Государственное регулирование внешнеэкономических связей России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования курсовой работы:

1. Исследовать экономическую литературу.

2. Дать понятия международного экономического сотрудничества.

3.Определить динамику и структуру экономической деятельности России.

4.Рассмотреть перспективы развития внешнеэкономических связей России..

5.Выявить роль государственного регулирования внешнеэкономических связей России.

6. Сделать выводы.

Содержание

Введение 2
1. Россия в системе международных экономических и торговых отношений 3
1.1 Значение международного экономического сотрудничества. 3
1.2 Динамика и структура международной экономической деятельности России.
1.3 Bнешнеэкономические связи России с промышленно развитыми странами. 14
2.Предпосылки развития внешнеэкономических связей России. 29
3. Государственное регулирование внешнеэкономических связей России. 46
Приложения………………………………………………………………………………….

Заключение 50
Список использованной литературы: 54

Работа содержит 1 файл

Копия КУРСЯК.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

      В 2009 году увеличился импорт продукции химической промышленности (на 6,9%). Его объём достиг 472 млн. долл. США (18,2% от общей стоимости импорта).

      Объем импорта из Великобритании древесины  и целлюлозно-бумажных изделий к 2009 году увеличился на 63,9%, а текстиля, текстильных изделий и обуви на 36,1%.

      При этом на 38,2% сократились закупки  из Великобритании «цветных металлов», на 34,8% – «драгоценных металлов и  камней», на 10,4% – «чёрных металлов и изделий из них»

      По итогам 2009 г., среди торговых партнёров Великобритании по объёму экспорта Россия заняла 13 место (в 2007 г. – 14 место).

      В перспективе Великобритания останется  важным торговым партнером России. Различия в структуре внешней  торговли двух стран, места, занимаемые ими в международном разделении труда, определяют дальнейший рост потенциала взаимного торгово-экономического сотрудничества.

      .

2.Предпосылки  развития внешнеэкономических  связей России 

Процесс стабилизации территории и обмена между ними специализированной продукцией и услугами носит название географического разделения труда, высшей формой которого является международное.

Система взаимосвязанных  национальных экономик, в основе которой  лежит международное разделение труда, экономические и политические отношения, образует мировое хозяйство.

В числе внутренних предпосылок участия страны в  мировом хозяйстве следует выделить естественно-географическую и экономическую  составляющие. К первой из них относятся  богатство и разнообразие в стране  природных условий и ресурсов, их хозяйственно-географическая и транспортно-географическая оценка с точки зрения, как удовлетворения отечественного производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, так и с точки зрения возможностей и целесообразности формирования на их базе специализации экономики стран в международном разделение труда.

К экономическим  факторам формирования участия страны в международном разделение труда  и мировом хозяйстве относятся, прежде всего общий уровень технико-экономического развития и экономическая эффективность функционирования ее народного хозяйства и входящих в него производственных, транспортных и прочих систем и хозяйственных структур.

Дальнейшее расширение торгово-экономических отношений  России со странами СНГ – одно из непременных условий развития отечественной экономики. Дело в том, что производственно-экономические и торговые связи бывшего СССР, а ныне новых независимых государств формировались на протяжении всего периода существования Советского Союза в рамках единого народно-хозяйственного комплекса и на основе сложившихся в то время территориального разделения труда и взаимообмена продукцией[8,с.23].

В этой системе  отношений, например, Россия, Украина  и Казахстан были представлены преимущественно  продукцией отраслей тяжелой индустрии – топливной промышленности, черной и цветной металлургии, химической промышленности, а также сельского хозяйства. Белоруссия участвовала в межотраслевом обмене продукцией отраслей наукоемкого, технически сложного трудоемкого машиностроения, а республики Средней Азии (Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия) и Закавказья (Азербайджан, Грузия, Армения) поставляли в общесоюзный фонд сельскохозяйственную продукцию (хлопок, виноград, фрукты) и промышленное сырье ( нефть, газ, руды цветных металлов).

Однако экономическая  целостность была разрушена в  результате распада СССР. На повестку дня стала задача воссоздания  утраченных хозяйственных связей и  деловых партнерских отношений  важнейшим шагом в этом направлении  после подписания в декабре 1991г. соглашения о создании СНГ стало заключение странами содружества в 1993г. договора о создании Экономического союза. Новая форма интеграции национальных экономик призвана обеспечить формирование устойчивых производственно-хозяйственных связей и торговли в рамках единого экономического пространства СНГ на условиях взаимовыгодного и равноправного делового сотрудничества.

Наряду с многочисленными  соглашениями эффективной формой международной  экономической деятельности стран  СНГ становятся двухсторонние долгосрочные программы экономического сотрудничества и  программы по сотрудничеству в отдельных отраслях экономики. Такие программы подписаны Российской Федерацией с Украиной, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном. Продолжается подготовка и реализация аналогичных программ и с другими странами Содружества, и в первую очередь с Белоруссией в рамках создаваемого с ней единого государства [13, с.154].

В настоящее  время на страны СНг приходится мене 1/5 всего внешнеторгового оборота  России. В 2010г. он составил почти 26 млрд. долларов, в том числе экспорт – 16.6 млрд. долларов, импорт – 10,2 млрд. долларов.

Среди субъектов  РФ наиболее активно торговлю со странами содружества ведут Москва и Московская обл., Санкт - Петербург,  Белгородская, Нижегородская, Самарская, Ростовская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Тюменская области.  На них приходится 2/5 всего внешнеторгового оборота России со странами СНГ.

В товарной структуре  российского экспорта в страны содружества  преобладают минеральные продукты (свыше 50%), машины, оборудование и транспортные средства (18%), продукция химической промышленности (10%). В Россию из стран СНГ поступают главным образом машинно-технические товары (26%), продукция химической (14 %), металлургической (13%), легкой (11%)  промышленностей и другие товары [8, с.29].

Сегодня одной  из наиболее эффективных форм межгосударственного  экономического сотрудничества стран  СНГ остается производственная кооперация, обеспечивающая долговременные хозяйственные  связи между этими странами. Некоторые из них сохранились со времен существования СССР и продолжают успешно развиваться в новых экономических условиях, другие вновь формируются в рамках совместных целевых программ по выпуску конкурентно продукции, способной заменить на рынке СНГ импортные товары. Перспективным направлением является создание транснациональных финансово-промышленных групп.

Особенно значительны  кооперационные связи в машиностроении. Например, автозаводы в Запорожье, Луцке, Львове и Кременчуге работают, используя  поставки узлов и деталей из других стран Содружества, в том числе из России. На Кременчугский завод по производству большегрузных автомобилей основные узлы (двигатель, сцепление, коробка передач) поставляют с Ярославского моторного завода, а основными потребителями этих машин являются российские нефтяники, лесозаготовители и строители. На Украине из российских комплектующих изделий собираются автомобили «Волга» и «Газель». Весьма успешно развивается сотрудничество между ПО «Минский моторный завод» и АМО «ЗИЛ».

Весьма ощутимы  связи России и стран СНГ в поставках минерального сырья и топлива. Кроме России лишь Азербайджан, Туркмения, Казахстан и Узбекистан способны обеспечить свои потребности в топливе и энергии за счет собственного производства и направить  некоторое количество направить на сбыт. Остальные республики завозят из России от 80 до 100% потребляемого топлива.

Одновременно  потребности российских предприятий  в марганцевых концентратах полностью  покрываются ввозом их с Украины ( 80% ), из Грузии и Казахстана; хромовых – поставками из Казахстана; вся лакокрасочная продукция поступает с Украины. 

В сфере экономики  Содружество функционирует неизмеримо ниже своих возможностей. Обладая 5% численности населения планеты, 10% мирового промышленного потенциала и 25% запасов базовых видов природных ресурсов, оно имеет в мировом объеме торговли всего 2% . В мае 2004г. в Екатеринбурге прошел 1Х российский экономический форум по теме « Экономическое сотрудничество – фактор интеграции стран СНГ ). Все советы участников были сгруппированы в десять взаимосвязанных позиций.

      3. Государственное  регулирование внешнеэкономических  связей России.

      С целью повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики. Оно включает ряд основных направлений. Речь идет:

      во-первых, о выработке и реализации целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и ноу-хау). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышленной политики с экспортной ориентацией на период до 2005 г.;

      во-вторых, об улучшении доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и создание более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки;

      в-третьих, о защите внутреннего рынка, исходя из общепринятых международных норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных российским законодательством инструментов.

      При этом введение дополнительных мер по упорядочению доступа импортных товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективных     отечественных производств.

      Реализация  указанных направлений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности;

      в-четвертых, о формировании международных региональных приоритетов   внешнеэкономической политики.

      Основные  цели государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности состоят в следующем:

      • использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

      • содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

      • создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

      • защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

      • создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и  международными организациями.

      Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

      • единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;

      • единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

      • перенос центра тяжести регулирования  ВЭД с административных на экономические  методы;

      • четкое разграничение прав и ответственности  Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

      • обеспечение равенства всех участников ВЭД.

      Особое  значение сегодня имеет четкое разграничение  компетенции Федерации и ее субъектов  в сфере ВЭД. В компетенции  федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

      • определение основных принципов  осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;

      • разработка соответствующих федеральных  программ;

      • защита экономических интересов  страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

      • разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

      • подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;

      • организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

      • определение и реализация валютной политики страны;

      • формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

      • контроль за порядком купли-продажи  отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

      • разработка платежного баланса РФ и  т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся  рыночной экономики правомочны:

      • осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

      • контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих  регионов, разрабатывать и реализовывать  соответствующие региональные программы;

      • предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономических связей России