Государственная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:45, доклад

Описание работы

Термин "государственность" используется в научной литературе в разных значениях. В его структурно-функциональном истолковании (с позиций широкого подхода) он может обозначать государства определенных народов, предгосударственные образования, этнические и иные государствопо-добные образования, некоторые элементы государства и др.

Работа содержит 1 файл

Госслужба.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Положения, выносимые на защиту 

1. Термин "государственность"  используется в научной литературе  в разных значениях. В его  структурно-функциональном истолковании (с позиций широкого подхода)  он может обозначать государства  определенных народов, предгосударственные образования, этнические и иные государствопо-добные образования, некоторые элементы государства и др.  

2. Первыми  институтами государственности  были два важных института,  существовавшие в течение всей  древней, средневековой и новой  истории таджикской государственности: это институт везира (общее управление) и институт дабирата, или дивана (институт отраслевого управления). 

3. Древнейшим  институтом таджикской государственности  на протяжении всей истории  был Совет, существовавший в  разных формах от Пешдадидов до Тимуридов. Совет (при и после арабов "аш-шура" (арабе.) орган, назначаемый монархом из авторитетных лиц сообщества) - это институт государственности, который в определенные периоды истории таджикского народа играл управленческую или совещательную (консультативную) роль. Совет являлся демократическим институтом, где учитывалось мнение большинства его состава. 

Он состоял  из членов семьи царствующей династии, родовой знати, представителей религии, самых уважаемых лиц сообщества, а иногда из беков, простых воинов и даже представителей родовой знати покоренных стран (при Бабур-мирзе - (XVI в.). 

При некоторых  режимах его решения были обязательными  для монархов. Иногда Совет провозглашал даже рождение новой государственности. 

4. Исходя  из цивилизационного принципа, в истории развития государственности Таджикистана можно выделить следующие периоды: 

I. Возникновение  государственности на территории  Таджикистана (II тыс. до н.э. -1 тыс.  до н.э.). 

П. Становление  и развитие государственности под  влиянием зороаст-рийской цивилизации (I тыс. до н.э. - начало VIII в.). 

III. Формирование  и развитие государственности  таджиков под влиянием исламской  цивилизации (начало VIII в. - начало XIX в.). 

а) становление  и развитие Хорасанского наместничества (VI1-IX вв.); 

б) саманидская  государственность (IX-X вв.); 

в) постсаманидская  государственность (XI в. - первая пол. XIX в.). 

IV. Смешанная  государственность (с доминированием  институтов российской государственности  и сохранением местных институтов  власти, 1868 г.-1917/1920 гг.). 

V. Советская  социалистическая государственность  таджиков (1917/1920 -1991 гг.); 

VI. Национальная  государственность таджиков (с 1991 г. по настоящее время). 

5. Становление  и развитие институтов государственности  на территории Таджикистана охватывает более двух тысяч лет. 

В течение  первого периода (период становления) происходят возникновение и становление  некоторых институтов государственности - верховного правителя, института советников, судьи и др. 

Второй период открывается созданием: 

- прецедента  реорганизации и проведением  реформ государственного управления "сверху", после Ахеменидов (550-329 гг. до н.э.), для последующих династий  это стало обычной практикой; 

- возникновением  институтов отраслевого управления - диванов в Пешдадидском и Кайанидском государствах (IX-VI вв. до н.э.) и в таджикском средневековом государстве, известном как государство Саманидов (874-999 гг. до н.э.), что свидетельствует о том, что предки таджикского народа, а затем все последующие его поколения стремились к профессиональному управлению государством; 

9 

- формулированием  идеи разграничения гражданского  и военного управления, что тоже  вело к специализации в государственном  управлении. 

Достижениями  третьего периода развития можно  считать: 

- реформы,  проведенные Саманидами, способствовали созданию такой системы институтов государственности, элементы которой затем использовались последующими правителями; 

- возрождение  института везира (предтеча современного  премьер - министра). Статус данного  института в разные периоды истории таджикской государственности был неодинаковым. Везиры при различных правителях могли иметь большую или ограниченную власть. Самые широкие полномочия были у газневидских и сельджукидских везиров, которые фактически управляли государством самостоятельно. Несмотря на это, везиры лично не были защищены от насилия со стороны главы государства. 

В дальнейшем Газневидами (963-1040 гг.) впервые был  создан институт контракта при назначении на должность везира; 

- реализацию  идеи коллегиального управления государством (государственный совет) впервые при Мухаммаде Хорезмшахе (1200-1220гг.). Данный демократический институт не смог показать себя в полной мере. Начавшаяся вскоре война с монголами привела к хаосу, неразберихе и утрате единого центра управления, что стало причиной гибели государства; 

- возрождение  принципа отраслевого управления (под названием "вазорат" (министерство) при Тимуридах (1370-1499 гг.). Критериями  разделения компетенции министерств  Тимуриды выбрали сословный подход (министерство по делам военных -сипох, министерство по делам гражданских лиц - раийат и др.) и предмет ведения (министерство внешних сношений, министерство по делам сбережений). 

Таким образом, хотя в период после падения Саманидского государства и до создания советской национальной государственности таджикский народ не имел самостоятельного государства, но всегда имел те или иные институты государственности и потенциальную политическую, культурную, языковую и иные возможности к возрождению своего государства. 

6. На протяжении многих веков государственности в досоветском Таджикистане существовала в том или ином виде монархическая форма правления. Власть монарха, по крайней мере, теоретически ограничивалась действием права, в основном исламского, а также ясами[6] - при монголах. Принимая важнейшие решения, монарх всегда согласовывал его с мнением авторитетных правоведов. 

7. Кардинальные  изменения в сфере регулирования  отношений в определенных сферах  жизнедеятельности общества на  территории Таджикистана 

10 

досоветского периода начинаются с реформ, проведенных Дарием Великим (ахеменидским царем) в 518 г. до н.э. Эти реформы указали последующим правителям досоветского Таджикистана новые способы решения назревших государственно-правовых проблем в ответ на вызовы времени. 

На всех этапах развития государственности  на территории досоветского Таджикистана большинство реформ касалось высших звеньев власти. Органы власти на местах в течение многих веков не подвергалась глубоким изменениям или реформы  не доходили до них. 

8. В связи с завоеванием территории исторического Таджикистана чужеземцами, наместничество (в его трех разновидностях) стало важнейшим институтом государственности таджиков. Замена монархического управления управлением наместника привело к становлению такой формы, которая усложняла централизацию государства, прерывала на короткое время преемственность институтов государственности. 

Положительным моментом института наместника было то, что, используя его, таджики, всякий раз заново восстанавливали институты  своей государственности, не теряя навыков управления. 

9. Система  управления на территории досоветского  Таджикистана при мангытах (1753-1920 гг.) существенно меняется и становится  более устойчивой. При этом наблюдается  отказ от органов отраслевого  управления. Используя разные критерии и правила отбора чиновников, бухарские эмиры предпринимали усилия установить контроль над всеми чиновниками государства, наделив их четко определенными полномочиями. 

Завоевание  части Средней Азии царской Россией  привело к учреждению Туркестанского генерал - губернаторства. Генерал-губернатор имел широкие полномочия по установлению дипломатических связей с соседними государствами, а в отношении государств - протекторатов (Бухарского эмирата и Хивинского ханства) решал все возникшие проблемы во взаимоотношениях между последними и Российским государством. 

10. Институтами  государственности на всем протяжении  истории Таджикистана были и  судебные органы. Анализ становления  и деятельности судебных органов  свидетельствует, что: 

- в теории основным институтом осуществления судебной деятельности считался казий (были казии с общими и специальными полномочиями), в действительности же органов, занимающихся правоприменительной деятельностью в мусульманских государств, в том числе в досоветском Таджикистане, было много; 

- особенности  осуществления судебной власти  судами в доисламский и исламский  периоды истории таджикской государственности  заключались в преемствовании  отдельных институтов в последующие  периоды государственно-правового  развития (андарзгар[7] в доисламском, муфтий - в мусуль- 

11 

манском судопроизводстве, а также в появлении судебных чиновников, выполняющих отдельные  функции, - институты надзирателей, консультантов или доверенных представителей (вакил)); 

- использование  территориального принципа в организации судебных институтов был причиной возникновения института военного судьи. Военный судья и военный судебный консультант (муфтий) при Аштарханидах обладали более высоким статусом, чем гражданские судьи - казий и муфтий; 

- возникновение дивана мазалим (суда справедливости) при Саманидах и в последующие периоды как института государственности, было обусловлено требованием общества по установлению справедливости при разборе дел с участием влиятельных людей, стремлением оградить правосудие от произвола. Особенностями данного института являлись: одной или обеими сторонами спора в этом суде были чиновники государства, а судьей выступал сам глава государства, везир или другое уполномоченное ими лицо; 

- институт  мухтасиба (цензор) был важнейшим политико-правовым и религиозным институтом таджикской государственности в средние века. Особенностями данного института как судебного органа являлось то, что подсудность категории дел мухтасибу определялась наличием определенных условий, и наказания он мог налагать только за преступления определенной категории. 

11. После  присоединения к России в Положении  об управлении Туркестанским  краем была определена сфера  подсудности каждого из имперских,  казийских судов и суда обычного  права. В целом это вело к сужению сферы действия мусульманского права и расширению сферы действия имперского права России, состоящего из общего законодательства России и специальных законов, принятых для Туркестанского края. 

12. Во всех  государствах на территории досоветского  Таджикистана таджикский язык оставался официальным действующим языком, языком делопроизводства, дипломатии, что во многом способствовало сохранению традиций и институтов таджикской государственности. 

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическое значение диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования новые данные способствуют обоснованию концепции таджикской государственности в юридической науке Таджикистана. 

Практическая  ценность исследования состоит в  том, что оно может быть использовано в целях совершенствования органов управления суверенного Таджикского государства с учетом исторического опыта и традиций, гуманистических и демократических идей, сложившихся на протяжении более двух тысяч лет существования институтов таджикской государственности. 

Апробация результатов исследования. Диссертация  выполнена в Отделе истории государства  и права Института государства  и права Академии наук Республики Таджикистан, Секторе истории государства, права и правовых учений Института  государства и права Российской Академии наук, об- 

Информация о работе Государственная служба