Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:57, курсовая работа
Формальная определенность, т.е., доступная для восприятия форма выражения права, является одним из его признаков. А поскольку именно эта характеристика права и отражена в категории «форма (источник) права», то данному вопросу и будет посвящена представленная курсовая работа.
ВВЕДЕНИЕ. Неоднозначность в понимании форм (источников) права…………………………………………………………………………. 3
ПОНЯТИЕ ФОРМЫ (ИСТОЧНИКА) ПРАВА……………………. 4
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА………………….. 6
Правовой обычай как форма (источник) права……………...8
Юридический прецедент как форма (источник) права……………………………………………………………..12
Нормативный правовой акт как форма (источник) права……………………………………………………………..16
Нормативный договор как форма (источник) права……………………………………………………………...22
НЕТИПИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА……………….. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(РПА Минюста России)
ИРКУТСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
(ИрЮИ (ф) РПА Минюста России)
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА
Курсовая работа студентки 1 курса
заочной формы обучения (на базе высшего профессионального образования)
Морозовой Инги Александровны
Научный руководитель:
Минникес И.В.
Иркутск 2013
ВВЕДЕНИЕ. Неоднозначность
в понимании форм (источников) права…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 33
ВВЕДЕНИЕ. Неоднозначность в понимании форм (источников) права.
Вопрос о форме (источнике) права – это один из важнейших вопросов понимания права. Ведь для того, чтобы стать реальным инструментом и успешно выполнять присущие ему функции, право, также как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других – источниками, а в третьих именуют одновременно и формами, и источниками права. Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «источник права» в теоретико-правовой науке неоднозначно. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие - источниками. Но разные определения одних и тех же явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности. Автор данной курсовой работы будет придерживаться традиционной точки зрения, которая отождествляет понятия «источник» и «форма» права, понимая их как синонимы одного понятия.
Формальная определенность, т.е., доступная для восприятия форма выражения права, является одним из его признаков. А поскольку именно эта характеристика права и отражена в категории «форма (источник) права», то данному вопросу и будет посвящена представленная курсовая работа.
1.
Понятие формы (источника)
Об источниках права говорят, имея в виду факторы, влияющие на появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность государства, воля господствующего класса (всего народа) и, в конечном счете, материальные условия жизни общества. Об источниках права пишут также в плане познания права и называют соответственно: исторические памятники права, данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судебные речи, труды юристов и др. Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права», указывающий на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. В континентальных государствах это в основном нормативные акты. Договор как источник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент континентальной правовой системой отвергается.
Форма права характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе, но это идеал, который часто не соответствует действительности.
Обычно говорят об источнике права в трех аспектах:
Как отмечает профессор О.В.Мартышин, «понятие «источник (форма) права» следует отличать от понятия «правовая форма» (особая форма государственного воздействия на различные стороны общественной жизни, включая экономику, политику и т.д.). Источник (форму) права нельзя отождествлять и с источником информации о праве – газетой, журналом, телевидением. Источник права – это, как правило, сложившийся или определенный государством способ оформления веления, содержащегося в норме права. Как именно это веление будет доведено до адресата – выбито на камне, напечатано в газете, либо вообще не дойдет до него – в данном случае значения не имеет». 1
Источники (формы) права в различных правовых системах отличаются своеобразием, которое обусловлено особенностями исторического развития, национальных правовых культур и традиций. Так, в англосаксонских странах (т.н. семья «общего права») судьи определенной компетенции имеют полномочия при рассмотрении дел формулировать, отменять или даже изменять норму права. В российском праве решение суда общей юрисдикции по конкретному делу не признается источником права – российские судьи правомочны применять существующее право, а не создавать его. Таким образом, даем понятие:
Учитывая вышеизложенное, я могу сделать вывод, что понятие «источник права» можно считать синонимом понятия «формы права». Поэтому в моей курсовой работе ключевые термины я буду обозначать так: «формы (источники) права».
2.Основные формы (источники) права.
В работах некоторых авторов существует историческое разделение «форм (источников) права» на эпоху варварскую (которой соответствует система обычного права и религиозных норм), и цивилизационную (которой соответствует система статутного права). Традиционно в теории права выделяют следующие источники (формы) права:
Кроме того, в качестве источников права также могут рассматриваться правосознание, правовые принципы (в т.ч., общепризнанные принципы и нормы международного и национального права), акты референдума и прочие формы прямого волеизъявления народа. В годы становления советской власти, в период складывания новой системы права, суды были вынуждены руководствоваться «революционным правосознанием». Не стоит умалять роль правосознания в процессе правотворчества (например, при формулировании нормы права), но вряд ли уместно относить правосознание к источникам (формам) права. Скорее, это источник права в идеологическом, а не в юридическом смысле.
В связи с расширением
Конституция Российской Федерации (часть 4 ст. 15) предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России. Кроме того, в ГК РФ (статья 6) установлено, что в случае пробелов в праве и невозможности применения аналогии закона необходимо руководствоваться общими началами и смыслом гражданского законодательства (аналогия права) и требованиями добросовестности, разумности и справедливости. Все вышесказанное дает основания делать вывод о том, что не только принципы международного, но и национального права могут быть признаны источниками права.
Акты же прямого волеизъявления
народа (например, Конституция РФ) можно
рассматривать как
В представленной работе более подробно будут рассмотрены несколько основных форм (источников) права - правовой обычай, юридический прецедент, нормативный правовой акт (НПА), нормативный договор.
2.1.Правовой обычай как форма (источник) права
Данный источник права считается исторически самым древним. Современной науке известно немалое количество правовых памятников, в основу которых легли обычаи. Сразу необходимо отметить, что во избежание смысловой путаницы правовой обычай следует отличать от обычая вообще.
Так, обычай в широком понимании – это исторически сложившееся правило поведения, установленное обществом и ставшее обязательным в силу своего многократного применения в течение длительного времени. Основные его признаки – единообразие в применении, консервативность, всеобщее признание и общественная поддержка. Многие обычаи носят локальный характер.
Правовой обычай – обычай, ставший таковым при его одновременном одобрении и общества, и государства. В этом случае правило, сложившееся в виде обычая, получает защиту в виде возможности применения к нарушителю не только мер общественного воздействия, но и принуждения со стороны государства – обычай становится нормой права. Таким образом, даем определение понятию:
Понятно, что не все обычаи приобретают характер правовых. Правовой обычай следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Только те устоявшиеся правила поведения, которые служат предметом правового регулирования и отвечают государственным интересам, становятся правовыми обычаями.
Как же происходит процесс санкционирования обычая государством? Эта процедура может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой. Решение государственного органа, в котором применен обычай, признается соответствующим государством и может быть принудительно исполнено. Как правило, государство в исходящем от него нормативном правовом акте устанавливает, что правовая регламентация определенных общественных отношений осуществляется в соответствии с обычаями в данной сфере общественной жизни, т.е., делает к ним отсылку. При этом содержание обычая в акте не производится. Иначе – обычай утрачивает свою самостоятельность в роли источника права, а источником права становится нормативный правовой акт, в котором этот обычай фиксируется.
Здесь нельзя не упомянуть об обычном праве – системе норм права, базирующейся на обычаях.
Мнение, что обычное право - это всего лишь древняя форма права, которая уступает место иным, более совершенным формам, является спорным. Эта форма права появляется на весьма ранних этапах правового развития, в первичных раннеклассовых городах-государствах. Она охватывает, прежде всего, семейно-брачные отношения, регулирует земле - и водопользование, имущественные отношения и т. д. Особенно известны такие своды обычаев, как Законы XII таблиц (Рим, V в. до н.э.), законы Драконта (Афины, VII в. до н.э.), Салическая правда (франкская монархия, VI в.), Русская Правда (Древняя Русь, XI в) и др.
Обычаи и их правовая форма, которая устанавливается признанием, утверждением государством складывающихся или сложившихся отношений, которым следуют участники этих отношений только потому, что так заведено, что им следуют все, - это мощное регулятивное средство, которое сохраняет свое значение и в современных социальных условиях во многих странах. В этой связи в ряде стран к ХХ веку появились биюридические системы. Например, в Кении после освобождения от английского колониального правления сохранились нормы английского статутного права в семейно-брачной сфере и действуют древние, родоплеменные обычаи, в том числе в семейно-брачной сфере.