Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:45, доклад
Термин "государственность" используется в научной литературе в разных значениях. В его структурно-функциональном истолковании (с позиций широкого подхода) он может обозначать государства определенных народов, предгосударственные образования, этнические и иные государствопо-добные образования, некоторые элементы государства и др.
Положения,
выносимые на защиту
1. Термин "государственность"
используется в научной
2. Первыми
институтами государственности
были два важных института,
существовавшие в течение всей
древней, средневековой и
3. Древнейшим
институтом таджикской
Он состоял
из членов семьи царствующей династии,
родовой знати, представителей религии,
самых уважаемых лиц
При некоторых
режимах его решения были обязательными
для монархов. Иногда Совет провозглашал
даже рождение новой государственности.
4. Исходя
из цивилизационного принципа, в истории
развития государственности Таджикистана
можно выделить следующие периоды:
I. Возникновение
государственности на
П. Становление
и развитие государственности под
влиянием зороаст-рийской цивилизации
(I тыс. до н.э. - начало VIII в.).
III. Формирование
и развитие государственности
таджиков под влиянием
а) становление
и развитие Хорасанского наместничества
(VI1-IX вв.);
б) саманидская
государственность (IX-X вв.);
в) постсаманидская
государственность (XI в. - первая пол. XIX
в.).
IV. Смешанная
государственность (с
V. Советская
социалистическая
VI. Национальная
государственность таджиков (с 1991
г. по настоящее время).
5. Становление
и развитие институтов
В течение
первого периода (период становления)
происходят возникновение и становление
некоторых институтов государственности
- верховного правителя, института советников,
судьи и др.
Второй период
открывается созданием:
- прецедента
реорганизации и проведением
реформ государственного
- возникновением
институтов отраслевого
9
- формулированием
идеи разграничения
Достижениями
третьего периода развития можно
считать:
- реформы,
проведенные Саманидами, способствовали
созданию такой системы институтов государственности,
элементы которой затем использовались
последующими правителями;
- возрождение
института везира (предтеча современного
премьер - министра). Статус данного
института в разные периоды истории
таджикской государственности был неодинаковым.
Везиры при различных правителях могли
иметь большую или ограниченную власть.
Самые широкие полномочия были у газневидских
и сельджукидских везиров, которые фактически
управляли государством самостоятельно.
Несмотря на это, везиры лично не были
защищены от насилия со стороны главы
государства.
В дальнейшем
Газневидами (963-1040 гг.) впервые был
создан институт контракта при назначении
на должность везира;
- реализацию
идеи коллегиального управления
государством (государственный совет)
впервые при Мухаммаде Хорезмшахе (1200-1220гг.).
Данный демократический институт не смог
показать себя в полной мере. Начавшаяся
вскоре война с монголами привела к хаосу,
неразберихе и утрате единого центра управления,
что стало причиной гибели государства;
- возрождение
принципа отраслевого
Таким образом,
хотя в период после падения Саманидского
государства и до создания советской
национальной государственности таджикский
народ не имел самостоятельного государства,
но всегда имел те или иные институты государственности
и потенциальную политическую, культурную,
языковую и иные возможности к возрождению
своего государства.
6. На протяжении
многих веков государственности в досоветском
Таджикистане существовала в том или ином
виде монархическая форма правления. Власть
монарха, по крайней мере, теоретически
ограничивалась действием права, в основном
исламского, а также ясами[6] - при монголах.
Принимая важнейшие решения, монарх всегда
согласовывал его с мнением авторитетных
правоведов.
7. Кардинальные
изменения в сфере
10
досоветского
периода начинаются с реформ, проведенных
Дарием Великим (ахеменидским царем) в
518 г. до н.э. Эти реформы указали последующим
правителям досоветского Таджикистана
новые способы решения назревших государственно-правовых
проблем в ответ на вызовы времени.
На всех
этапах развития государственности
на территории досоветского Таджикистана
большинство реформ касалось высших
звеньев власти. Органы власти на местах
в течение многих веков не подвергалась
глубоким изменениям или реформы
не доходили до них.
8. В связи с
завоеванием территории исторического
Таджикистана чужеземцами, наместничество
(в его трех разновидностях) стало важнейшим
институтом государственности таджиков.
Замена монархического управления управлением
наместника привело к становлению такой
формы, которая усложняла централизацию
государства, прерывала на короткое время
преемственность институтов государственности.
Положительным
моментом института наместника было
то, что, используя его, таджики, всякий
раз заново восстанавливали институты
своей государственности, не теряя навыков
управления.
9. Система
управления на территории
Завоевание
части Средней Азии царской Россией
привело к учреждению Туркестанского
генерал - губернаторства. Генерал-губернатор
имел широкие полномочия по установлению
дипломатических связей с соседними государствами,
а в отношении государств - протекторатов
(Бухарского эмирата и Хивинского ханства)
решал все возникшие проблемы во взаимоотношениях
между последними и Российским государством.
10. Институтами
государственности на всем
- в теории
основным институтом осуществления судебной
деятельности считался казий (были казии
с общими и специальными полномочиями),
в действительности же органов, занимающихся
правоприменительной деятельностью в
мусульманских государств, в том числе
в досоветском Таджикистане, было много;
- особенности
осуществления судебной власти
судами в доисламский и
11
манском судопроизводстве,
а также в появлении судебных
чиновников, выполняющих отдельные
функции, - институты надзирателей,
консультантов или доверенных представителей
(вакил));
- использование
территориального принципа в организации
судебных институтов был причиной возникновения
института военного судьи. Военный судья
и военный судебный консультант (муфтий)
при Аштарханидах обладали более высоким
статусом, чем гражданские судьи - казий
и муфтий;
- возникновение
дивана мазалим (суда справедливости)
при Саманидах и в последующие периоды
как института государственности, было
обусловлено требованием общества по
установлению справедливости при разборе
дел с участием влиятельных людей, стремлением
оградить правосудие от произвола. Особенностями
данного института являлись: одной или
обеими сторонами спора в этом суде были
чиновники государства, а судьей выступал
сам глава государства, везир или другое
уполномоченное ими лицо;
- институт
мухтасиба (цензор) был важнейшим
политико-правовым и религиозным институтом
таджикской государственности в средние
века. Особенностями данного института
как судебного органа являлось то, что
подсудность категории дел мухтасибу
определялась наличием определенных условий,
и наказания он мог налагать только за
преступления определенной категории.
11. После
присоединения к России в
12. Во всех
государствах на территории
Теоретическая
и практическая значимость диссертации.
Теоретическое значение диссертации состоит
в том, что полученные в ходе исследования
новые данные способствуют обоснованию
концепции таджикской государственности
в юридической науке Таджикистана.
Практическая
ценность исследования состоит в
том, что оно может быть использовано
в целях совершенствования органов управления
суверенного Таджикского государства
с учетом исторического опыта и традиций,
гуманистических и демократических идей,
сложившихся на протяжении более двух
тысяч лет существования институтов таджикской
государственности.
Апробация
результатов исследования. Диссертация
выполнена в Отделе истории государства
и права Института государства
и права Академии наук Республики
Таджикистан, Секторе истории государства,
права и правовых учений Института
государства и права Российской Академии
наук, об-