Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи данной курсовой работы определили ее структуру. Мы выделили в ней два больших подпункта, раскрывающие вопрос о внутренних и внешних функциях современного государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Понятие и признаки функций государства...........................................................5
2. Классификация функций государства………………...................................…....8
3. Внутренние и внешние функции...........……………………....................…......12
3.1. Внутренние функции......................................................................................14
3.1.1. Экономическая функция..........................................................................14
3.1.2. Функция финансового контроля государства........................................16
3.1.3. Социальная функция................................................................................17
3.1.4. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм
собственности, правопорядка.................................................................19
3.1.5. Функция развития культуры, науки и образования..............................21
3.1.6. Экологическая функция...........................................................................22
3.2. Внешние функции..........................................................................................24
3.2.1. Функция обороны страны........................................................................25
3.2.2. Функция интеграции в мировую экономику.........................................27
3.2.3. Функция сотрудничества по глобальным проблемам
современности..........................................................................................29
3.2.4. Функция поддержки мирового порядка.................................................30
4. Функции государственных органов.....................................................................31
5. Формы и методы осуществления функций государства...................................34
Заключение……………………………………………………………………….…35
Список использованной литературы……………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

kurs.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Происходящие  изменения социально-экономической  и экологической обстановки потребовали  активизации законотворческой деятельности                          и привели к развитию законодательства о безопасности, охране окружающей природной среды, защите населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов, Водный, Воздушный, Земельный кодексы РФ). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства.

     В основе осуществления экологической функции лежат следующие принципы:

     1) Природные богатства подлежат  охране со стороны государства  независимо от того, вовлечены  ли они в хозяйственный оборот  или нет.

     2) Использование природных богатств  должно быть рациональным, соответствовать  развитию государства.

     3) Неукоснительное соблюдение природоохранительных  законодательств и строгая ответственность  за его нарушение.

     Проведение  этих принципов обеспечивает направленность природоохранительной функции на решение задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

     Создание  эффективной системы экологической  безопасности страны может быть обеспечено только совместными усилиями специально уполномоченных органов государства  и общественных объединений. Иначе  говоря, должна быть достигнута тесная консолидация государства                                и гражданского общества.  

     3.2. Внешние функции

     Внешние функции государства представляют собой основные направления его  деятельности на международной арене, а также отражают его интересы во взаимоотношениях с другими государствами. Они призваны решать следующие внешние задачи государства: обеспечение обороны страны от внешней агрессии и установление и поддержание нормальных отношений             с другими государствами. В соответствии с указанными задачами различаются следующие внешние функции государства: оборона страны, интеграция                      в мировую экономику, сотрудничество по глобальным проблемам современности, поддержка мирового порядка. 

     3.2.1. Функция обороны страны

     Данная  функция является важнейшим направлением деятельности государства, так как  она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета                 и территориальной целостности  государства. Понятие оборонительной функции включает в себя всю систему мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил как в мирное, так и в военное время.

     На  современном этапе меняются ориентиры  в реализации данной функции: происходит отказ от гонки вооружений и большинство стран придерживаются принципа поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности. Это связано с тем, что в современном мире усиливаются процессы взаимного сотрудничества различных государств в предотвращении вооруженных конфликтов, угрозы развязывания мировой войны, в укреплении международной безопасности.

     Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и  военными средствами. В мирное время  это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы. Основную роль в реализации функции обороны играют вооруженные силы государства, которые необходимы для защиты собственной независимости и территориальной целостности государства и для выполнения международных обязательств по заключенным двусторонним и многосторонним договорам.

     Верховным главнокомандующим в большинстве государств выступает глава государства. Во многих странах граждане несут военную службу                        в соответствии с законом. Так, согласно статье 65 Конституции Украины, «защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, уважение ее государственных символов являются обязанностью граждан Украины» [13]. За воинское преступление (преступление против установленного порядка несения воинской службы) военнослужащие и военнообязанные несут уголовную ответственность.

     Практическое  исполнение функции обороны также  возложено на особые государственные  вооруженные организации. Они предназначены  для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения  от внешних посягательств и обеспечения общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией                       в соответствии с Конституцией. К особым вооруженным государственным организациям относятся службы внешней разведки (осуществляет сбор информации во время ведения военных действий), служба безопасности (предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств), полиция (милиция) (является основой                     и гарантом общественного порядка).

     Юридической основой осуществления выступают правовые акты (например, Закон «Об обороне»).

     Следует особо отметить взаимодействие оборонной  политики государств мирового сообщества. В современных условиях это взаимодействие направлено на сокращение ядерных и  обычных вооружений, на исключение из оборонных средств каждого государства бактериологического, химического, биологического и других видов оружия массового поражения. Снижение уровня военного противостояния различных стран благоприятно сказывается на экономических возможностях всех государств, культурном, духовном                        и экологическом благополучии их народов. 

     3.2.2. Функция интеграции в мировую экономику

     Эта функция обусловлена процессами интернационализации мировой экономики, пересечением экономических интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга. Современный период характеризуется переходом от конфронтации большинства государств                              к партнерству во внешнеэкономических отношениях, защите иностранных инвестиций и права собственности иностранных партнеров. Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом к рыночным отношениям.

     Частью  данной функции является функция внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, которая подразумевает привлечение и эффективное использование в экономике государства и в других сферах общественной жизни иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники                     и технологий, а также управленческого опыта.

     В настоящее время получили распространение  совместные предприятия, которые создаются  на базе иностранных инвестиций или  с участием иностранных партнеров. Предприятиям с иностранными инвестициями предоставляются, как правило, те же права и возлагаются те же обязанности, что и на отечественных производителей, в ряде случаев им даже предоставляются льготы, например: упрощенный порядок регистрации, льготный налоговый и таможенный режимы, пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами, безвизовый въезд и выезд иностранных граждан. Важно отметить, что создание данных совместных предприятий, охватывает не все отрасли сферы производства товаров и услуг. Зачастую они создаются для извлечения максимально большей прибыли за минимальный срок. Иностранные инвестиции не охватывают такие отрасли, как, например, тяжелая промышленность и другие.

     Итак, государство выступает в сфере внешнеэкономической деятельности в двух ипостасях:

     - регулирует имущественные и другие отношения, устанавливает содержание и пределы правосубъективности физических и юридических лиц,                а также самого государственного образования, принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа граждан на рынки других государств; лицензирует определенные виды деятельности, осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках своей компетенции.

     - на равных с другими участниками имущественного оборота вступает             в гражданско-правовые отношения.

     Государство, применяя свои властные полномочия, может  заключать международные договоры, участвовать в создании международных  организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать  развитию внешнеэкономических условий для доступа граждан данного государства на рынки других государств.

     Проблема  экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка  и установлении стабильных отношений между государствами. Современные государства отказались от сверхцентрализованного управления в этой сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с другими государствами. В настоящее время право на осуществление внешнеэкономической деятельности принадлежит всем предприятиям                       и организациям независимо от формы собственности.

     Таким образом, выступая как носитель публичной  власти, государство обеспечивает создание благоприятных условий для деятельности всех субъектов внешнеэкономической деятельности. 

            3.2.3. Функция сотрудничества по глобальным проблемам                  современности

     В функции сотрудничества в решении  глобальных проблем заложены интересы каждого государства. В Конституциях многих стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества с другими странами. Эта функция приобретает актуальное значение на современном этапе развития цивилизации. Она заключается в поиске взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов, но и человечества в целом и требуют международного peaгирования.

     К числу таких глобальных проблем  относятся проблемы освоения космоса  и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного  мира, борьбы с эпидемиями и опасными болезнями (СПИД, мутирующие вирусы гриппа и другие), предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий (например, авария на Чернобыльской АЭС). Экологические катастрофы представляют повышенную опасность для мирового сообщества в силу необратимости экологического ущерба и негативных последствий не только для ныне живущих, но и будущих поколений. Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и климата от крупномасштабного вреда, который причиняется токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из нефтепроводов и при ее перевозке, загрязнением природной среды радиоактивными отходами.

     В целях сохранения сырьевых и энергетических ресурсов, животного                    и растительного мира государства заключают между собой двусторонние                      и многосторонние соглашения, сотрудничают через международные организации. Например, подписаны конвенции об охране мигрирующих видов диких животных; об охране морских животных ресурсов Антарктики;                              о международной торговле видами дикой фауны и флоры; о рыболовстве                              и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Датских проливах и другие.

     Велика  заслуга международных организаций в охране природы. Наиболее известны Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), ставящее своей целью обеспечение ядерной безопасности и защиту окружающей среды; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая занимается борьбой                с загрязнением воздуха; Всемирная метеорологическая организация (ВМО), реализующая климатическую программу и службу погоды; Всемирная организация продовольствия (ФАО) и другие.  

            3.2.4. Функция поддержки мирового порядка

     Функция поддежки мирового порядка предполагает деятельность государства по сохранению мира, ликвидации ядерного и иного оружия массового поражения, оздоровлению международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами.

     Также в содержание этой функции входит сотрудничество государств                  в борьбе с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, международным тероризмом. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государства планируют свою деятельность по предупреждению и пресечению международных преступлений, проводят совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться                     с международной преступностью.

     Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие  мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. Это  продиктовано тем, что в процессе разного рода конфликтов нередко нарушаются права человека, особенно национальных меньшинств,                       а это требует вмешательства мирового сообщества. События в Югославии                   и Боснии – яркие примеры участия мирового сообщества в качестве посредников в урегулировании межэтнических конфликтов.

Информация о работе Функции государства