекс общественных отношений в области свободы  совести и вероисповеданий.

История современного белорусского законодательства о свободе вероисповеданий  и религиозных организациях насчитывает  чуть менее десяти лет. Его основы были заложены Верховным Советом  Республики Беларусь, принявшим 17 декабря 1992 г. Закон «О свободе вероисповеданий  и религиозных организациях» (Закон 1992 г.). С некоторыми изменениями  и дополнениями Закон 1992 г. продолжает действовать до настоящего времени. В немалой степени благодаря  этому закону религиозная ситуация в республике могла до последнего времени оцениваться как стабильная, управляемая, прогнозируемая и не взрывоопасная.

Нельзя не отметить, однако, что за последние годы в этой области  общественных отношений накопилось достаточно большое количество проблем, стало проявляться все больше противоречий, многие из которых по-разному  интерпретируются государственными органами, религиозными организациями и верующими  гражданами республики.

Явная неудовлетворенность  государственных структур религиозной  ситуацией в стране отчетливо  проявилась весной 2002 г. на коллегии Комитета по делам религий и национальностей  при Совете Министров республики, рассмотревшей этноконфессиональную ситуацию в Беларуси на конец 2001 года.

В первую очередь представителей властей беспокоит активная миссионерская  деятельность католических священников, рост числа католических приходов, устойчивая тенденция активизации  в Беларуси Католической церкви, особенно в тех районах, где католицизм не являлся ранее традиционным. Другая реалия — значительное увеличение числа протестантских общин. Они  представлены в Беларуси 15 направлениями, объединяющими 985 общин, что составляет 36 процентов от их общего количества в республике. Власти не может не раздражать то, что некоторые из протестантских конфессий чрезвычайно активно и напористо защищают свои права, что именно в их среде находится наибольшее число так называемых «отказников», то есть лиц, поддерживающих идею введения альтернативной службы.

Другими словами, государственные  структуры явно обеспокоены возможностью нарушения межконфессионального баланса, который до последнего времени заключался в определенном доминировании на религиозном пространстве Беларуси Православной церкви. В этом смысле вполне естественны союзником государственных структур оказывается Православная церковь, которую, объективно, также не может не беспокоить рост числа хотя и христианских (католических и протестантских), но не православных общин. Не удивительно поэтому появление в государственных белорусских СМИ призывов установления «пределов демократии» в религиозной сфере, предложений решительнее защищать в интересах национальной безопасности «свою традиционную веру», выражение обеспокоенности «слабостью» белорусского законодательства о свободе вероисповеданий.

В принятом Палатой представителей парламента Беларуси в середине 2002 г. проекте нового Закона «О свободе  совести и религиозных организациях» (Законопроект 2002 г.), отношение к  которому в обществе далеко не однозначно, многие из приведенных выше призывов находят свою правовую фиксацию. Это  вызывает недовольство у верующих большинства  действующих в республике конфессий. Они полагают, что Законопроект 2002 г. предусматривает ограничение  существующих религиозных прав и  свобод верующих, ставит действующие  в Беларуси конфессии в неравные условия, особым образом выделяя  из всех конфессий православную.

Отмеченные обстоятельства делают актуальными многие вопросы, связанные с трансформацией законодательства о религиозной деятельности в  Республике Беларусь. Каким образом  формировалось в республике законодательство о религиозной деятельности? Какие  черты приобрело оно в первые годы существования Республики Беларусь и как развивалось в последующем? Насколько существенны изменения  существующего законодательства, заложенные в Законопроекте 2002 г.? Как можно  охарактеризовать главный вектор этих изменений?

Принцип равенства религий

Важнейшее положительное  значение Закона «О свободе вероисповеданий  и религиозных организациях» 1992 г. состояло в том, что в такой  поликонфессиональной стране, какой является Беларусь, им был установлен принцип равенства религий и вероисповеданий: «Все религии и вероисповедания равны перед законом. Ни одна религия, вероисповедание не пользуются никакими преимуществами и не имеют никаких ограничений по сравнению с другими» (статья 6). Статья 3 Закона 1992 г. определила, что в «соответствии с правом на свободу вероисповеданий каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии».

Несомненная прогрессивность  Закона 1992 г. во многом объясняется  тем, что многие его положения  были восприняты из международных конвенций. Так, например, в нем почти дословно воспроизведено положение Европейской  Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) относительно пределов ограничения свободы вероисповедания. Оно зафиксировано пунктом 4 статьи 3 Закона 1992 г.: «Осуществление свободы  исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественной безопасности и порядка, жизни, здоровья, морали, а также прав и свобод других граждан, установлены законом  и совместимы с международными обязательствами  Республики Беларусь».

Принятая в 1994 году Конституция  Республики Беларусь закрепила правовые основы законодательства о свободе  вероисповеданий и религиозных  организациях. Ключевым положением стало  провозглашение принципа, что демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений, а идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может  устанавливаться в качестве обязательной для граждан (статья 4).

Конституция 1994 г. весьма широко определяла религиозные свободы  граждан. В частности, статьей 31 предусматривалось, что «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими  исповедовать любую религию или  не исповедовать никакой, выражать и  распространять убеждения, связанные  с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов».

Принципиально важное значение Конституции 1994 г. состояло в том, что в поликонфессиональной Беларуси ею был закреплен императив равенства религий и вероисповеданий, согласно которому не допускалось установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим (статья 16).

Жизнь, несомненно, требовала  дальнейшего развития законодательства, принятия нормативных актов, предназначенных  для регулирования тех аспектов общественных отношений в области  религиозной деятельности, которые  не получили закрепления в Законе 1992 г. Один из таких актов появился в середине 90-х годов: Постановление  Кабинета Министров Республики Беларусь от 3 июля 1995 г. № 357 «Об утверждении  Положения о порядке приглашения  и деятельности иностранных священнослужителей на территории Республики Беларусь».

Утвержденное указанным  Постановлением Положение (Положение 1995 г.) регулировало вопросы, связанные  с приглашением в Республику Беларусь зарубежных служителей церкви. Оно  определяло порядок получения иностранными священнослужителями, миссионерами, монахами и монахинями разрешений на религиозную  деятельность в Республике Беларусь. Положение 1995 г. определяло порядок  перевода иностранных священнослужителей из одной религиозной организации  в другую, назначения и замены зарубежными  религиозными центрами руководителей  религиозных объединений, управлений и центров в Республике Беларусь, а также приглашения иностранных  граждан и лиц без гражданства  для обучения в духовных учебных  заведениях, действующих в Республике Беларусь.

Надо отметить, что право  на приглашение в Республику Беларусь иностранных священнослужителей было предоставлено Положением 1995 г. далеко не всем религиозным организациям, а только религиозным управлениям  и центрам, имеющим зарегистрированные в установленном порядке уставы (положения). Оно устанавливало обязательность согласования приглашений с органом  государственного управления по делам  религий и срок (один год), на который  отделы религий облисполкомов и  Минского горисполкома могли зарегистрировать иностранных служителей церкви. По Положению 1995 г. годичный срок нахождения иностранного священнослужителя на территории Республики Беларусь по ходатайству религиозного управления или центра мог быть продлен на один месяц.

Информация о работе Государство и церковь