Формы (источники) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Источники права издавна были и в наше время остаются предметом самого пристального внимания как общей теории права, так и отраслевых научных дисциплин.

Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения внешней формы выражения как способов возведения в закон воли соответствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих интересы классов, всего народа или его части.

Изучение источников права теснейшим образом связано с утверждением принципов правового государства, обеспечением прав и свобод человека, организацией экономических и социальных отношений, устройством государства и решением задач эффективного управления его делами.

Содержание

Глава 1. Понятие и виды источников права. 5
1.1. Понятие источников права 5
1.2. Виды источников права 6
Глава 2. Характеристика источников права Российской Федерации 15
2.1. Конституция – основной источник права Российской Федерации 15
2.2. Общефедеральные законы 20
2.3. Кодексы и федеральные законы 21
2.4. Подзаконные нормативно-правовые акты РФ 22
2.5. Постановления Правительства РФ 23
2.6. Нормативный договор 24
2.7. Обычай как источник права 26
2.8. Источники права субъектов РФ и органов местного самоуправления 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Формы (источники) права КГУ 2011 руслан.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

    По  юридической силе все нормативные  акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

    Виды  законов:

    1) Конституция (закон законов) —  основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

    2) федеральные конституционные законы  — принимаются по вопросам, предусмотренным  и органически связанным с Конституцией;

    3) федеральные законы — акты  текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;

    4) законы субъектов федерации —  издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.5

    Виды  подзаконных актов:

    1) указы и распоряжения Президента  РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

    2) постановления и распоряжения  Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

    3) приказы, инструкции, положения министерств,  ведомств, государственных комитетов  регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

    4) решения и постановления местных  органов государственной власти;

    5) решения, распоряжения, постановления  местных органов государственного управления;

    5) нормативные акты муниципальных  (негосударственных) органов;

    6) локальные нормативные акты —  предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

    В зависимости от правового положения  субъекта правотворчества различают нормативные акты:

  • государственных органов;
  • иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);
  • совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
  • принятые на референдуме.
  • В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
  • общефедеральные;
  • акты субъектов Российской Федерации;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

    В зависимости от срока действия существуют нормативные акты:

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

    Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной  власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической  силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона:

    1) принимается только органом законодательной  власти или референдумом;

    2) порядок его подготовки и издания  определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

    3) в идеале должен выражать волю  и интересы народа;

    4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

    5) регулирует наиболее важные, ключевые  общественные отношения.

    Именно  данные признаки и выделяют закон  в системе иных нормативных актов, придавая ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

    Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

    по  их юридической силе (Конституция, федеральный  конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов федерации);

    по  субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или  законодательным органом);

    по  предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные, экологические и т. п.);

    по  сроку действия (постоянные законы и временные) и т. д.

    Выделяют  также чрезвычайные, бюджетные, тематические, органические (кодификационные) и иные законы.

    Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов и содержат юридические нормы.

    Несмотря  на то, что в нормативном правовом регулировании социальных связей главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты тоже имеют весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль1.

    Выделяют  следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

    1) Указы и распоряжения Президента  РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Основного закона РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения — это вторые по значимости подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не) носят нормативного характера.)

    2) Постановления и распоряжения  Правительства РФ. Акты, имеющие  особо важное значение, издаются  в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.                                                   

    3) Приказы, инструкции, положения министерств,  ведомств, государственных комитетов.  Эти акты, принимаемые на основе  и в соответствии с законами  Российской Федерации, указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяясь на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Государственного банка, Государственной налоговой инспекции, таможенного комитета, санитарно-эпидемиологического надзора, федеральной службы лесного хозяйства и т. п.

    4) Решения и постановления местных  органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

    5) Решения, распоряжения, постановления  местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.)1.

    6) Нормативные акты муниципальных  (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.

    7) Локальные нормативные акты —  это предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка). 

 

     Глава 2. Характеристика источников права  Российской Федерации

    2.1. Конституция –  основной источник  права Российской Федерации

    Каждая  национальная (национально-государственная) система права, наряду с другими  особенностями, отличается и своеобразием источников действующего (позитивного) права. Вместе с тем различные национальные системы права, входящие в ту или иную правовую семью, имеют и некоторые общие черты, которые присущи соответствующим источникам права. В российской системе права, как и в других системах права, относящихся к романо-германской правовой семье, в современных условиях основным источником права являются нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты)1.

    Определенную  роль в качестве источников российского права играют также нормативно-правовой договор и обычное право (санкционированные государством обычаи).

    Конституция как нормативный акт имеет  ряд особенностей общесоциального и юридического характера, в силу которых она занимает особое место не только в системе источников конституционного права, но и в любой национальной правовой системе. Эти особенности заключаются в следующем.

    В первую очередь особенности имеют предмет и пределы конституционного регулирования. Предметом регулирования конституции являются коренные, основополагающие общественные отношения, определяющие взаимоотношения государства и личности, систему организации государственной власти, местного самоуправления в стране. В силу этого конституция содержит положения, которые устанавливают, прежде всего, правовые принципы организации и жизнедеятельности гражданского общества, личности и государства, систему основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий, организацию государства в целом, механизм функционирования государственной власти во взаимосвязи с местным самоуправлением. Конституция содержит также конкретные конституционные нормы, которые в развернутом виде регулируют общественные отношения в специфической сфере их действия (механизм организации государственной власти и др.).

    Предмет конституционного регулирования определяет и объем содержания конституции. Конституция РФ построена по промежуточному варианту: наряду с закреплением основ конституционного строя дается довольно четкая и подробная регламентация основных конституционных институтов – прав и свобод человека и гражданина, государственного устройства, парламента, главы государства, правительства, судебной власти.

    Принятая 12 декабря 1993 г. новая Конституция  Российской Федерации, окончательно утвердившая неотчуждаемость основных прав и свобод человека, принцип разделения властей, стала прочной базой для создания новой конституционно-правовой системы. Это потребовало широкого обновления конституционного законодательства.

    Конституция — наивысшая форма воплощения государственной воли народа. В современном  демократическом государстве носителем  суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью. Именно поэтому конституции принимаются народом или от имени народа его представителями.

    Конституция имеет учредительный характер. Положения, содержащиеся в конституции, являются первичными, и им не могут противоречить другие издаваемые государственными органами акты.

    Верховенство  конституции является ее ведущим, основополагающим юридическим качеством. Определяя верховенство конституции в системе права, важно отметить, что конституция есть не просто основной закон, но такой закон, который обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При этом конституция является актом наивысшей юридической силы. Это особое свойство выражается в следующем: конституционные нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и иных отраслей права — гражданского, административного и др.; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься лишь указанными в конституции государственными органами и соответствовать конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию1.

    Верховенство  конституции в системе права  устанавливается не каким-либо особым нормативным актом, а ее собственными нормами.

    Конституция будет реальной и стабильной при условии ее легитимности.

    Конституция считается легитимной тогда, когда  она принята законным путем, т.е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции. Конституции, навязанные военными хунтами и другими диктаторскими режимами вместо принятых ранее законным путем, не могут считаться легитимными.

Информация о работе Формы (источники) права