Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа
Цель и задачи данной курсовой работы определили ее структуру. Мы выделили в ней два больших подпункта, раскрывающие вопрос о внутренних и внешних функциях современного государства.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и признаки функций государства...........................................................5
2. Классификация функций государства………………...................................…....8
3. Внутренние и внешние функции...........……………………....................…......12
3.1. Внутренние функции......................................................................................14
3.1.1. Экономическая функция..........................................................................14
3.1.2. Функция финансового контроля государства........................................16
3.1.3. Социальная функция................................................................................17
3.1.4. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм
собственности, правопорядка.................................................................19
3.1.5. Функция развития культуры, науки и образования..............................21
3.1.6. Экологическая функция...........................................................................22
3.2. Внешние функции..........................................................................................24
3.2.1. Функция обороны страны........................................................................25
3.2.2. Функция интеграции в мировую экономику.........................................27
3.2.3. Функция сотрудничества по глобальным проблемам
современности..........................................................................................29
3.2.4. Функция поддержки мирового порядка.................................................30
4. Функции государственных органов.....................................................................31
5. Формы и методы осуществления функций государства...................................34
Заключение……………………………………………………………………….…35
Список использованной литературы……………………………………………...38
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и признаки
функций государства...................
2. Классификация
функций государства……………….............
3. Внутренние и
внешние функции...........……………………....
3.1. Внутренние
функции.......................
3.1.1. Экономическая функция.......................
3.1.2. Функция финансового контроля государства...................
3.1.3. Социальная функция.......................
3.1.4. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм
собственности, правопорядка..................
3.1.5. Функция развития культуры, науки
и образования...................
3.1.6. Экологическая функция.......................
3.2. Внешние
функции.......................
3.2.1. Функция обороны страны........................
3.2.2. Функция интеграции в мировую экономику.....................
3.2.3. Функция сотрудничества по глобальным проблемам
современности.................
3.2.4. Функция поддержки мирового порядка.......................
4. Функции государственных
органов.......................
5. Формы и методы
осуществления функций государства...................
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………...
Введение
Преобразования и реформы последних лет затронули все сферы жизни современного общества. Не обошли они и такой предмет, как теория государства и права. Слишком очевиден разрыв между традиционно сложившимся содержанием научных работ и учебников и теми государственными и правовыми реалиями, которые характеризуют состояние и развитие человеческого общества на современном этапе.
К настоящему времени существенно обогатились научные знания о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений, в том числе и о функциях государства и государственных органов. Подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт действует, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение. К тому же понимание того, что и как делает государство и его аппарат, является важной составляющей правосознания полноценного члена современного общества. Отсюда следует вывод об актуальности темы нашей курсовой работы.
Предмет исследования совпадает с темой работы. При ее написании мы использовали метод классификации как основной при попытке систематизировать полученные знания о функциях государства, а также параллельно методы сравнения и сопоставления точек зрения различных ученых на проблему классификации функций государства и разных подходов к сущности государства. Излагая материал, мы ссылались на следующих ученых-политологов: М. Н. Марченко, В. Н. Хропанюка, А. В. Малько, И.А. Ильина, Р. Т. Мухаева и ряда других. Также мы использовали нормативно-правовые источники, а именно: Конституцию Российской Федерации, Конституцию Украины, Гражданский и Семейный кодексы Украины, Налоговый кодекс Российской Федерации, Конституционный закон Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» и некоторые другие.
Вышеуказанные методы и литература (учебная и нормативно-правовая) использовались для достижения цели данной работы – как можно более полно представить разнообразие функций государства и государственных органов. По мере осуществления этой цели нами решались следующие задачи: рассмотреть имеющиеся научные классификации функций государства, подробней остановившись на внутренних и внешних функциях, показать различие и связь между функциями государства и государственных органов, а также изучить формы и методы осуществления функций государства.
Цель
и задачи данной курсовой работы определили
ее структуру. Мы выделили в ней два больших
подпункта, раскрывающие вопрос о внутренних
и внешних функциях современного государства.
1. Понятие и признаки функций государства
В
современной юридической
В переводе с латинского (от лат. «functio») функция буквально обозначает исполнение, осуществление. Этот термин не является собственно обществоведческим. Будучи заимствованным из терминологического аппарата точных наук, в правоведении он приобрел совершенно иной семантический оттенок. Так, в математике функция понимается как зависимость одной величины от другой. В юридической же науке данный термин означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов. Следовательно, функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы [1].
Понимание функций государства менялось с течением времени. В рамках марксистско-ленинского подхода к государству подчеркивалось его общесоциальное и классовое назначение, утверждалось, что деятельность государства и обеспечивающая ее система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, поэтому для определения этой зависимости и стали применять понятие функции.
На
современном этапе
Из
этого следует тот факт, что
функции государства не статичны.
Они постоянно
Таким образом, параллельно с постоянно действующим механизмом обновления функций имеет место быть такое явление как их преемственность.
В настоящее время вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Именно через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.
Итак, по определению М.И. Байтина, функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение [8]. Профессор Марченко добавляет: «которые (функции) определяются также стоящими перед ним (государством) на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением» [7].
Таким образом, к основным признакам функций государства относятся слудующие:
1.
Функции государства выражают
его классовую и
2.
В функциях государства
3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Так, в условиях войны на первый план выступает функция обороны. В период экономического спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции. При угрозе возникновения экологической катастрофы приоритетной становится природоохранительная функция.
4.
Функции государства носят
2. Классификация функций государства
В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации. Он позволяет упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов.
В связи с тем, что государство выполняет множество различных функций, использование метода классификаций при их изучении является весьма эффективным. Среди наиболее общих критериев классификации функций можно выделить:
-
объекты и сферы
- территориальный масштаб;
-
способ государственного
- взаимоотношения государств;
- содержание функций.
Чаще всего функции государства классифицируются по следующим показателям.
По продолжительности действия выделяют функции:
-
постоянные (осуществляются государством
на всех этапах его
-
временные (их появление и
По социальной значимости функции поздазделяются на:
- основные;
- неосновные (производные).
Остановимся подробнее на этом критерии. Основные функции – это важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период [8]. В них наиболее полно проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Они относятся к деятельности государства в целом, выполняются всеми или многими звеньями государственного аппарата. Кроме того, с точки зрения содержания и структуры основные функции носят комплексный, собирательный характер, охватывают большую область общественной жизни (социальные, экономические отношения и т. п.). Неосновные функции государства – это те направления его деятельности, которые сами по себе непосредственно не выражают его сущность и социальное назначение (например, охрана здоровья населения, борьба со стихийными бедствиями и прочие) или же являются частью (так называемыми подфункциями) основных (например, планирование экономического и социального развития общества, исполнение наказания правонарушителей). Иначе говоря, производные функции соотносятся с основными как частное с общим. Они представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, более узкой сфере социальной жизни. Например, как производная и основная соотносятся следующие функции: участие в международных конвенциях по защите водных ресурсов от химических загрязнений и экологическая функция. Однако следует подчеркнуть, что деление функций государства на основные и неосновные является весьма условным, так как в разное время любая из них может стать приоритетной.