Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа
Задачи исследования курсовой работы:
1. Исследовать экономическую литературу.
2. Дать понятия международного экономического сотрудничества.
3.Определить динамику и структуру экономической деятельности России.
4.Рассмотреть перспективы развития внешнеэкономических связей России..
5.Выявить роль государственного регулирования внешнеэкономических связей России.
6. Сделать выводы.
Введение 2
1. Россия в системе международных экономических и торговых отношений 3
1.1 Значение международного экономического сотрудничества. 3
1.2 Динамика и структура международной экономической деятельности России.
1.3 Bнешнеэкономические связи России с промышленно развитыми странами. 14
2.Предпосылки развития внешнеэкономических связей России. 29
3. Государственное регулирование внешнеэкономических связей России. 46
Приложения………………………………………………………………………………….
Заключение 50
Список использованной литературы: 54
В 2009 году увеличился импорт продукции химической промышленности (на 6,9%). Его объём достиг 472 млн. долл. США (18,2% от общей стоимости импорта).
Объем импорта из Великобритании древесины и целлюлозно-бумажных изделий к 2009 году увеличился на 63,9%, а текстиля, текстильных изделий и обуви на 36,1%.
При этом на 38,2% сократились закупки из Великобритании «цветных металлов», на 34,8% – «драгоценных металлов и камней», на 10,4% – «чёрных металлов и изделий из них»
По итогам 2009 г., среди торговых партнёров Великобритании по объёму экспорта Россия заняла 13 место (в 2007 г. – 14 место).
В перспективе Великобритания останется важным торговым партнером России. Различия в структуре внешней торговли двух стран, места, занимаемые ими в международном разделении труда, определяют дальнейший рост потенциала взаимного торгово-экономического сотрудничества.
2.Предпосылки
развития внешнеэкономических
связей России
Процесс стабилизации территории и обмена между ними специализированной продукцией и услугами носит название географического разделения труда, высшей формой которого является международное.
Система взаимосвязанных национальных экономик, в основе которой лежит международное разделение труда, экономические и политические отношения, образует мировое хозяйство.
В числе внутренних
предпосылок участия страны в
мировом хозяйстве следует
К экономическим
факторам формирования участия страны
в международном разделение труда
и мировом хозяйстве относятся,
прежде всего общий уровень технико-
Дальнейшее расширение
торгово-экономических
В этой системе отношений, например, Россия, Украина и Казахстан были представлены преимущественно продукцией отраслей тяжелой индустрии – топливной промышленности, черной и цветной металлургии, химической промышленности, а также сельского хозяйства. Белоруссия участвовала в межотраслевом обмене продукцией отраслей наукоемкого, технически сложного трудоемкого машиностроения, а республики Средней Азии (Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия) и Закавказья (Азербайджан, Грузия, Армения) поставляли в общесоюзный фонд сельскохозяйственную продукцию (хлопок, виноград, фрукты) и промышленное сырье ( нефть, газ, руды цветных металлов).
Однако экономическая целостность была разрушена в результате распада СССР. На повестку дня стала задача воссоздания утраченных хозяйственных связей и деловых партнерских отношений важнейшим шагом в этом направлении после подписания в декабре 1991г. соглашения о создании СНГ стало заключение странами содружества в 1993г. договора о создании Экономического союза. Новая форма интеграции национальных экономик призвана обеспечить формирование устойчивых производственно-хозяйственных связей и торговли в рамках единого экономического пространства СНГ на условиях взаимовыгодного и равноправного делового сотрудничества.
Наряду с многочисленными соглашениями эффективной формой международной экономической деятельности стран СНГ становятся двухсторонние долгосрочные программы экономического сотрудничества и программы по сотрудничеству в отдельных отраслях экономики. Такие программы подписаны Российской Федерацией с Украиной, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном. Продолжается подготовка и реализация аналогичных программ и с другими странами Содружества, и в первую очередь с Белоруссией в рамках создаваемого с ней единого государства [13, с.154].
В настоящее время на страны СНг приходится мене 1/5 всего внешнеторгового оборота России. В 2010г. он составил почти 26 млрд. долларов, в том числе экспорт – 16.6 млрд. долларов, импорт – 10,2 млрд. долларов.
Среди субъектов РФ наиболее активно торговлю со странами содружества ведут Москва и Московская обл., Санкт - Петербург, Белгородская, Нижегородская, Самарская, Ростовская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Тюменская области. На них приходится 2/5 всего внешнеторгового оборота России со странами СНГ.
В товарной структуре
российского экспорта в страны содружества
преобладают минеральные
Сегодня одной из наиболее эффективных форм межгосударственного экономического сотрудничества стран СНГ остается производственная кооперация, обеспечивающая долговременные хозяйственные связи между этими странами. Некоторые из них сохранились со времен существования СССР и продолжают успешно развиваться в новых экономических условиях, другие вновь формируются в рамках совместных целевых программ по выпуску конкурентно продукции, способной заменить на рынке СНГ импортные товары. Перспективным направлением является создание транснациональных финансово-промышленных групп.
Особенно значительны кооперационные связи в машиностроении. Например, автозаводы в Запорожье, Луцке, Львове и Кременчуге работают, используя поставки узлов и деталей из других стран Содружества, в том числе из России. На Кременчугский завод по производству большегрузных автомобилей основные узлы (двигатель, сцепление, коробка передач) поставляют с Ярославского моторного завода, а основными потребителями этих машин являются российские нефтяники, лесозаготовители и строители. На Украине из российских комплектующих изделий собираются автомобили «Волга» и «Газель». Весьма успешно развивается сотрудничество между ПО «Минский моторный завод» и АМО «ЗИЛ».
Весьма ощутимы связи России и стран СНГ в поставках минерального сырья и топлива. Кроме России лишь Азербайджан, Туркмения, Казахстан и Узбекистан способны обеспечить свои потребности в топливе и энергии за счет собственного производства и направить некоторое количество направить на сбыт. Остальные республики завозят из России от 80 до 100% потребляемого топлива.
Одновременно потребности российских предприятий в марганцевых концентратах полностью покрываются ввозом их с Украины ( 80% ), из Грузии и Казахстана; хромовых – поставками из Казахстана; вся лакокрасочная продукция поступает с Украины.
В сфере экономики
Содружество функционирует
С целью повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики. Оно включает ряд основных направлений. Речь идет:
во-первых, о выработке и реализации целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и ноу-хау). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышленной политики с экспортной ориентацией на период до 2005 г.;
во-вторых, об улучшении доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и создание более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки;
в-третьих, о защите внутреннего рынка, исходя из общепринятых международных норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных российским законодательством инструментов.
При этом введение дополнительных мер по упорядочению доступа импортных товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств.
Реализация указанных направлений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности;
в-четвертых, о формировании международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.
Основные
цели государственного регулирования
внешнеэкономической
• использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
• содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
• создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
• защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
• создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
• единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
• единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
• перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
• четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
• обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:
• определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
• разработка соответствующих федеральных программ;
• защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
• разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
• подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
• организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
• определение и реализация валютной политики страны;
• формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
• контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
• разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
• осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
• контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
• предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономических связей России