Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:55, доклад
Белорусская правовая система исторически складывалась как система писаного права. Как и во многих других странах континентальной Европы, она относится к модели Романо-германского типа. Это предопределило доминирующее положение в национальной правовой системе Беларуси нормативных правовых актов как источников (форм) права.
В настоящее время к ним относятся законы, принимаемые законодательным органом, декреты и указы Президента, постановления Правительства, ведомственные приказы и постановления, решения местных представительных и исполнительно-распорядительных органов власти и др.
Формы (источники) права
Белорусская правовая система исторически складывалась как система писаного права. Как и во многих других странах континентальной Европы, она относится к модели Романо-германского типа. Это предопределило доминирующее положение в национальной правовой системе Беларуси нормативных правовых актов как источников (форм) права.
В настоящее время к ним
Вместе с тем нормативный правовой акт – не единственная форма выражения правовых норм. Белорусской правовой системой в качестве источников права признаются и такие его разновидности, как правовой обычай и нормативный договор.
До последнего времени они
не имели широкого применения. В
частности, правовой обычай действует
лишь в тех ограниченных случаях,
когда соответствующие
Правовые обычаи используются и при регулировании отношений в сфере торгового мореплавании. Например, один из таких обычаев закреплён в ч. I ст. 99 Кодекса торгового мореплавания РБ (принятого 15 ноября 1999г. и вступившего в силу с 1 января 2000г.), регулирующий сталийное время, т.е. период времени, в течение которого перевозчик предоставляет и держит судно под погрузкой или разгрузкой. В ней сказано: «Сталинское время определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – обычаями, принятыми в порту погрузки».
Правовой обычай широко используется
в международном праве, во внешней
торговле. Беларусь как субъект международного
права руководствуется
Всё более широкое распространение в современных условиях получает договор с нормативным содержанием. Особенно широко он используется в международном праве. Республика Беларусь в настоящее время состоит в различных договорных отношениях со многими странами и международными организациями. Несомненно, что эти отношения Беларусь как суверенное государство будет активизировать, а, следовательно, и более широко применять международные нормативные договоры и соглашения как их разновидность.
Нормативный договор как источник права используется и в национальном праве. В качестве примера можно назвать коллективный договор, который заключается между нанимателями и коллективами наёмных работников в лице профсоюзов или иных выборных органов для регулирования взаимных обязательств в сфере трудовых и социально-экономических отношений. Такие договоры являются источниками права при регулировании отношений в пределах соответствующих организаций и имеют локальный характер.
К разновидностям нормативного договора относятся и соглашения по поводу условий труда, занятости и социальных гарантий, которые заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное) и местном (местное) уровнях. В частности, сторонами генеральных соглашений могут выступать республиканские объединения профсоюзов и объединения нанимателей, а также Правительство РБ. В этих соглашениях (и в отраслевых, и в местных) содержатся согласованные установления, имеющие характер общей формы. Следовательно, они обладают всеми признаками нормативного договора. В условиях рыночных отношений нормативные договоры всё чаще заключаются в хозяйственной сфере.
В юридической литературе нормативный договор как источник права оценивается неоднозначно. Некоторые авторы рассматривают его в качестве нормативного правового акта. Подчёркивая, что, в частности, коллективный договор обусловлен государственным решением, установившим возможность его заключения, что обязательность его норм гарантируется государством, а установленные в нём положения подкрепляются авторитетом общественной организации и трудового коллектива, сторонники этой позиции делают вывод, что нормативный договор является нормативным юридическим актом.
Но большинство учёных полагают, что нормативный договор как источник права обладает такой спецификой, которая даёт основание считать его самостоятельной формой права. Эта специфика проявляется, прежде всего, в договорном характере нормативных правоустановлений, в особенностях их действия и реализации.
Таким образом, в правовой системе Беларуси используются три вида форм (источников) права: нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай. Основное, доминирующее положение занимает нормативный правовой акт. Другие известные истории источники права, такие, как религиозные писания, научные юридические доктрины, не входят в систему источников белорусского права. Не выступает в таком качестве и юридический прецедент. Хотя в настоящее время высказываются суждения о целесообразности его ограниченного использования в условиях Беларуси.
Поскольку наиболее характерным, основным для РБ источником права является нормативный правовой акт, необходимо рассмотреть его разновидности.
Юридическая сила нормативных правовых актов зависит, прежде всего, от того, какое мест в государственном механизме занимает орган, его издавший.
Все нормативные правовые акты по юридической силе подразделяются на две крупные группы: законы и подзаконные акты.
Законы занимают ведущее место в иерархии всех нормативных правовых актов.
Закон - это такой нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.
Законы в свою очередь подразделяются
на конституционные и обычные (текущие).
К конституционным законом
В РБ высшей юридической силой обладает Конституция. В ней закрепляется организационная структура государственной власти страны, основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан.
В РБ установлен особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию (ст.138, 139, 140 Конституция Республики Беларусь). Конституция является юридической базой для всего действующего законодательства. В Конституции (ст.104) выделяются программные законы, которыми определяются основные направления внутренней и внешней политики республики, её военная доктрина. Они принимаются квалифицированным большинством (не менее двух третей) от полного состава палат. Закон «О нормативных правовых актах РБ» (ст.10) указывает о большей юридической силе кодексов по отношению к другим законам, очевидно, за исключением программных.
Обычные (текущие) законы должны соответствовать Конституции. На её основе они регулируют наиболее важные общественные отношения. В качестве примеров текущих законов можно назвать Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000г. «О социальном обслуживании», Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999г. «Об оперативно-розыскательной деятельности» и др.
Законы можно классифицировать и по другим признакам. Так, в зависимости от субъекта законотворчества они могут подразделяться на законы, принимаемые законодательными органами и путём референдума. По объекту регулирования они подразделяются на общие и специальные. К первым можно, например, отнести Закон «О гражданстве Республики Беларусь», а ко вторым – Закон «Об оперативно-розыскательной деятельности».
В соответствии с Конституцией (ст.85) Президенту РБ предоставлено право издания декретов, имеющих силу законов. В случае расхождения с законом декрета или указа Президента закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (ст.137).
Другую группу нормативных правовых актов составляют акты подзаконного характера. Они принимаются в строгом соответствии с Конституцией, другими законодательными актами, на их основе и не должны им противоречить. В силу этого они и носят название подзаконных. В числе подзаконных актов большей, после законов, юридической силой обладают указы Президента РБ в тех случаях, когда они изданы на основе закона. Следует иметь в виду, что указы Президента могут носить и ненормативный, а индивидуальный характер, т.е. не являться источниками права. Таковыми, например, могут быть указы о назначении на должность, о присвоении почётного звания, о награждении и т.д. Те же указы, в которых содержатся правила общего характера, т.е. имеющие нормативное содержание, являются источниками права. В соответствии со своим положением Президент может издавать и распоряжения. Однако они издаются обычно по текущим вопросам оперативного характера и не относятся к нормативным актам.
К числу подзаконных относятся нормативные акты палат Национального собрания Республики Беларусь, Правительства, высших судебных органов, Генерального прокурора.
Важными подзаконными актами являются постановления Совета Министров Республики Беларусь. Эти акты носят, как отмечено, подзаконный характер и издаются по вопросам управления экономикой страны, обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения, труда, национальной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и др. Постановления Правительства обычно носят нормативный характер, хотя они могут иметь и ненормативное значение.
Премьер-министр издаёт в пределах своей компетенции распоряжения, которое содержат конкретные предписания, т.е. относятся к актам индивидуального регулирования.
Наиболее многочисленными подзаконными актами являются ведомственные акты, издаваемые центральными органами государственного управления – министерствами, государственными комитетами, комитетами при Совете Министров РБ, учреждениями, подчинёнными непосредственно Совету Министров РБ. Эти акты регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих органов, но некоторые министерства, государственные комитеты и комитеты при Совете Министров обладают правом издания актов, имеющих и межведомственное значение. Такими полномочиями наделено, например, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты и др.
Ведомственные акты принимаются в форме приказов и постановлений. Коллегиально, в форме постановлений принимаются акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер. Ведомственные нормативные акты могут приниматься и в форме инструкций, положений, уставов, правил, но они подлежат утверждению постановлениями или приказами.
Ведомственные нормативные правовые акты издаются строго в соответствии с компетенцией определённого органа и не должны противоречить вышестоящим по юридической силе нормативным актам. Необходимо учитывать, что постановления и приказы могут иметь и ненормативный характер.
Подзаконные нормативные акты принимают также местные представительные и исполнительно-распорядительные органы власти (областей, городов, районов).
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений.
Управления и отделы исполнительно-
Акты локального регулирования распространяют своё действие только на членов соответствующих организаций, издаются в целях обеспечения взаимодействия своих структурных подразделений, режима труда и отдыха и др.