Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:21, курсовая работа
Рассмотреть конституционно-правовые основы взаимоотношений государства и церкви.
Основными вопросами данной работы, являются:
• государство и церковь: понятие и основные характеристики;
• конституционные основы взаимодействия церкви и государства в Республике Беларусь;
• религиозный аспект белорусского государства.
Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Государство и церковь: понятие и основные признаки....................3-4
1.1 Конституционной строй Республики Беларусь...........................................5-6
1.2 Церковное право...........................................................................................7-10
1.3 Взаимоотношения государства и Православной церкви в Беларуси (1917- по настоящее время)........................................................................................11-19
Глава 2. Конституционные основы взаимодействия государства и церкви в Республике Беларусь.............................................................................................20
2.1 Проблемы трансформации законодательства Республики Беларусь о свободе вероисповеданий и религиозных организациях.............................21-37
Глава 3. Религиозный аспект идеологии белорусского государства.........38-43
Заключение.......................................................................................................44-45
Список использованной литературы...................................................................46
Таким образом, задача науки
церковного права включает в себя;
во-первых, восстановление исторического
процесса формирования действующего церковного
права одновременно с историей развития
церковных институтов; во-вторых, изложение
нормы права, в основу которого должны
быть положены не абстрактные схемы,
рационалистически выводимые из
априорных принципов, а та норма,
та догма права, которая совпадает
с положительным
Метод церковного права:
что касается метода данной
науки, то, как справедливо отмечал
профессор А.С. Павлов, «наилучшим должен
быть признан метод историко-
Будучи наукой церковной, каноническое право органически связано с системой богословских дисциплин: с экзегетикой Священного Писания, с экклезиологией, с нравственным и пастырским богословием, с литургикой. В своих исторических и источниковедческих изысканиях канонисты опираются на патрологию и церковную историю. Как юридическая дисциплина церковное право входит в систему юридических наук, особенно тесно соприкасаясь с римским правом, с обычным правом славян, германцев и других христианских народов, с историей публичного и частного права, а также с ныне действующим правом тех государств, в которых есть поместные Православные Церкви, и, наконец, с теорией права. В изучении церковно-правовых источников нельзя обойтись без вспомогательных дисциплин: археологии, дипломатики, текстологии, палеографии.
1.3 Взаимоотношения государства
и Православной церкви в
За период с 1917 г. по настоящее время, можно выделить шесть основных
периодов во взаимоотношениях Православной церкви и государства в Беларуси:
1. 1917 г. – 1929 г.
2. 1929 г. – 1941 г.
3. 1944 г. – 1953 г.
4. 1953 г.– 1964 г.
5. 1965 г. – конец 80-х гг.
6. Начало 90-х гг. до настоящего времени.
По особому необходимо рассматривать периоды, белорусские земли
находились под управлением иностранных режимов. С 1921 г. по 1939 г.
Западная Белоруссия входила в состав Польши, а с 1941 г. по 1944 г.
республика была оккупирована фашистами. Государственно-церковные
отношения тесно связаны со складывающимися социально-политическими
условиями, а их периодизация, следовательно, с периодизацией отрезка
истории общей государственной политики.
Кардинальные социально-
после революционных событий 1917 г. повлекли за собой значительное
изменение конфессиональной ситуации в стране. В программных
документах нового атеистически настроенного политического руководства
религии и церкви отводилась роль стремительно исчезающих
общественных институтов. Бороться одновременно со всеми
религиозными организациями большевики не имели возможности.
Главным их политическим противником стала Русская православная
церковь, заявившая о своем
неприятии насильственного
братоубийственной войны. В белорусских губерниях в 1917 г. действовали
2693 церкви (Минская губерния - 800, Могилевская - 804, Гродненской –
544, Витебской – 425), 21 мужской и 14 женских монастырей, около 2000
церковноприходских школ, 3 духовные семинарии.
Годы гражданской войны и интервенции были периодом резкой
конфронтации между
мирянами. Окончание боевых действий с внешними врагами позволило в
1919 г. повернуть революционные силы внутрь страны. В приграничных
районах Беларуси, в отличие от центральных губерний России, чтобы не
настраивать население против представителей Советской власти,
антирелигиозный вопрос отодвигался на второй план. Осуществление нэпа
в значительной степени скоординировало атеистическую атаку 2
политического руководства. С одной стороны, необходим был компромисс
с недовольным антирелигиозной
политикой большевиков
с другой, финансовая система страны испытывала жесточайший кризис.
Источником материальных средств могли стать церковные ценности.
Поводом для их изъятия стал голод 1921 г. в Поволжье. Усиление позиций
нэпа, укрепление крестьян экономически и неурожай 1924 г.
способствовали сведению религиозной деятельности в 1925–1926 гг. к
минимуму. Применялись наиболее мягкие формы работы, точечные удары
по наиболее опасным участкам. Однако такое позиционное
противостояние привело к усилению влияния религиозных организаций, и
в условиях сложной внешнеполитической ситуации с начала 1927 г. в
БССР церковный вопрос вновь поднимается чрезвычайно остро.
В 1922 г. и в 1927 г. сторонниками митрополита Минского и
Белорусского Мелхиседека объявлялось о выходе из юрисдикции
Московского патриархата Белорусской православной церкви. Данные
автокефалии были попыткой избежания пагубных действий «обновленцев»
по разрушению православия и сохранения чистоты канонов Церкви. Идея
создания национальной церкви была более присуща общественным
деятелям, чем духовенству.
Второй период начался Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8
апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». Все предписания
Постановления были направлены на разобщение верующих и церковной
жизни, а также взятию под контроль власти любых религиозных действий.
Происходит дальнейшая дегуманизация общества. Православие с его
духовно-нравственными
миропониманием, а его носители — духовенство и верующие —
противниками системы. Около двух тысяч православных
священнослужителей, монахов, церковных работников в БССР были
репрессированы. Государство направляло на антирелигиозную
деятельность колоссальные человеческие и материальные средства, однако
по-прежнему большинство населения продолжало нуждаться в вере в Бога
и никак не переходило на
атеистические позиции в
программными документами партии. Основные успехи антирелигиозников
были в деле закрытия храмов. В Восточной Белоруссии к 1941 г. не было
ни одного постоянно действующего храма.
Особенно выделяется время нахождения белорусских земель в
составе Польши. Польское правительство жестко регулировало
религиозную жизнь. Православная церковь оказалась в весьма
затруднительном положении. Под давлением властей была объявлена
автокефалия Церкви, создавались условия для полного подчинения
православных клириков установкам политического руководства. 3
Несогласные с проводимыми мероприятиями иерархи и
священнослужители отстранялись от работы, подвергались арестам,
высылались в центральные районы. Многие вынуждены были покинуть
страну. С середины 30 - х
гг. впервые в истории в
молебны начали проводиться на польском языке. Агрессивную атаку
властей на православных поддерживали консервативные католические
круги. Особенно ярко это проявилось в борьбе за храмы. По инициативе
ксендзов в 1930 г. были возбуждены дела о ревендикции 500 православных
храмов. 300 из них перешли к католикам. Многие богослужебные здания
захватывались католиками самовольно, а государственные органы никак
не реагировали на факты
грубого нарушения
православных храмов не носило характера государственной
необходимости. Многие из них не использовались по прямому назначению
или обслуживали незначительное количество прихожан, в то время как
православные были лишены возможности удовлетворения своих
религиозных чувств.
Религиозная жизнь в период фашистской оккупации на территории
Беларуси активизировалась. Гитлеровцы пытались таким образом
завоевать симпатии населения. В тоже время следует отметить, что все
религиозные организации действовали в полной зависимости от
оккупационных властей и должны были решать навязываемые им задачи.
Автокефалия Православной церкви, по мнению оккупантов, должна была
оградить православных от влияния Москвы. Митрополит Понтелеймон,
фактический саботировавший данные мероприятия гитлеровцев, был
временно вывезен в Вилейку. Его заместитель епископ Филофей, также не
являвшийся сторонником автокефалии, вынужден был сделать это на
проходившем 30 августа – 2 сентября 1942 г. Всебелорусском церковном
Соборе. Однако, провозглашения автокефалии фактически не произошло
по причине того, что в уставе было записано: «Каноническое объявление
автокефалии последует после признания ее всеми автокефальными
православными церквями».
Великая Отечественная война на деле показала реальную силу
духовного-нравственного и идейно-политического потенциала
Православной церкви. Руководствуясь патриотическими чувствами,
священники и верующие не ограничивались только молебнами о Красной
Армии, а непосредственно участвовали в помощи фронту и тылу. Многие
священники прошли дорогами войны, а на оккупированной территории
некоторые из них участвовали в партизанском движении.
Очередной период взаимоотношений государства и Православной
церкви наступил после освобождения БССР. Годом раньше советское 4
руководство, оценив роль Православной церкви во время войны, изменило
не только отношение к ней, но и перешло к применению новых методов
воздействия на Церковь и
ее использование в своих
Главным инициатором нормализации отношений в существующей
общественно-политической ситуации мог быть только И. В. Сталин, у
которого к концу войны сложились довольно благожелательные
отношения с руководством РПЦ. Власть, по отказавшись от
планов полного уничтожения религии и Церкви, проводит мероприятия по
возрождению церковной жизни в стране под пристальным контролем
государственных органов. На освобожденных от фашистов территориях
продолжают действовать общины созданные в период оккупации. В начале
1946 г. Минскую кафедру
возглавил архиерей Питирим (
получивший с 1955 г. сан митрополита. После освобождения разрушенные
храмы восстанавливались. Фиксировались факты оказания общинам
материальной помощи при их реставрации. Был случай строительства
нового богослужебного здания. В БССР в 1945 г. насчитывалось 705
действующих храмов, а в 1948 г. уже даже 1050.
Нормализация отношений с РПЦ не устраивала определенные
политические силы. С начала 50-х гг. опять начало культивироваться
мнение, что религия не отомрет сама по себе и с ней надо бороться. Смерть
Сталина и усиление позиций
сторонников жесткой
деятельности, возможно направляемых некими внешними политическими
силами, положили начала новому этапу государственно-церковных
отношений и привели к принятию Постановления ЦК КПСС от 7 июля
1954 г. «О крупных недостатках
в научно-атеистической
мерах ее улучшения». В этом документе фактически
пересматривалась и осуждалась как «примиренческая» прежняя политика в
церковном вопросе. Предлагалось вернуться к довоенным отношениям с
Церковью и вновь начать наступление на религиозные пережитки.
Содержались призывы к активному разоблачению реакционной сущности
религии. Именно в период правления Н.С. Хрущева по Православной
церкви был нанесен основной удар. С 1950 г. по 1966 г. в БССР было
закрыто 609 церквей и молитвенных зданий, а в 1985 г. имелось всего 369
действующих храмов из 1050 в 1948 г. Только за 1960 г. было
ликвидировано 219 храмов. После закрытия Полоцкого и Гродненского
женских монастырей в республике остался один действующий монастырь
в Жировичах. В 1963 г. фактически перестала существовать открытая в
1946 г. Минская духовная семинария. Более 70 % действующих храмов
находились в западных районах республики. На местах «научно-
разъяснительная» работа зачастую выливалась не в пропагандистско-5
агитационную деятельность, а в ночные разрушения храмов, спиливание