Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа
Цель и задачи данной курсовой работы определили ее структуру. Мы выделили в ней два больших подпункта, раскрывающие вопрос о внутренних и внешних функциях современного государства.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и признаки функций государства...........................................................5
2. Классификация функций государства………………...................................…....8
3. Внутренние и внешние функции...........……………………....................…......12
3.1. Внутренние функции......................................................................................14
3.1.1. Экономическая функция..........................................................................14
3.1.2. Функция финансового контроля государства........................................16
3.1.3. Социальная функция................................................................................17
3.1.4. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм
собственности, правопорядка.................................................................19
3.1.5. Функция развития культуры, науки и образования..............................21
3.1.6. Экологическая функция...........................................................................22
3.2. Внешние функции..........................................................................................24
3.2.1. Функция обороны страны........................................................................25
3.2.2. Функция интеграции в мировую экономику.........................................27
3.2.3. Функция сотрудничества по глобальным проблемам
современности..........................................................................................29
3.2.4. Функция поддержки мирового порядка.................................................30
4. Функции государственных органов.....................................................................31
5. Формы и методы осуществления функций государства...................................34
Заключение……………………………………………………………………….…35
Список использованной литературы……………………………………………...38
Происходящие
изменения социально-
В основе осуществления экологической функции лежат следующие принципы:
1) Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.
2)
Использование природных
3)
Неукоснительное соблюдение
Проведение этих принципов обеспечивает направленность природоохранительной функции на решение задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального использования природных ресурсов.
Создание
эффективной системы
3.2. Внешние функции
Внешние
функции государства
3.2.1. Функция обороны страны
Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, так как она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Понятие оборонительной функции включает в себя всю систему мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил как в мирное, так и в военное время.
На современном этапе меняются ориентиры в реализации данной функции: происходит отказ от гонки вооружений и большинство стран придерживаются принципа поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности. Это связано с тем, что в современном мире усиливаются процессы взаимного сотрудничества различных государств в предотвращении вооруженных конфликтов, угрозы развязывания мировой войны, в укреплении международной безопасности.
Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы. Основную роль в реализации функции обороны играют вооруженные силы государства, которые необходимы для защиты собственной независимости и территориальной целостности государства и для выполнения международных обязательств по заключенным двусторонним и многосторонним договорам.
Верховным главнокомандующим в большинстве государств выступает глава государства. Во многих странах граждане несут военную службу в соответствии с законом. Так, согласно статье 65 Конституции Украины, «защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, уважение ее государственных символов являются обязанностью граждан Украины» [13]. За воинское преступление (преступление против установленного порядка несения воинской службы) военнослужащие и военнообязанные несут уголовную ответственность.
Практическое
исполнение функции обороны также
возложено на особые государственные
вооруженные организации. Они предназначены
для обеспечения суверенитета, защиты
территории, границы и населения
от внешних посягательств и
Юридической основой осуществления выступают правовые акты (например, Закон «Об обороне»).
Следует
особо отметить взаимодействие оборонной
политики государств мирового сообщества.
В современных условиях это взаимодействие
направлено на сокращение ядерных и
обычных вооружений, на исключение из
оборонных средств каждого государства
бактериологического, химического, биологического
и других видов оружия массового поражения.
Снижение уровня военного противостояния
различных стран благоприятно сказывается
на экономических возможностях всех государств,
культурном, духовном
и экологическом благополучии их народов.
3.2.2. Функция интеграции в мировую экономику
Эта функция обусловлена процессами интернационализации мировой экономики, пересечением экономических интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга. Современный период характеризуется переходом от конфронтации большинства государств к партнерству во внешнеэкономических отношениях, защите иностранных инвестиций и права собственности иностранных партнеров. Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом к рыночным отношениям.
Частью данной функции является функция внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, которая подразумевает привлечение и эффективное использование в экономике государства и в других сферах общественной жизни иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, а также управленческого опыта.
В настоящее время получили распространение совместные предприятия, которые создаются на базе иностранных инвестиций или с участием иностранных партнеров. Предприятиям с иностранными инвестициями предоставляются, как правило, те же права и возлагаются те же обязанности, что и на отечественных производителей, в ряде случаев им даже предоставляются льготы, например: упрощенный порядок регистрации, льготный налоговый и таможенный режимы, пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами, безвизовый въезд и выезд иностранных граждан. Важно отметить, что создание данных совместных предприятий, охватывает не все отрасли сферы производства товаров и услуг. Зачастую они создаются для извлечения максимально большей прибыли за минимальный срок. Иностранные инвестиции не охватывают такие отрасли, как, например, тяжелая промышленность и другие.
Итак, государство выступает в сфере внешнеэкономической деятельности в двух ипостасях:
- регулирует имущественные и другие отношения, устанавливает содержание и пределы правосубъективности физических и юридических лиц, а также самого государственного образования, принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа граждан на рынки других государств; лицензирует определенные виды деятельности, осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках своей компетенции.
- на равных с другими участниками имущественного оборота вступает в гражданско-правовые отношения.
Государство,
применяя свои властные полномочия, может
заключать международные
Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлении стабильных отношений между государствами. Современные государства отказались от сверхцентрализованного управления в этой сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с другими государствами. В настоящее время право на осуществление внешнеэкономической деятельности принадлежит всем предприятиям и организациям независимо от формы собственности.
Таким
образом, выступая как носитель публичной
власти, государство обеспечивает создание
благоприятных условий для деятельности
всех субъектов внешнеэкономической деятельности.
3.2.3. Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности
В функции сотрудничества в решении глобальных проблем заложены интересы каждого государства. В Конституциях многих стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества с другими странами. Эта функция приобретает актуальное значение на современном этапе развития цивилизации. Она заключается в поиске взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов, но и человечества в целом и требуют международного peaгирования.
К числу таких глобальных проблем относятся проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и опасными болезнями (СПИД, мутирующие вирусы гриппа и другие), предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий (например, авария на Чернобыльской АЭС). Экологические катастрофы представляют повышенную опасность для мирового сообщества в силу необратимости экологического ущерба и негативных последствий не только для ныне живущих, но и будущих поколений. Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и климата от крупномасштабного вреда, который причиняется токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из нефтепроводов и при ее перевозке, загрязнением природной среды радиоактивными отходами.
В
целях сохранения сырьевых и энергетических
ресурсов, животного
и растительного мира государства заключают
между собой двусторонние
Велика
заслуга международных организаций
в охране природы. Наиболее известны Международное
агентство по атомной энергии (МАГАТЭ),
ставящее своей целью обеспечение ядерной
безопасности и защиту окружающей среды;
Всемирная организация здравоохранения
(ВОЗ), которая занимается борьбой
с загрязнением воздуха; Всемирная метеорологическая
организация (ВМО), реализующая климатическую
программу и службу погоды; Всемирная
организация продовольствия (ФАО) и другие.
3.2.4. Функция поддержки мирового порядка
Функция поддежки мирового порядка предполагает деятельность государства по сохранению мира, ликвидации ядерного и иного оружия массового поражения, оздоровлению международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами.
Также в содержание этой функции входит сотрудничество государств в борьбе с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, международным тероризмом. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государства планируют свою деятельность по предупреждению и пресечению международных преступлений, проводят совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.
Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. Это продиктовано тем, что в процессе разного рода конфликтов нередко нарушаются права человека, особенно национальных меньшинств, а это требует вмешательства мирового сообщества. События в Югославии и Боснии – яркие примеры участия мирового сообщества в качестве посредников в урегулировании межэтнических конфликтов.