Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:21, курсовая работа
Рассмотреть конституционно-правовые основы взаимоотношений государства и церкви.
Основными вопросами данной работы, являются:
• государство и церковь: понятие и основные характеристики;
• конституционные основы взаимодействия церкви и государства в Республике Беларусь;
• религиозный аспект белорусского государства.
Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Государство и церковь: понятие и основные признаки....................3-4
1.1 Конституционной строй Республики Беларусь...........................................5-6
1.2 Церковное право...........................................................................................7-10
1.3 Взаимоотношения государства и Православной церкви в Беларуси (1917- по настоящее время)........................................................................................11-19
Глава 2. Конституционные основы взаимодействия государства и церкви в Республике Беларусь.............................................................................................20
2.1 Проблемы трансформации законодательства Республики Беларусь о свободе вероисповеданий и религиозных организациях.............................21-37
Глава 3. Религиозный аспект идеологии белорусского государства.........38-43
Заключение.......................................................................................................44-45
Список использованной литературы...................................................................46
Пунктом 4 Положения 1995 г. устанавливалось
правило, по которому религиозные управления
и центры, пригласившие в Беларусь
иностранных служителей церкви, могли
направлять их в общины только своего
религиозного объединения. Одновременно
устанавливался запрет на ведение религиозной
деятельности иностранными священнослужителями
в населенных пунктах, не входящих в
район деятельности обслуживаемых
ими религиозных общин. Положением
1995 г. допускалась возможность
Положение 1995 г. допускало
возможность заниматься религиозной
деятельностью и тем
Пункт 8 Положения 1995 г. предусматривал
возможность аннулирования
Таким образом, к середине 90-х годов в Беларуси в целом сложилась нормативная база, на основе которой государством осуществлялось регулирование деятельности религиозных организаций, зарегистрированных в республике к этому времени. Однако наряду с законно существующими и действующими религиозными организациями появились неомистические, псевдорелигиозные секты, которые не прошли процедуру обязательной регистрации в соответствующих государственных органах по делам религий. Понятно, что их деятельность не могла не беспокоить представителей властей.
Но наибольшие нарекания властных структур вызывала в это время деятельность миссионеров из различных стран мира, прибывавших в республику по обычным туристическим визам либо по частным приглашениям и пытавшихся заниматься миссионерской деятельностью без специального разрешения. Это раздражение властей автоматически переносилось с отдельных групп на целые конфессии. А.Жильский, возглавлявший в то время Совет по делам религий и национальностей при Кабинете Министров Республики Беларусь, широко транслировал для печати явное раздражение главы государства действиями католиков и протестантов, озвученное во время пребывания в Минске патриарха Московского и всея Руси Алексия П. Это обобщение необоснованно бросало тень как на католическую, так и на все протестантские конфессии в Беларуси.
Создавшееся напряжение в
какой-то степени может быть объяснено
непониманием специфики благотворительной
деятельности зарубежной церкви. Благотворительной
деятельностью в иностранных
государствах занимаются различные
организации, но, главным образом, религиозные.
В Белоруссию после Чернобыльской
катастрофы пошел поток гуманитарной
помощи. Собирали и доставляли в
республику эти грузы преимущественно
верующие. По-человечески можно понять
не только желание иностранцев-верующих
оказать гуманитарную помощь нуждающимся
гражданам Беларуси, но и их стремление
рассказать о религиозных мотивах
своей благотворительной
Конечно, было бы сильным
преувеличением изображать всех без
исключения зарубежных миссионеров
этакими невинными агнцами. Среди
них, несомненно, были люди, которые
не только по незнанию могли нарушать
установленный в Республике Беларусь
порядок осуществления
Вышесказанное — не единственный источник напряженности во взаимоотношениях между структурами власти и верующими. Потенциально источник напряженности может находиться в самом законодательстве, регулирующем религиозную деятельность. Сложившееся в Беларуси к середине 90-х годов законодательство о религиях не было совершенным. В нем оставалось немало пустот. Некоторые положения Закона 1992 г. были сформулированы весьма неопределенно, что позволяло допускать их различную трактовку.
Несомненно, требуется совершенствование законодательства в плане поиска более точных определений отдельных положений Закона 1992 г., а также развития заложенных в нем позитивных элементов. Этому, однако, не способствует современная ситуация в Республике Беларусь, поскольку с середины 90-х годов и по настоящее время главным вектором трансформации белорусского законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях становится усиление регулирующей роли государства и постепенный отход от принципа равенства религий и вероисповеданий.
Переломный момент
Переломным моментом трансформации белорусского законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях стало принятие ряда изменений и дополнений, внесенных в Конституцию Республики Беларусь в 1996 г., которые положили начало процессу редуцирования религиозных прав и свобод, установленных Законом 1992 г. и Конституцией 1994 г. Так, уже упоминавшаяся статья 31 Конституции 1994 г. была дополнена словами: «не запрещенных законом». Данное дополнение совершенно однозначно фиксировало переход функции определения допустимости исповедания того или иного культа от индивидуума к государству.
Следует особенно присмотреться
к изменению формулировки упомянутой
статьи 16 Конституции 1994г. Вместо принципа
равенства религий и
У любого, кто хотя бы немного
знаком с историей Беларуси, такая
формулировка вызывает массу вопросов.
Вопросы эти относятся, однако, не
к самой возможности
Но в нашем случае однозначного отношения к тому, что вписывается в понятие традиционного для Беларуси, быть не может. Традиции возникают и разрушаются. Ведь, скажем, закрепленная статьей 13 действующей ныне Конституции частная собственность была неизвестна нескольким поколениям белорусских граждан. Другими словами, институт частной собственности явно не вписывается в понятие традиционного для населения современной Беларуси. Также явно нетрадиционным можно считать для нашей республики и институт президентства. Что же рассматривать в качестве традиционного? То, что существовало до революции 1917 года? Но широко известно, что до данного исторического рубежа существенной чертой белорусского населения являлась веротерпимость. И это при том, что другой традиционной чертой государства, на территории которого проживали белорусы, являлось наличие государственной религии — православия. Это тоже своеобразная традиция, которая, однако, не коррелирует с положением Конституции Беларуси о равенстве религий и вероисповеданий.
Несомненно, впрочем, одно. Введение
в Конституцию Беларуси расплывчатого
и юридически некорректного принципа
учета влияния религиозных
Говоря о трансформации законодательства Беларуси о свободе вероисповеданий и религиозных организациях, нельзя не отметить, что оно базируется на достаточно ограниченном количестве нормативных документов. В первую очередь это Конституция Республики Беларусь, Закон 1992 г., новая редакция Положения 1995 г., утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 23.02.1999 № 280 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Совета Министров Республики Беларусь 04.04.2000, № 463; 18.08.2000, № 1313). Впрочем, в последние годы оно пополнялось и правовыми актами, первоначально не предназначенными для регулирования отношений в данной области. Достаточно характерным примером является в этом смысле Декрет Президента Республики Беларусь от 9 сентября 1999 г. № 36 «О некоторых мерах по предупреждению чрезвычайных происшествий при проведении массовых мероприятий».
Указанным Декретом действие Закона Республики Беларусь «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании» распространено не только на спортивные, культурно-массовые и иные зрелищные, но и на религиозные мероприятия. Невольное недоумение вызывает то обстоятельство, что религиозные мероприятия указаны в этом перечне первыми. И это при том, что поводом для издания Декрета № 36 послужила гибель молодых людей на станции метро «Немига» в г. Минске, произошедшая отнюдь не в связи с каким-либо религиозным событием или действием.
Как уже отмечалось, центральное
место в современном
Законопроект 2002 г.
По-иному обстоит дело
с Законопроектом 2002 г., уже получившим
одобрение Палаты представителей парламента.
В случае одобрения его депутатами
Совета Республики он получит силу
закона, а это привнесет в сложившуюся
систему религиозных отношений
в Республике Беларусь значительные
изменения, включая фактический
отход от принципа равенства конфессий
перед законом. Сопоставление Закона
1992 г. и Законопроекта 2002 г. позволяет
обнаружить целый ряд существенных
различий, которые дают представление
о возможном векторе, по которому
может происходить в ближайшее
время трансформация
Среди некоторых немногочисленных позитивных новаций Законопроекта 2002 г. можно отметить статью 3, в которой дается определение используемых в нем основных терминов и понятий. В ней, например, дается определение термина «граждане». По Законопроекту 2002 г. это не только граждане Республики Беларусь, но также и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, что является реализацией конституционного принципа национального режима, предоставляемого в республике иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Как уже отмечалось, отсутствие
точного определения некоторых
понятий в действующем Законе
1992 г. создавало и продолжает создавать
почву для возникновения споров
между представителями