Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа
Цель и задачи данной курсовой работы определили ее структуру. Мы выделили в ней два больших подпункта, раскрывающие вопрос о внутренних и внешних функциях современного государства.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и признаки функций государства...........................................................5
2. Классификация функций государства………………...................................…....8
3. Внутренние и внешние функции...........……………………....................…......12
3.1. Внутренние функции......................................................................................14
3.1.1. Экономическая функция..........................................................................14
3.1.2. Функция финансового контроля государства........................................16
3.1.3. Социальная функция................................................................................17
3.1.4. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм
собственности, правопорядка.................................................................19
3.1.5. Функция развития культуры, науки и образования..............................21
3.1.6. Экологическая функция...........................................................................22
3.2. Внешние функции..........................................................................................24
3.2.1. Функция обороны страны........................................................................25
3.2.2. Функция интеграции в мировую экономику.........................................27
3.2.3. Функция сотрудничества по глобальным проблемам
современности..........................................................................................29
3.2.4. Функция поддержки мирового порядка.................................................30
4. Функции государственных органов.....................................................................31
5. Формы и методы осуществления функций государства...................................34
Заключение……………………………………………………………………….…35
Список использованной литературы……………………………………………...38
4. Функции государственных органов
Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако отдельные государственные органы могут играть лидирующую роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Именно посредством деятельности государственных органов государство осуществляет свои задачи и функции.
Орган государства образуется от имени государства и действует по его поручению. Обладая властными полномочиями, каждый государственный орган наделен определеной компетенцией, то есть строго определенными правами, обязанностями, задачами и функциями.
Итак, орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средстваит для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства [8].
По характеру осуществляемых функций выделяляют следующие группы государственных органов:
- органы законодательной власти. В разных странах они называются по-разному (в России – Федеральное Собрание, в США – Конгресс, в Украине – Верховная Рада). Наиболее общее название для органа, которому принадлежит законодательная власть, – парламент. Он выполняет в обществе несколько функций. Парламент – это представительный орган общества, уполномоченный осуществлять государственную власть на благо народа. В механизме государства парламент обладает верховенством.
- органы исполнительной власти. Эти органы реализуют политическую функцию государства, которую мы не стали рассматривать отдельно по причине того, что само государство есть политический институт и закрепляет за собой данную функцию по определению. Испольнительную (административную власть) осуществляет правительство (Кабинет – в Японии, Федеральный совет – в Швеции, Правительство – в России). Глава исполнительной власти – президент (в монархиях – монарх). Правительство осуществляет управление текущими делами общества, распоряжается его ресурсами, исполняет принятые представительными органами решения, законы. На местах исполнительная власть осуществляется назначаемой центром местной администрацией или выборными органами местного самоуправления. Органы исполнительной власти издают нормативные акты (указы, постановления, распоряжения), которые должны соответствовать законам. Под руководством правительства находятся следующие органы исполнительной власти: министерства, комитеты, службы (безопасности, разведки, пограничная и другие), агенства и так далее.
- судебные органы. Они отправляют правосудие, решают споры о праве. Главные принципы деятельности судов – беспристрастность, независимость, гласность и состязательность судопроизводства, презумпция невиновности и другие. Так, в Конституционном законе ПМР «О Конституционном суде ПМР» сказано, что «Конституционный суд ПМР – орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства» [18].
-
надзорно-контрольные органы. Седует
отметить, что контрольные функции
в какой-то степени
1)
органы надзора за
2) органы надзора за законностью (например, прокуратура, Таможенный комитет, налоговая полиция и другие). Особое положение в системе органов власти занимает прокуратура. Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
3)
органы надзора за
4)
органы контроля за
5) органы фиансового контроля (например, Счетная палата в РФ, Австрии, Франции, ПМР).
- институт главы государства. Президент (либо монарх) олицетворяет целостность и единство государственной власти, ее стремление служить на благо народа, представляет государство на международной арене [6].
Таким
образом, все рассмотренные в
предыдущих пунктах функции государства
выполняются специально создаваемыми
государственными органами.
5. Формы и методы осуществления функций государства
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы. Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства.
В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства: правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.
Правотворческая деятельность – государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т. е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые. Без нормативно-правовых актов реализация других функций государства практически невозможна.
Правоисполнительная
деятельность – государственная деятельность,
выражающаяся в принятии мер по исполнению
норм права. Она состоит главным образом
в издании властных индивидуальных актов,
т. е. актов, рассчитанных только на данный,
индивидуальный случай (например, издание
разового планового акта по строительству,
назначение гражданина на должность).
От правоисполнительной деятельности
зависит тот факт, будут ли законы и другие
нормативные акты реализованы. Ответственность
за исполнение правовых норм лежит на
органах управления (исполнительно-
Правообеспечительная (правоохранительная) – государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т. д.
Неправовые
формы охватывают большой объем
организационно-
Методы
осуществления функций
Заключение
Таким образом, рассмотрев в каждом из пунктов и подпунктов нашей курсовой работы основные функции государства и государственных органов, мы можем сделать следующие выводы.
Существует много различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства, что вполне естественно ввиду сложности и многогранности рассматриваемого вопроса. Поэтому в своей работе мы сосредоточили внимание не на анализе представлений различных ученых, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства.
На основе проведенного анализа мы пришли к следующему.
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его классовая и общечеловеческая сущность, социальное назначение. Понятие функций государства включает следующие аспекты:
1. Функции государства – это устойчиво сложившаяся, объективно необходимая деятельность в определенных сферах общественной жизни, конкретизирующая сущность определенного государства и нормативную практику международного сотрудничества различных государств. В ней проявляются общесоциальные, классовые и национальные аспекты.
2.
Функции государства
3. Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переностися в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других – в область политики, отсюда – повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т. д. Исчезают одни функции, возникают другие. Поэтому, классификация функций, которая приведена в данной курсовой работе, не является конечной
Сильное
государство немыслимо без
- разумный правопорядок и законность;
- растущая экономика и крепкий бюджет;
- обеспечение социальной справедливости как основы общественного согласия;
- достаточно мощные вооруженные силы и профессиональные службы безопасности.
Также важным аспектом является сотрудничество с другими государствами. Взаимное равноправное партнерство государств, их совместные усилия по разрешению общих проблем, стоящих перед человечеством, создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности отдельных индивидов, различных государственных и общественных объединений и мирового сообщества в целом. Государственно-организованное общество в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств.
Итак,
в юриспруденции вопрос функций
государства и государственных
органов включает ряд спорных
моментов: различие подходов к пониманию
содержания функций государства
и к их классификации (особенно это касается
внутренних и внешних функций). Отсюда
следует вывод о необходимости дальнейшего
изучения данной темы.
Список использованной литературы
Учебная и научная литература:
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Новый юрист, 1998. - с. 167.
2. Ильин И.А. Теория права и государства. - М.: Зерцало, 2003. - с. 143.
3. Лазарев В.В. Теория государства и права. - М., 1992. - c.89-90.
4. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право, 1993, № 6. - с. 103-108.
5. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право, 1993, № 6. - с. 106.
6. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнитидана, 2005. - с. 225.