Государство и церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Рассмотреть конституционно-правовые основы взаимоотношений государства и церкви.
Основными вопросами данной работы, являются:
• государство и церковь: понятие и основные характеристики;
• конституционные основы взаимодействия церкви и государства в Республике Беларусь;
• религиозный аспект белорусского государства.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Государство и церковь: понятие и основные признаки....................3-4
1.1 Конституционной строй Республики Беларусь...........................................5-6
1.2 Церковное право...........................................................................................7-10
1.3 Взаимоотношения государства и Православной церкви в Беларуси (1917- по настоящее время)........................................................................................11-19
Глава 2. Конституционные основы взаимодействия государства и церкви в Республике Беларусь.............................................................................................20
2.1 Проблемы трансформации законодательства Республики Беларусь о свободе вероисповеданий и религиозных организациях.............................21-37
Глава 3. Религиозный аспект идеологии белорусского государства.........38-43
Заключение.......................................................................................................44-45
Список использованной литературы...................................................................46

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Кембель Максим..docx

— 108.72 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

 

 

 

Кафедра конституционного права

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Государство и церковь

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса, 12 группы,

юридического  факультета БГУ

специальности «Политология»

очной формы обучения

Кембель Максим Евгеньевич

_________________

(подпись  студента)

 

Научный руководитель:

Артемьев  Сергей Юрьевич

 

 

 

 

Минск

2013

 

  Оглавление

Введение...................................................................................................................2

Глава 1. Государство и церковь: понятие и основные признаки....................3-4

1.1 Конституционной строй Республики Беларусь...........................................5-6

1.2 Церковное право...........................................................................................7-10

1.3 Взаимоотношения государства и Православной церкви в Беларуси  (1917- по настоящее время)........................................................................................11-19

Глава 2. Конституционные основы взаимодействия государства и церкви в Республике Беларусь.............................................................................................20 
2.1  Проблемы трансформации законодательства Республики Беларусь о свободе вероисповеданий и религиозных организациях.............................21-37

Глава 3. Религиозный аспект идеологии белорусского государства.........38-43

Заключение.......................................................................................................44-45

Список использованной литературы...................................................................46

 
 

Введение.

Республика Беларусь – государство многонациональное, что предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены многие мировые религии и ряд менее известных религиозных учений, которые играют значительную роль в жизни общества.

Церковь заняло значительное место в истории белорусского государства. В постсоветской Беларуси, после многолетних гонений, влияние церкви и религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно усилилось, что связано с заметной нехваткой духовно-нравственных ценностей во время советского периода.

Тема «государство и церковь» на сегодняшний день очень актуальна, так как нравственное воспитание народа, является одной из важнейших функций государства, тем более в наше время, когда множество экстремистских организаций, различного рода сект, пытаются изменить, исказить нравственные ценности, к которым должен стремиться человек.

Основными вопросами данной работы, являются:

• государство и церковь: понятие и основные характеристики;

• конституционные основы взаимодействия церкви и государства в Республике Беларусь;

• религиозный аспект белорусского государства.

Объектом данного исследования является конституционное взаимоотношение  государства и церкви.

Данная курсовая работа состоит  из введения; трех глав; заключения и списка использованной литературы.

Курсовая работа затрагивает  такие аспекты как: политология, история, право и теология.

Данная курсовая работа представляет собой результат самостоятельной  работы над темой «Государство и  церковь».

 

Глава 1. Государство и церковь: понятие и основные признаки.

Государство — это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей политической группой (элитой), которая монополизирует  институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.

Как универсальную  форму организации общества государство  составляют следующие элементы (признаки): территория, население, власть.

Территория — это физическая, материальная основа государства. Территорию государства составляет та часть мирового пространства, на которой в полной мере действует власть данной правящей политической группы. Причем эта территория не сводится только к так называемой твердой земле. В нее входят также недра, воздушное пространство, территориальные воды. Во всех перечисленных средах государство осуществляет свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Население как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Здесь важно подчеркнуть, что проживающее на территории государства все население составляет сообщество людей, единый народ, нацию.

Влияние государства на население  носит всеобщий характер. Каждый человек, проживающий на территории определенного  государства, включая и иностранных  граждан, подчиняется единой власти.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Прежде всего подчеркнем, что государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юридических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных  государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.

Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т. е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как  самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная  власть юридически стоит над властью  любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны.

В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления  других государств.

В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». И в узком смысле под «церковью» понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты.

В широком смысле «церковь» - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Главные признаки церкви:

а) наличие более или  менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

б) иерархический характер, централизация управления;

в) разделение принадлежащих  к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).

Церковь во все времена  играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления - городская община, дворец и храм.

 

 

 

 

 

1.1 Конституционной строй Республики  Беларусь.

 

Согласно, первой статьи Конституции:  Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

 

Понятие, основные элементы и принципы

конституционного (общественного) строя

Республики Беларусь.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ –


это определенная форма (способ)

организации государства, закрепленный в его конституции


 

 

 

СТРУКТУРА


конституционного строя

Политическая 

система

Экономическая

система

Социальные  отношения

Духовно-культурные отношения


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИНЦИПЫ


конституционного  строя Республики Беларусь

Полнота власти на своей территории

Человек – высшая ценность государства и общества

Народовластие как основа государства

Многообразие  политических институтов, идеологий  и мнений

Разделение властей

Верховенство закона

Приоритет общепризнанных принципов  международного права

Единство и неотчуждаемость территории Беларуси

Защита государством прав и законных интересов граждан

Многообразие форм осуществления  хозяйственной деятельности

Обеспечение гражданского мира и согласия

Равенство перед законом  всех религий и вероисповеданий

Полноправное участие  Республики Беларусь в мировом сообществе

Сохранение историко-культурного  наследия и свободное развитие культуры

           

1.2 Церковное право.

 

Систематическое изложение  права, которым регламентируется жизнь  Церкви, составляет предмет науки, которая  так и называется: «Церковное право». Существует, однако, и другое название нашей дисциплины — каноническое право.

Слово «канон» (κανων) в буквальном, вещественном смысле означает инструмент для проведения прямых линий. Но это слово получило также обозначение «образца, правила». На новозаветном языке оно употребляется в смысле «правила» христианской жизни: «Тем, которые поступают по сему правилу (κανων), мир им и милость, и Израилю Божию» (Гал. 6:16); «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу (κανων) жить» (Флп. 3:16).

В церковном лексиконе  слово «канон» стало одним  из самых многозначных. Оно обозначает и перечень Священных Книг, и список клириков, и особый литургический  жанр. Предметом нашей науки являются каноны в смысле дисциплинарных постановлений  — правил апостольских, соборных, и  святоотеческих. Во 2-м правиле Трулльского Собора сказано: «Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей Святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас Святыми и Блаженными Отцами, а также и нам преданныя, именем святых и славных апостолов, 85 правил Gcaviovee)… Согласием нашим запечатлеваем и все прочия священныя правила, изложенныя от Святых и Блаженных Отец наших…».

Каноны (κανωνες) следует отличать как от оросов (ορος) — догматических определений Соборов, так и от законов (νομοι), изданных гражданской властью.

В западной юридической литературе церковное и каноническое право  рассматриваются как две различные  дисциплины. Под канонической подразумевается наука, изучающая каноны Древней Церкви и папские декреталы, вошедшие в «Корпус канонического права» (Corpus juris canonici) — свод, окончательно сложившийся на исходе средневековья. Правовые нормы этого свода касаются не только церковных, но и светских правовых отношений, которые в средние века входили в юрисдикцию церкви. Таким образом, каноническое право на языке западной юридической науки — это право, церковное по происхождению, однако не исключительно церковное по содержанию. Церковным же правом называют науку, предмет которой правовые акты, регулирующие церковную жизнь, независимо от их происхождения: будь то древние каноны, церковные постановления позднейшей эпохи или законы, изданные светской властью.

Иными словами, каноническое право (jus canonicum) — все то право, которое произошло от Церкви в эпоху Вселенских Соборов на Востоке и до конца средневековья на Западе, независимо от того, касается оно церковных или гражданских дел. А церковное право (jus ecclesiasticum) — это право, касающееся Церкви, независимо от законодателя. По замечанию немецкого ученого Рихтера, отношения того и другого права «можно представить под образом двух взаимно пересекающихся кругов»1.

По мнению русского канониста Н.С. Суворова, такое различение дисциплин вполне приемлемо. Он ссылается при этом на то обстоятельство, что «церковные отношения… как в автокефальных церквах Восточного православия, так и на Западе, только отчасти определяются каноническим правом, главным же образом определяются нормами позднейшего происхождения, как церковного, так и государственного»2.

Довод этот верен, однако, лишь в том отношении, что количественно  законодательный материал позднейшего  происхождения превосходит канонический свод. По происхождению источников, «каноническое право» — лишь часть  всей совокупности церковно-правовых актов. Но каноны образуют основу и  сердцевину церковного права, для позднейшего  церковного законодательства они служили  непререкаемым авторитетом и  критерием. Латинский «Corpus juris canonici» действительно изобилует правовыми нормами, регулирующими гражданские отношения. Этого, однако, нельзя утверждать относительно канонов Православной Церкви. 12-е правило VII Вселенского Собора (о недействительности отчуждительной сделки) или 85-е правило Трулльского Собора (о форме отпущения рабов на волю), приводимые профессором Н.С. Суворовым для того, чтобы обосновать необходимость различать каноническое и церковное право применительно к Православной Церкви, во-первых, представляют собой все-таки исключения, а во-вторых, и эти два канона не лишены нравственного содержания, которое, естественно, не безразлично для церковного правосознания.

Если на Востоке «Церковь и входила в область светского, мирского права, — совершенно верно  полагает А.С. Павлов, — то она никогда  не придавала принципиального значения своей законодательной деятельности в этой области». Поэтому он справедливо  отождествляет каноническое и церковное  право: «Православный, и, в частности, русский канонист может безразлично давать своему предмету и то, и другое название». По его словам, «если мы назовем наш предмет каноническим правом, то этим названием укажем на господствующий и определяющий элемент в церковном праве».

Задача церковного права:

задача данной науки заключается  в том, чтобы построить систему  церковного права. Говоря словами епископа Никодима (Милаша), следует «показать  происхождение и развитие церковного права, указать, что составляет его  неизменное основание, чтобы посредством  юридической логики и законов  истории установить критерий для  суждений о том, насколько что-либо существующее в церковном устройстве может, смотря по местным обстоятельствам, измениться»3.

Информация о работе Государство и церковь