Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:04, курсовая работа
Источники права издавна были и в наше время остаются предметом самого пристального внимания как общей теории права, так и отраслевых научных дисциплин.
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения внешней формы выражения как способов возведения в закон воли соответствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих интересы классов, всего народа или его части.
Изучение источников права теснейшим образом связано с утверждением принципов правового государства, обеспечением прав и свобод человека, организацией экономических и социальных отношений, устройством государства и решением задач эффективного управления его делами.
Глава 1. Понятие и виды источников права. 5
1.1. Понятие источников права 5
1.2. Виды источников права 6
Глава 2. Характеристика источников права Российской Федерации 15
2.1. Конституция – основной источник права Российской Федерации 15
2.2. Общефедеральные законы 20
2.3. Кодексы и федеральные законы 21
2.4. Подзаконные нормативно-правовые акты РФ 22
2.5. Постановления Правительства РФ 23
2.6. Нормативный договор 24
2.7. Обычай как источник права 26
2.8. Источники права субъектов РФ и органов местного самоуправления 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2)
федеральные конституционные
3) федеральные законы — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;
4) законы субъектов федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.5
Виды подзаконных актов:
1)
указы и распоряжения
2)
постановления и распоряжения
Правительства РФ — акты
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
4)
решения и постановления
5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
5)
нормативные акты
6) локальные нормативные акты — предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от правового положения субъекта правотворчества различают нормативные акты:
В зависимости от срока действия существуют нормативные акты:
Закон
— это нормативный акт, принятый
в особом порядке органом
1)
принимается только органом
2)
порядок его подготовки и
3) в идеале должен выражать волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов, придавая ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
по их юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов федерации);
по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные, экологические и т. п.);
по сроку действия (постоянные законы и временные) и т. д.
Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, органические (кодификационные) и иные законы.
Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов и содержат юридические нормы.
Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании социальных связей главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты тоже имеют весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль1.
Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.
1)
Указы и распоряжения
2)
Постановления и распоряжения
Правительства РФ. Акты, имеющие
особо важное значение, издаются
в форме постановлений. Акты по оперативным
и другим текущим вопросам издаются в
форме распоряжений. Все акты Правительства
РФ обязательны к исполнению в Российской
Федерации. Особенностью актов Правительства
является то, что они могут быть приняты
лишь на основании и во исполнении законов
Российской Федерации, а также указов
Президента Российской Федерации. Постановления
и распоряжения Правительства РФ подписываются
Председателем Правительства РФ и подлежат
официальному опубликованию не позднее
15 дней со дня их принятия.
3) Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяясь на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Государственного банка, Государственной налоговой инспекции, таможенного комитета, санитарно-эпидемиологического надзора, федеральной службы лесного хозяйства и т. п.
4)
Решения и постановления
5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.)1.
6)
Нормативные акты
7)
Локальные нормативные акты —
это предписания, принятые на уровне
конкретного предприятия, учреждения
и организации и регулирующие их внутреннюю
жизнь (например, правила внутреннего
трудового распорядка).
Каждая национальная (национально-государственная) система права, наряду с другими особенностями, отличается и своеобразием источников действующего (позитивного) права. Вместе с тем различные национальные системы права, входящие в ту или иную правовую семью, имеют и некоторые общие черты, которые присущи соответствующим источникам права. В российской системе права, как и в других системах права, относящихся к романо-германской правовой семье, в современных условиях основным источником права являются нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты)1.
Определенную роль в качестве источников российского права играют также нормативно-правовой договор и обычное право (санкционированные государством обычаи).
Конституция как нормативный акт имеет ряд особенностей общесоциального и юридического характера, в силу которых она занимает особое место не только в системе источников конституционного права, но и в любой национальной правовой системе. Эти особенности заключаются в следующем.
В первую очередь особенности имеют предмет и пределы конституционного регулирования. Предметом регулирования конституции являются коренные, основополагающие общественные отношения, определяющие взаимоотношения государства и личности, систему организации государственной власти, местного самоуправления в стране. В силу этого конституция содержит положения, которые устанавливают, прежде всего, правовые принципы организации и жизнедеятельности гражданского общества, личности и государства, систему основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий, организацию государства в целом, механизм функционирования государственной власти во взаимосвязи с местным самоуправлением. Конституция содержит также конкретные конституционные нормы, которые в развернутом виде регулируют общественные отношения в специфической сфере их действия (механизм организации государственной власти и др.).
Предмет конституционного регулирования определяет и объем содержания конституции. Конституция РФ построена по промежуточному варианту: наряду с закреплением основ конституционного строя дается довольно четкая и подробная регламентация основных конституционных институтов – прав и свобод человека и гражданина, государственного устройства, парламента, главы государства, правительства, судебной власти.
Принятая 12 декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации, окончательно утвердившая неотчуждаемость основных прав и свобод человека, принцип разделения властей, стала прочной базой для создания новой конституционно-правовой системы. Это потребовало широкого обновления конституционного законодательства.
Конституция
— наивысшая форма воплощения
государственной воли народа. В современном
демократическом государстве
Конституция имеет учредительный характер. Положения, содержащиеся в конституции, являются первичными, и им не могут противоречить другие издаваемые государственными органами акты.
Верховенство конституции является ее ведущим, основополагающим юридическим качеством. Определяя верховенство конституции в системе права, важно отметить, что конституция есть не просто основной закон, но такой закон, который обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При этом конституция является актом наивысшей юридической силы. Это особое свойство выражается в следующем: конституционные нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и иных отраслей права — гражданского, административного и др.; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься лишь указанными в конституции государственными органами и соответствовать конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию1.
Верховенство конституции в системе права устанавливается не каким-либо особым нормативным актом, а ее собственными нормами.
Конституция будет реальной и стабильной при условии ее легитимности.
Конституция считается легитимной тогда, когда она принята законным путем, т.е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции. Конституции, навязанные военными хунтами и другими диктаторскими режимами вместо принятых ранее законным путем, не могут считаться легитимными.