Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:45, доклад
Термин "государственность" используется в научной литературе в разных значениях. В его структурно-функциональном истолковании (с позиций широкого подхода) он может обозначать государства определенных народов, предгосударственные образования, этнические и иные государствопо-добные образования, некоторые элементы государства и др.
Статус наместника
Хорасана и управление историческом
Таджикистаном при арабах (начало
VII в. - 900 г.) имели свои особенности,
выражающиеся в том, что наместник
обладал широкими полномочиями, вплоть
до объявления и ведения войны, назначения
всех чиновников, в том числе судебных
органов.
Наместничество
можно понимать также как переходный
институт в процессе сложения полноценного
государства. Имея широкие полномочия,
наместники Хорасана создали условия
для ведения независимой политики и самостоятельной
государственности, что обусловило возникновение
последовательно государств Тахиридов
(821-873 гг.), Саффаридов (873-900гг.) и Саманидов
(819/874-999 гг.).
Третий вид
наместничества выразился в создании
мавераннахрского наместничества при
монголах. В начале монгольского нашествия
на территории Центральной Азии (1219-1223
гг.) было создано единое наместничество,
которым управлял местный торговец Махмуд
Ялавач, а после него - его сын Масуд.
Сравнительный
анализ системы управления с помощью наместника
в разные периоды истории Таджикистана,
а именно в досоветский период привел
соискателя к выводам о том, что: 1) наместник
являлся представителем центральной власти
(завоевателей), его главной обязанностью
было обеспечение их прав и интересов
на местах; 2) общими для всех наместников
полномочиями были: управление гражданским
населением, сбор налогов, укрепление
правопорядка; все наместники в той или
иной мере были вправе чеканить монету,
что является одной из важных прерогатив
их власти; 3) наместников назначали, исходя
из знания ими военного дела и управления,
надежности и преданности центральной
власти; 4) среда, из которой рекрутировались
наместники, была неодинакова: а) Ахемениды
назначали на эту должность мидян, персов,
представителей местной аристократии,
но после реформ Дария Великого в основном
персов; б) арабы назначали арабов, но при
аббасидских халифах (750-1258 гг.) на должность
наместника Хорасана назначались представители
таджикского народа; в) монголы после завоевания
Мавераннахра назначили представителем
своей власти человека из местного населения
- Махмуда Ялавача, а позже его сына, после
смерти последнего они взяли управление
в свои руки; 5) только при Ахеменидах статус
наместника регулировался законодательством
и определялся проведенными административно
- правовыми реформами. Статус наместников
в разные периоды был различным - от положения
главы фактически самостоятельного государства
при арабах до полного подчинения завоевателям
при монголах; 6) обладание наместником
военной властью при арабах, а также до
реформ Дария при
18
Ахеменидах
и полное отсутствие полномочий в
военной сфере при монголах; 7)
должность наместника - выразителя
интересов завоевателей, с одной
стороны, можно охарактеризовать как
негативный институт управления обществом,
институт охраны интересов завоевателей,
иноземцев; с другой стороны, необходимо
отметить, что институт наместника сделал
возможным борьбу за национальную государственность
подчиненных народов, создал почву для
возникновения в будущем государственности,
стал основой приобретения навыков управления
государством.
В третьем
параграфе "Институт эмира Саманидов
и проблемы преемственности его
ключевых элементов последующими правителями
досоветского Таджикистана" автор
пишет о том, что основой формирования
институтов власти, сформированных Саманидами,
была мусульманская теория власти (халифат),
персо-таджикские традиции государственности,
сложившиеся еще в древности - в период
от Кайанидов и до Сасанидов.
Соискатель
указывает на следующие особенности теории
мусульманской государственности, так
или иначе отразившие в себе положения
теории "халифата" и "имамата",
использованные еще при Саманидах: 1) защита
интересов мусульман и благосостояния
общины (уммы) являлась главной функцией
и целью власти; 2) безоговорочно признавалась
концепция "власть от Бога"; 3) легитимация
и законность передачи власти подтверждались
принесением присяги -бейат (обязательство
повиновения). Человек клал свою руку в
руку правителя, чем и скреплялась принесенная
присяга. Позднее во многих мусульманских
государствах, в том числе на территории
Таджикистана, присягнувший целовал землю,
либо ноги, руки, край одежды правителя;
4) имам (лидер, глава общины) считается
шиитами непогрешимым; согласно же теориям
суннитских школ, правитель отвечал за
свои правонарушения, как простой член
общины, но, по мнению одного из основателей
суннитских правовых школ - Ибн Ханбала
(ум.241/255), наказание правителя откладывалось
до судного дня, община не вправе была
совершить над ним правосудие. Пассивное
же неповиновение - словом, действием и
т.д., считалось допустимым.
Причины появления
в составе Арабского халифата
государств во главе с местными династиями,
автор видит в следующем: возникновение
шуубия[16], заявление входящих в халифат
народов, в том числе таджиков о своих
древнейших традициях государственности;
кризис арабской государственности, когда
управлять империей становилось все тяжелее;
обнищание основной массы населения; получение
местной аристократией доступа к управлению
отдельными территориями и ее влияние
на управление халифатом.
19
В условиях
господства перечисленных выше взглядов
происходят становление и развитие
Саманидского государства - это "золотой
век" таджикской государственности.
Саманидские
эмиры считали свое государство частью
халифата, но во главе государства стоял
самодержавный правитель, ответственный
только перед Богом.
Основываясь
на высказываниях исследователей, а
также на нормах Корана, соискатель
определяет следующие обязанности
эмира: а) охрана религии; б) осуществление
правосудия; в) беспрестанное ведение
войн за веру; г) взимание налогов; д) управление
страной. Эти функции правителей государства
характерны для феодально-теократического
государственного строя.
Отмечено, что
все последующие правители досоветского
Таджикистана с небольшими изменениями
обладали всеми элементами института
эмира Саманидов. Исключение составляло
Караханидское правление, а позже монгольское,
когда по принципу племенной организации
власть принадлежала всему роду. Удельная
система управления государством у Караханидов
имела следствием децентрализацию власти,
неустойчивость институтов государственности,
а также возможность перехода высшей власти
от одного хана к другому. Вместе с тем,
признание и поддержка ислама и религиозных
деятелей были доминирующей чертой управления,
и поэтому караханидское государство
также не выходит за рамки концепции мусульманского
общества.
Новые принципы
управления были заложены монголами
после завоевания ими территорий
досоветского Таджикистана (1219г. - 70 г.,
XIV в.). Чингизхан, разделяя на уделы территорию
империи, установил в ясах правило, согласно
которому, Великий хан должен был избираться
на общем совете государства. Власть главы
монгольского государства больше напоминает
деспотию. Сущность власти монгольских
императоров один из них - Гуюк - выразил
так: "Исполнять мою волю; являться,
когда позову, идти, куда велю; предать
смерти всякого, кого назову". При замещении
ханского престола идеи наследственности
права на обладание державой членами рода
Чингизхана тесно переплетались с идеями
выборности хана.
Резюмируя
итоги исследования, проведенного в
параграфе, соискатель отмечает: 1) на протяжении
более чем 2-х тысячелетнего
20
Четвертый
параграф второй главы посвящен анализу
институтов генерал-губернатора
Согласно
ст. 10 Положения, генерал-губернатор являлся
высшим органом государственной
власти в крае, на эту должность
его назначал (как и освобождал) царь.
Генерал-губернатор
имел широкие полномочия, в том
числе по установлению дипломатических
связей с соседними государствами.
Установление и развитие отношений
между Бухарским эмиратом, Хивинским
ханством и Российским государством
также решались непосредственно генерал-губернатором.
Он мог принять в гражданство империи
местное население, в пределах края определял
ставки налогов, вел районирование края.
Генерал-губернатор
обладал большой карательной
властью. Особо надо отметить права
генерал-губернатора, которому по измененной
и дополненной ст. 15 предоставлялись следующие
полномочия:
1) высылать
вредных, по политической
Генерал-губернатор
Туркестанского края имел право непосредственного
вмешательства во внутренние дела Бухарского
и Хивинского ханств, вместе с Политическим
агентом предлагал эмиру кандидатуры
на замещение различных должностей и т.д.
21
Институт
политического агента был создан
по инициативе Бухарского эмира. Политический
агент являлся представителем русского
царя в эмирате, имел судебные, административные,
полицейские и иные полномочия, которые
давали ему возможность вмешиваться в
дела Бухарского эмирата, являющегося
протекторатом Российской империи, по
любому вопросу и в любое время. Российское
императорское политическое агентство
вначале подчинялось Министерству иностранных
дел, впоследствии Туркестанскому генерал-губернатору,
а через него - военному министру.
Правительство
Бухары свои сношения с Российским
государством осуществляло только через
это агентство, в обязательном порядке
согласовывая с ним все важнейшие вопросы
своей внешней и внутренней политики.
В Бухарском эмирате не только такие крупные
чиновники, как кушбеги и казий-калон,
но даже беки и казии крупных бекств назначались
по рекомендации или с согласия Политического
агента.
Глава третья
- "Становление и развитие органов
управления как институтов государственности"[17].
В данной главе исследуется собственно
управленческий, административный аппарат.
Автор рассматривает органы общей
и отраслевой компетенции. Эта глава
состоит из четырех параграфов. В первом
из них - "Становление и развитие органов
управления в период до образования государственности
Саманидов" - речь идет об институтах
государственности доисламского Таджикистана.
Проведя анализ
становления и развития органов управления,
соискатель аргументирует мнение, что
согласно современной терминологии, органом
общей компетенции являлся везир. Это
был древнейший институт государственности
предков таджикского народа, достигший
своего наиболее высокого статуса в государстве
Ахеменидов. При последних везир являлся
вторым после главы государства властвующим
лицом, руководил всеми чиновниками канцелярии,
был ответственен только перед монархом,
являлся главой всего административного
и военного аппарата управления, был ответственным
и за деятельность канцелярии, в сферу
его деятельности входили также прием
и проводы гостей государства, послов,
иностранцев. Ему принадлежали широкие
полицейские и военные полномочия.