Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа
Цель и задачи данной курсовой работы определили ее структуру. Мы выделили в ней два больших подпункта, раскрывающие вопрос о внутренних и внешних функциях современного государства.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и признаки функций государства...........................................................5
2. Классификация функций государства………………...................................…....8
3. Внутренние и внешние функции...........……………………....................…......12
3.1. Внутренние функции......................................................................................14
3.1.1. Экономическая функция..........................................................................14
3.1.2. Функция финансового контроля государства........................................16
3.1.3. Социальная функция................................................................................17
3.1.4. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм
собственности, правопорядка.................................................................19
3.1.5. Функция развития культуры, науки и образования..............................21
3.1.6. Экологическая функция...........................................................................22
3.2. Внешние функции..........................................................................................24
3.2.1. Функция обороны страны........................................................................25
3.2.2. Функция интеграции в мировую экономику.........................................27
3.2.3. Функция сотрудничества по глобальным проблемам
современности..........................................................................................29
3.2.4. Функция поддержки мирового порядка.................................................30
4. Функции государственных органов.....................................................................31
5. Формы и методы осуществления функций государства...................................34
Заключение……………………………………………………………………….…35
Список использованной литературы……………………………………………...38
По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на:
- экономические;
- политические;
- социальные;
- осуществляемые в духовной сфере.
К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:
-
законодательные (
- управленческие;
- правоохранительные (в том числе судебные);
- информационные.
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Несмотря на то, что такой подход к функциям является чисто формальным, он часто используется в научных и практических целях. В этой классификации особое внимание следует обратить на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации. Она имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество – целенаправленная информированность населения, манипулирование общественным сознанием, пропаганда и агитация.
Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей, далеко не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее. В данном случае происходит смешение функций государства и государственных органов.
Наиболее
часто встречаются попытки
- внутренние (представляют его деятельность внутри страны, определяют его роль в жизни общества);
- внешние (характеризуют деятельность государства за его пределами, определяют роль государства во взаимоотношениях с другими странами).
Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны (в сферах экономики, политики, культуры и других) в значительной степени зависит от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и так далее.
Тем
не менее основная часть нашей курсовой
работы будет посвящена классификации
функций государства именно по сфере его
политической деятельности. Рассмотрим
подробнее внутренние и внешние функции
государства.
3. Внутренние и внешние функции
Как
уже говорилось выше, по сферам государственной
деятельности (объектам воздействия) общепринятым
считается деление функций на
внутренние и внешние. Первые связаны
с реализацией задач
Внутренние
функции современного осударства существенно
не изменились: экономическая; оказания
социальных услуг; экологическая; охраны
правопорядка, прав и свобод граждан. Л.А.
Морозова выделяет
в качестве самостоятельных функций обеспечение
народовластия; налогообложения и взимания
налогов. Внешние же претерпели большие
изменения. В частности, появились самостоятельные
функции борьбы
с международными преступлениями; международной
охраны окружающей среды, а также, как
считает Л.А. Морозова, функция интеграции
в мировую экономику [5]. Итак, по классификации,
предложенной Л.А. Морозовой,
В.Н. Хропанюк выделяет следующие внутренние функции современного государства: экономическая (формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ экономического развития страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности); социальная (оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья, работу транспорта и связи и т. п.); финансового контроля (выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и общегосударственных нужд); охраны правопорядка (обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений); экологическая (система мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека) [10].
В.В. Лазарев к внутренним функциям относит установление и охрану правопорядка; охрану прав собственности, иных прав и свобод граждан; экономическую; культурную; социальную; экологическую, а к внешним – поддержание мира и мирного сосуществования; обеспечение делового партнерства и сотрудничества; защиту государственного суверенитета от внешних посягательств[3].
Н.Т. Шестаев к внутренним функциям, охватывающим сферу жизни государства, касающимся каждого члена общества, относит охранительную; экономическую; социальных услуг; обеспечения и защиты граждан; культурно-воспитательную; природоохранную, а к внешним – защиту государства от вооруженных нападений других государств; поддержание международных политических отношений, экономических и культурных связей; борьбу с международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды [12].
Несмотря на различия между классификациями, в общем все авторы отмечают, что объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни общества – экономика, социальная структура, культурная жизнь, сложившийся общественный порядок. Поэтому в самой общей классификации функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими как во внешней, так и во внутренней деятельности государства. Данная классификация носит абстрактный характер, она не отражает специфику различных государств, особенно в рамках отдельных типов.
В
следующих пунктах данной курсовой
работы мы попытаемся систематизировать
различные квалификации внутренних
и внешних функций государства
в одну наиболее полную.
3.1. Внутренние функции
Внутренние функции государства – это главные направления внутренней политики государства, деятельность, направленная на выполнение внутренних задач государства [11]. Классификация внутренних функций производится по сферам деятельности государства. Каждое государство решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Также в настоящее время одной из главных задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на :
- экономическую;
- оказания социальных услуг (социальную);
- охраны правопорядка, собственности, прав и свобод граждан;
-
экологическую (
-
финансового контроля.
3.1.1. Экономическая функция
В
данной функции наиболее полно проявляется
роль государства
в сфере хозяйствования, определяются
пределы вмешательства государства
в процесс управления экономикой, и связано
это прежде всего
Экономическая функция государства выражается в проведении налоговой политики, формировании и контролировании кредитно-финансовой и валютно-денежной систем. В итоге при саморегулирующейся экономике вмешательство государства сводится к:
а)
выработке экономической
б) управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен стратегическими, высококонкурентными на мировом рынке и важными для государства отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т. д.
в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, поддержке государственными средствами производителей и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для обеспечения демонополизации и честной конкуренции, охране прав потребителя и прочее.
г) регулированию внешнеэкономических отношений государства.
В
периоды экономических
3.1.2. Функция финансового контроля государства
Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц, целиком состоит из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.
Это направление деятельности государства ранее охватывалось хозяйственно-организаторской функцией. Однако в связи с возрастанием роли, расширением объема и усложнением содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан и тому подобное, а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей [8]. Государство осуществляет контроль над правильностью расходования налогов, направляя их в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд.